|
Песочная терапия: профессиональная и домашняя.Автор статьи: Гаркавец Ольга Николаевна
Песочная терапия Детская психология за все годы ее существования освоила огромное количество методов. Каждый метод эффективен по-своему и работает в определенных ситуациях. Но есть метод, который применим для решения практически любых детских проблем. Он называется песочная терапия. История этого метода насчитывает более 80 лет. Его применяли и применяют в разных странах. Психологи много десятилетий разрабатывали техники работы в песке. Существует множество разновидностей работы в песке: обучающие игры для детей и коррекционные. В песке можно обучить ребенка чтению, письму, развить тактильную чувствительность ладошек, потренировать мелкую моторику, развить фонематический слух. Сегодня мы поговорим о коррекционной работе, т.е. терапевтической. Благодаря песку дети избавляются от страхов, энуреза, происходит снижение агрессии, повышение самооценки и многое другое.
Классическая – юнгианская песочница. Если психолог работает в этом русле, то большое значение уделяется символам, каждая фигура в песке символична. Вся песочница поделена на 9 зон. Левая сторона – женская, она связана с мамой ребенка и со всеми женщинами его рода, сторона прошлого, средняя часть – настоящее, правая – мужская ( папа и другие мужчины рода), будущее человека. Верх – это голова, ментальность, средняя часть – сердце, чувство, эмоции, низ – ноги, движения, двигательная активность. Исходя из расположения фигур по зонам и их символического значения в песочнице психолог трактует проблемы ребенка или взрослого. Есть методика, в которой дом – это дом, солнце – это солнце, т.е. нет такого пристального внимания к символам, здесь основное внимание уделяется тому, что человек строит, как он это делает, что при этом говорит. Хорошие результаты получаются и в том, и в другом случае.
Психологическая песочница – это деревянный ящик, его размеры 50 *70 *8 см, выкрашенный изнутри в голубой цвет. Стены символизируют небо, а дно – это символ воды. 1/3 песочницы заполнена сухим песком. Обязательное соблюдение стерильности – я прокаливаю песок в духовке перед тем, как его высыпать в песочницу. На полках стоит большое количество миниатюр: люди (дети, женщины, мужчины), домашние животные, дикие животные, дом, посуда, камни, растения , минералы, солнце, луна и др., т.е. то, что нас окружает. Ребенок строит, а психолог наблюдает, не вмешиваясь в этот процесс. В этом высокая безопасность метода. Перед работой с ребенком обязательна беседа с родителями. Вопросы звучат примерно так: что именно беспокоит родителей, что хотят от песочной терапии. По возможности я стараюсь донести до родителей, что ребенок – это зеркало семьи, поэтому для достижения лучших результатов необходима комплексная работа: отдельно с ребенком, отдельно с родителями или с одной мамой. Ребенок во время игры в песке учится корректировать свое поведение, проживает различные травмирующие ситуации, приобретает новый опыт решения проблем, снижения агрессивности, тревожности и др. Песочная терапия эффективна примерно с 3-4 лет. До этого возраста ребенок очень тесно связан с мамой, поэтому достаточно работы с мамой.
Ребенок, заходя в кабинет психолога и видя песочницу, испытывает эмоциональный подъем. « Ух ты, как классно» - говорят дети. Психолог начинает работу следующими словами: « Представь, что ты волшебник, ты много лет бродил по пустыне, искал место для своего волшебного замка. И вот, наконец, ты нашел это место. Теперь ты сможешь построить свой замок. Возьми с полок то, что тебе захочется поставить в песок, когда ты закончишь, скажи».
Ребенок увлеченно строит. Некоторые, особенно взрослеющие дети 9-11 лет, строят быстро – 10-15 минут. В основном же этот процесс занимает около 30-40 минут. Затем я прошу ребенка рассказать, как называется его мир, кто эти герои, откуда они пришли сюда, спрашиваю, кому здесь хорошо и кому плохо. Таким образом , информация из бессознательного выводится в мир слов и игры. Страдающим героям сразу предлагаю помочь. Ребенок обычно сам придумывает, как помочь. Одна 7-летняя девочка, поставив имитацию надгробного памятника, сказала, что похороненному здесь человеку очень плохо, его убили. Затем сама захотела его воскресить. Мама девочки рассказала, что в 2 года ребенку по неосторожности сказали о смерти бабушки, после чего дочь постоянно спрашивала, не умрет ли она. Вот в такой форме проявился этот страх в песке. Проживая свой страх в песке, девочка с каждым сеансом все легче и быстрее оживляла этого персонажа. Таким образом происходит самоисцеление ребенка.
Все мы знаем, как наши дети любят летом играть в песочнице. От года до 10-11 лет дети лепят пирожки из песка, строят замки, роют ходы. Внимательно понаблюдав за своим ребенком и чужими детьми в песочнице, мы можем заметить, что: -одни дети мирно делают пасочки, -другие отбирают лопатки и ведерки у других, забросив свои игрушки, - третьи постоянно ломают чужие замки. Все дети разные, но если ребенок ломает чужое, можно предположить, что он еще не умеет общаться, но хочет, не знает, как привлечь к себе внимание, а может, он уже почувствовал кайф от того, как плачет сосед по песочнице и всячески стремится его обидеть. Причины могут быть совершенно разные. Песочница становится лакмусовой бумагой воспитательного мастерства родителей, взаимоотношений в семье. Если родители недовольны поведением своего ребенка, есть шанс все исправить во время отдыха на море. Стройте с ним замки, но не навязывайте свой стиль строительства, хвалите за построенное, возьмите из дому маленькие игрушки, разыгрывайте в песке различные ситуации или просто наблюдайте, как это делает ваш ребенок. Предложите ему побыть волшебником, построить свое королевство, при этом называйте его « Ваше величество». Главное, хвалите, с интересом слушайте то, что расскажет вам ребенок, продемонстрируйте уважение к «его величеству». Дайте ему время обозначить свои проблемы, не торопите. Если вы не можете ничего понять, просто предоставьте вашему ребенку самому откорректировать свое поведение. Желательно провести не меньше пяти сеансов в песке. Чтобы воспитывать своих детей, родители не проходят специальное обучение, они всему учатся на своих и чужих ошибках, но у них всегда есть возможность изменить стиль воспитания, сделать его более демократичным.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|