Некоторые причины хронической ненависти в паре

Автор статьи: Татьяна Поддубная

Частая история, когда люди, живя вместе достаточно долго, хронически друг друга уничтожают, а не разводятся. Они утопают в ненависти, они скандалят каждые выходные и вопреки казалось бы здравому смыслу продолжают совместное существование. Причины всегда совокупные, я же постаралась сформулировать некоторые.

Страх и стыд перед привязанностью. Типично для людей с тяжелым прошлым в эмоционально насильственных отношениях с матерью. Это взрослый способен достраивать понимание психических трудностей атакующего родителя, в мире ребенка происходящее - правда и мать символизирует мир, который в дальнейшем определяет бессознательное восприятие реальности. Травматизация насилием приводит к страху и стыду за проявление любви, раз за ожидание взаимности прилетает агрессия. Психика справляется с ощущением беспомощности и ничтожности через механизм "идентификации с агрессором" и травмированный ребенок, вырастая, занимает позицию нападающего, защищая себя таким образом от переживания ранней уязвимости. Лучшей бессознательной защитой оказывается атака. Партнер, каким бы он ни был, всегда воспринимается "плохим", тождественным близким, которые насиловали в детстве.

Резкая потеря матери или частые периоды бросания, даже если отношения в семье были нежестокими. Психика ассоциирует любые отношения с потенциальной угрозой болезненного обрыва и в любом, даже самом надежном человеке, через призму детского опыта начинает видеть перебежчика-врага.

В обоих случаях бессознательное ребенка кумулирует сильную агрессию. Он не способен ее ни чувствовать, ни выражать. А во взрослом возрасте для канализации скрытой злости облигатно нужен "внешний враг", которым по причине или без и становится другой. "Враг" бывает объективным, когда партнер сам по себе ненадежный, жестокий и травмирующий. Но частенько "врага" создают
через "проективную идентификацию", постепенно провоцируя в человеке ответную ненависть постоянными придирками и нападками. Таким образом личность, которой нужно постоянно выплескивать бессознательную злость, формирует плацдарм для взаимных конфликтов. Переживания страха и стыда усугубляются в подростковом возрасте резким жестоким разрывом родителей, особенно если семья держалась на ребенке (в нашей культуре чаще уходит мужчина). Разрушение близости через деструктивные конфликты - отличный способ не дожидаться внезапного ухода партнера.

Такой человек, привязываясь к терапии, постепенно начинает проявлять скрытую агрессию, обесценивать работу психотерапевта, открыто критиковать или эмоционально нападать, чтобы со всей мощью израненного детства доказать, что психолог глупый, жестокий, агрессивный и по самозванству занимает свое кресло. Цепляние за каждый недочет позволяет не боятся якобы отвержения и равнодушия, которые бессознательное рисует в психотерапевте. Обесценивание маскирует стыд быть открытым и уязвимым. Важно понимать эти детские переносы на терапевтическую ситуацию и не бояться нападок в правильных поддерживающих реакциях, постепенно меняющих психику.

Здесь проживает и "зависть к нормальности". Детская травматизация создает фантазию о том, что другие лишены болезненного опыта и их достижения - это "по маслу". Подобные мысли очень хорошо выявляются в терапевтическом пространстве, когда человек делится фантазиями о "нормальности" терапевта из-за его якобы другого счастливого детства со стабильными родителями. Ребенок интерпретирует негативное отношение родителей как следствие его "плохости", это чувство капсулируется и во взрослом возрасте провоцирует обломы и разрушения, когда жизнь становится "хорошей". Психика не позволяет счастью быть, а атаки на эмоциональную стабильность партнера по механизму той же проективной идентификации оказываются способом межличностного уравнивания. Кажется, что "нормальный" не полюбит "ненормального", но разозлившийся "нормальный" ближе к зоне "ущербности", а значит отношения можно сохранить. Конечно, со временем "нормальный" уходит и психика оставленного человека снова получает подтверждение, что любовь невозможна. Личность бессознательно провоцирует партнера на воссоздание ранних травмирующих отношений, она выбирает "плохую" историю (с работой, отношениями), а если все идет хорошо, то неосознанно провоцирует обвал.

Есть отдельный вид агрессии, связанный с нераспавшимся симбиозом с матерью. Такая личность психологически "не умеет" быть отдельной единицей в паре и поэтому гасит выражение желаний, потребностей, т.е.всего спектра собственного Я, из-за бессознательного страха разрушить отношения. Человек полноценно и насыщенно функционирует в одиночестве, вступая же в связь, он мгновенно "исчезает" и теряет границы, накапливая агрессию из-за ощущения удушья, даже если партнер лояльный, спокойный и нетребующий. Симбиотически слипшаяся личность нуждается в срыве, выплеске этой агрессии, чтобы другого оттолкнуть и таким специфическим способом восстановить собственную целостность. Подобные переживания хорошо прослеживаются в психотерапии, когда прогрессирующий клиент вдруг начинает делиться опасениями, что теперь он терапевту не нужен, либо же злиться на невозможность двигаться дальше из-за ощущения вины перед психотерапевтом.

В любом случае хроническая ненависть - всегда перенос травмирующих переживаний из детства. Чем больше ребенок подвергался небезопасности, тем более агрессивным он станет в ответ. Какая ни была бы злость в человеке, она в основном про брошенность, отвергнутость и потребность в близости. А это уже не страшно.



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь