Иногда время летит очень быстро как птица, иногда медленно ползет как улитка, иногда совсем останавливается, давая нам возможность посмотреть по сторонам , оглянуться назад и поразмышлять.
Сейчас, когда мы закончили третий сезон супервизионной работы, можно сделать паузу и подумать о том, что происходило с того момента когда мы познакомились и стали работать вместе с тренинг-аналитиком Международной Психоаналитической Ассоциации, доктором психологических наук, профессором кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ, Васильевой Нины Леонидовной.
Несомненно, что наше участие в супервизионном проекте помогло получить обратную связь, объемное видение клинической работы, расширить свой инструментарий, научиться более глубокому подходу к терапии, но на мой взгляд было в этой работе “нечто большее”.
Этот “нечто большее” описывается Даниэлом Штерном в его концепции имплицитного знания. Он писал, что у любого человека, кроме вербального (символического) уровня усвоения знаний, существует имплицитный (бессознательный) уровень, который возникает в процессе развития личности очень рано, еще до начала возникновения говорения, в процессе того, что Д. Штерн называет опытом “быть с кем-либо вместе”.
Много работая с маленькими детьми, а, значит, будучи «подключенной» к этому уровня личностного опыта, Нина Леонидовна передала ощущение важности этого опыта нам, и это, теперь уже наше, «имплицитное» знание стало проявляться в нашем взаимодействии с клиентами.
В процессе работы мы все больше стали осознавать, что важно быть для клиента “хорошим объектом” , то есть не пытаться произвести впечатление своими знаниями или ценными советами, психологическими приемами, секретами и техниками, не стараться быть лучше, чем предыдущий психолог, мать, отец или еще кто-то другой, а уметь “выживать” во всех трудностях жизненного пути и оставаться рядом, как бы к нам ужасно ни относились.
Такая психоаналитическая поддержка совсем не похожа на обычную поддержку. Её суть - не просто утешение и успокоение, а предоставление человеку возможности самому «открывать» новый опыт, открывать свой внутренний мир, преодолевая трудности и проблемы через их более глубокое понимание.
И, конечно, это удовольствие, когда в процессе такой трудной работы с клиентами начинаешь видеть, что клиенты - взрослые или родители, - которые ранее были ослеплены результатами, начинают замечать, что внутри их ребенка и внутри их самих есть Мир Внутренний, - многообразный, иногда хрупкий, иногда запутанный, - мир, которому стоит уделять больше вынимания, и относиться к которому следует с бережностью, пониманием и заботой.
С сентября группа продолжит работу.