|
На пересечении психоанализа и философииАвтор статьи: Дутчак Владислава Сергеевна
«Нет человека без тайны», — говорил Мераб Мамардашвили, представитель экзистенциальной школы, сумевший повлиять на становление независимой философской мысли во всем мире. Его часто называют Сократом своего времени. Разговор — это то, в чем человек раскрывался во все времена. Мамардашвили указывает, что всякое слово имеет две категории — само слово и предмет, который оно представляет. Здесь очевидна параллель с психоанализом, который оперирует словесным и предметным представлением в сознательном и бессознательном: для существования «чего-либо» в «объективной» реальности человека это «что-либо» должно найти свое подкрепление в его психической реальности, то есть предметное содержание должно найти подкрепление в словесном — и только тогда оно сможет прорваться в сознание. В философии, напротив, существует «пустое понятие» — не обозначающее какой-либо предмет (например, душу или Бога). Именно такого рода слова указывают на трансцендирование. Другая параллель психоанализу, на этот раз зеркальная — рассуждения Мамардашвили о полноте бытия и «собранном субъекте». Зеркальная — потому что в психоанализе есть понятие «расщепленного субъекта», который тоже стремится к собранности, о которой говорит Мамардашвили. «Пребыть целиком — собрать то, что есть Я и одновременно все, что ускользает от меня, распадается в осколках зеркал», — пишет Мамардашвили. То есть, «полнота бытия» — это обнаружение факторов, которые, оставаясь неизвестными, тем не менее определяют личность субъекта. В психоанализе эта цель достигается рефлексией детских воспоминаний, попытками окунуться в первые годы жизни и узнать, что именно сформировало человека и структурировало его как личность. Философия идет тем же путем. «Рождение в теле — есть обморок души», — говорит Мамардашвили, имея в виду, что самопознание — это воспоминание о том, что мы когда-то знали, но потом забыли. Так Мамардашвили подводит читателя к одному из главных вопросов философии: что первично — сознание или бытие? Мамардашвили рассматривает сознание как второе рождение человеческого Я — и здесь тоже оказывается близок к этике психоанализа, которая считает, что субъект формируется в том числе за счет культуры со всеми ее запретами, законами, правилами и традициями. Одним из самых известных трудов Мамардашвили является сборник «Необходимость себя». Это цикл лекций, в которых философ обсуждает те вечные темы, над которыми работает философия со времен Древней Греции. Мамардашвили показывает, что по сути, ничего со времен Сократа и Платона существенно не изменилось, что человека по-прежнему делает человеком именно его человечность, что вопрос свободы и воли по-прежнему остается ключевым, и что нет необходимости искать точные ответы на данные вопросы, так как неизвестно существуют ли они на самом деле. Мамардашвили говорит о том, что нельзя научить философии, так как это не строгая система знаний, которую можно «заложить» в голову другому. Никто не сможет прочувствовать и осмыслить что-либо в точности, как сделал это ты сам. Так же как и в практике психоанализа: каждый человек уникален в своем становлении и его путь обретения себя всегда будет особым, не прописанным заранее. «Человек есть существо в той мере, в какой оно самосозидается». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|