Взаимные отражения и кривые зеркала.

Не секрет, что самооценка строится изначально на усвоении оценок внешних. Если родители уверены, что их девочка принцесса, она так себя и будет чувствовать. Возможно ее ждет разочарование, когда она встретится с другими мнениями на этот счет. Впрочем, то что у нее не отнять, это базовое видение себя хорошей, любимой и нужной. И она будет вести себя так, чтобы получать то мнение о себе, которое у нее уже есть в основе. Но есть люди, кому давали понять в детстве, что они недостаточно хороши или наоборот, хороши до безотказности или вечно ненужные посредники родительских ссор. Что же такие люди будут ждать в свой адрес от окружающих? Как они будут строить общение: стараясь угодить или пытаться опекать, а может сходу бежать разнимать любые ссоры? 

Речь о том, чтобы быть увиденным, быть замеченным - целиком или в своих отдельных проявлениях. Так мама, замечая крик ребенка, обнаруживает его потребность и дает ей имя, помогая удовлетворить ее, будь то потребность в еде, сухости или сне для младенца или поддержке, позитивной оценке и уверенности в себе у младшего школьника. С эмоциями та же история. Называние своих чувств и чувств партнера по общению творит чудеса даже в разгар ссор. Чувства не улетучиваются, но перестают захлестывать, становятся видимыми, а потому выносимыми. 

По мере взросления эта способность интегрируется, ребенок учится сам узнавать свои чувства и потребности, признавать их ценность, находить для них подходящую форму выражения и удовлетворения. Причем не все потребности нужно при малейшем обнаружении бежать и удовлетворять, любые чувства сразу предъявлять и выражать. Задача видеть и обращаться с ними, умея когда нужно подождать, найти наиболее подходящий способ предъявления. Это идеальная картинка, а в реальности идеальных зеркал не бывает, и случается, что какая-то сфера психической жизни не распознается или распознается ошибочно: 

- Эмоции. Они могут быть под запретом полностью или частично. Например, злость, такое неудобное чувство, хочется не иметь с ним дела, кому нравится, когда на него злятся? Вот ребенку и говорят, прекрати сейчас же злиться, за злость наказывают. И вырастая, теряется контакт с этим чувством и нет возможности ответить хаму резко или защитить себя в ситуации нападения. Запрет на злость может быть частичным, когда запрещается злость на часть людей или запрещается в определенных ситуациях. Например, в семье нельзя злиться на старших, к ним нужно всегда уважительно относится, всегда нужно находить оправдания любому их поведению, или нельзя злиться в ситуации проигрыша или возмущаться несправедливостью мира. Можно запрещать не только негативные чувства, но и позитивные. Например, под запретом может оказаться гордость, не та которая про превосходство, а полезное и правильное переживание удовольствия от сделанного. В семье может быть миф, что нельзя громко радоваться, иначе другие позавидуют и все исчезнет. Опасно это тем, что не прожив удовлетворения от сделанного, как понять, в правильном направлении вы движетесь или в ошибочном? Если в любом своем шаге вы привычно ищете ошибки, то как узнать, продвигаетесь ли вы вообще или топчетесь на месте? 

- Потребности. Потребности тоже можно игнорировать совсем. Например, «жар костей не ломит», человек вырастает нечувствительным к переживанию дискофморта от жары, если заболел, но температура ниже 38.8, то это просто капризы или саботаж школы, а потом, во взрослом возрасте трудно будет распознавать приближение болезни и дать себе адекватное лечение и отдых. Потребности можно путать. Потребность в поддержке можно глушить конфеткой или сладостями, потребность в любви заменять дорогими подарками, потребность в питье едой.  

- Поведение. Также может быть частично или полностью под запретом. Например, нельзя разговаривать громким голосом. Или только когда рядом кто-то спит. Под запретом может быть отсутствие действия. Например, нельзя пропустить день, не узнав, как у мамы с давлением. Или нельзя говорить о семейных ссорах, разводе, алкоголизме отца. Иногда эти запреты переходят рамки разумного, а иногда теряют актуальность и сковывают вполне адекватное поведение. Например, запрет на заботу о своей внешности или на выбор профессии. В любом случае они не дают возможности выбирать свое поведение самостоятельно, не основываясь на привычном укладе вещей. 

Сложность не только в том, что эти запреты есть в вашей жизни. Сложность в том, что они подчас незаметны, но от того, что они вне сознания, не менее весомы и действенны, задавая подчас узкие коридоры вашей возможности жить, чувствовать и осознавать себя. Но вы можете менять только те явления в себе, которые осознанны, приняты. Принятие не равно одобрению, важно именно признание факта. Эти привычки можно менять когда у них есть достаточно дружественного внимания с вашей стороны. Однако этот путь трудно совершить в одиночку, так как они меняются в контакте, в тех отношениях где другой видит чуть больше, видит, называет и дает признание тому, что ускользает от вашего внимания. Такой контакт бывает в близких отношениях спонтанно, такой контакт бывает работе с психологом. Выбор пути за вами) 



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Материнство. Нужно ли себя готовить к нему или будь что будет?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Когда обращаться к психологу или что мешает чувствовать себя счастливым
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • Быть или не быть? Или о том, как правильно делать выбор.
  • Обнимашки и летящие стулья - что может быть общего? Или история об одном белокуром мальчике
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Что раньше: курица или яйцо? Или как начать быть счастливой!
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Статья «Понять и принять или о том, что значит быть подростком?»
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь