Об интеграции арт-терапевтического и психоаналитического подходов в групповой работе с пациентами с ПЛР

Групповой анализ и арт-терапия видят метод и цель лечения в раскрытии бессознательного, в обнаружении и признании специфических форм общения личности как со своей внутренней, так и с внешней реальностью. Групповой анализ связан с ощущением одиночества и экзистенциальной незащищённости человека. Он рассматривает отдельного человека в группе, работает с той связью, которая возникает между людьми. В терапевтической группе на поверхность выходят также импульсы уничтожения и разрушения, что делает их доступными для психоаналитической проработки. Однако к исцелению в группе и благодаря группе приводят сохраняющие, созидательные, понимающие и поддерживающие компоненты человеческой сущности.

Арт-терапия помогает выражать значимое другими способами: красками, музыкой, движениями, картинками из журналов и т.д. Многое здесь происходит без слов, в обход сознания. Методы арт-терапии отлично работают в ситуациях неопределённости, неясности, когда имеется масса неосознаваемых или нежелательных переживаний.

Сочетание арт-терапевтических методов и группового психоанализа даёт пациентам в группе возможность в процессе терапии обрести самого себя в контексте других участников группы, постичь свой “людской удел” интеллектуально и эмоционально. Личное бессознательное существует не в одиночестве. Другой отражает то, что неизвестно человеку в его отдельности. В Другом мы видим самих себя, если мы к этому готовы.

Пациенты с ПРЛ (пограничным расстройством личности) сложно тестируют реальность. Для них реальные отношения таят много опасности. Взаимодействуя в группе, они опираются на своё бессознательное представление о том, как всё должно происходить. Арт-терапевтические техники позволяют фантазии о себе и других воплотить в реальность (нарисовать, сделать что-то), посмотреть на это со стороны и внести какие-либо изменения. Таким пациентам важно научиться помогать себе. Именно вынесение их фантазий за рамки личности, отделение её от себя на бумагу даёт возможность это сделать.

Задача психоаналитика при работе с пациентами с ПРЛ - способствовать развитию трансфера и, откликаясь на функционирование пациента, помочь ему в коммуникации на группе. Таким образом, психоаналитик и некоторые участники группы становятся мишенью агрессии пациента. Разрядка агрессии освобождает пациента для сотрудничества с остальными участниками и психотерапевтами в группе, а анализ переноса и его проявления в группе способствует большему тестированию реальности участников группы в своих взаимоотношениях с людьми.

Козенкова Юлия Викторовна – психолог, клинический психолог, арт-терапевт, член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», специалист психотерапевтического центра «Беркана», Новосибирск.

Костенко Сергей Викторович — клинический психолог, психоаналитик, специалист психотерапевтического центра «Беркана», Новосибирск



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • О динамической группе, часть 12. О ролях на группе
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Некоторые терапевтические приемы повышения мотивации аддиктов при работе в группе.
  • Супервизионной группе Нижегородского Центра психоанализа исполнилось 3 года.
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Арт-коучинг сочетание арт-терапии и достижение цели.
  • Арт-терапия в СОШ (примеры арт-терапевтических конкурсов и акций)
  • Арт-терапия для себя и для других...
  • Арт-терапевтическая техника «Дерево» в групповой работе
  • Психотерапия в группе - что это
  • Техники для работы с созависимостью в группе
  • Что происходит на группе?
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Арт-терапия. Как я открыла для себя матрешку.
  • Что обычно происходит на психотерапевтической группе? Чего ожидать?
  • Арт-альбом - только для арт-терапевта?
  • О динамической группе, часть 11. Рядом с жизнью других
  • Психоаналитическая терапия в группе
  • Сказкотерапия в работе с детьми в группе
  • Чем хороша терапия в группе?
  • О терапевтической группе
  • О динамической группе, часть 8. Как это выглядит?
  • Жизнь напоказ, или В чем отличие терапии в группе от индивидуальной терапии
  • Групповая терапия. Отчет по выездной группе.
  • Мифы о терапевтической группе
  • Коучинг в стиле арт или Арт-терапия + Коучинг = Максимально эффективная работа с клиентом
  • Арт-терапия или не арт?
  • Что такое работа в группе?
  • О роли поддержки в терапевтической группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь