Есть две невротические крайности в том, как люди относятся к сделанным ими ошибками.
Первый вариант: Не признавать своих ошибок. Довольно распространённое явление. Особенно у людей с лидерскими качествами. А также у людей с ложнозавышенной самооценкой (у тех, у кого самооценка на самом деле низкая, но в целях психологической защиты демонстрируется окружающим как завышенная).
Такие люди фактически убеждены, что они почти никогда не делают ошибок. Соответственно, кто виноват тогда во всех их неудачах? Правильно: всегда виноват кто-то другой.
"Это всё из-за тебя",
"Это ты меня в это втянул(а)",
"Это произошло из-за плохой погоды (варианты: правительства, шефа, коллег, подчинённых, твоих (его, её, их) действий, твоих (его, её, их) слов, не того места и времени, не той страны, и т.д. и т.п.)
Как очень едко заметил Эрик Берн, в продолжении этого списка причин: "это из-за того, что в его городе не живут утконосы." Причём тут утконосы? А причём тут все остальные причины? Всё ведь просто: человек не собирается признавать свои личные ошибки и "ищет крайнего".
Второй вариант: Драматизировать свои ошибки до уровня катастрофы. Это ещё более распространённое явление. Ярче всего проявляется у людей с заниженной самооценкой. Но и людям с нормальной самооценкой такое тоже бывает нередко свойственно.
Нередко драматизация ошибок приобретает такие размеры, что человек чувстует себя не в состоянии продолжать начатое дело: Он начал действовать, в ходе действий совершает какую-то ошибку (или несколько ошибок) и осознание допущенной ошибки вызывает у него настолько сильные негативные эмоции, что у человека просто "опускаются руки" - он ощущает, что не в состоянии продолжать эту деятельность дальше и в итоге всё забрасывает, решив, что у него "ничего не получается".
В тяжёлых случаях это приводи к формированию ещё более низкой самооценки, маркером которой является фраза "ну вот со мной всегда так", или "у меня никогда ничего не получается".
Один из известнейших российских психологов - В.В.Столин, пишет, что русским эта черта свойственнна особенно сильно, по сравнению, например, с американцами: что там где американец, допустив ошибку, скажет что-то вроде "дерьмо случается, но ладно - живём дальше, проехали", русский, допустив такую же ошибку, будет долго и тяжело рефлексировать и переживать, а это в итоге очень сильно препятствует успеху в любом виде деятельности. Столин скланяется к тому, что "американский" подход к ошибкам более психологически здоровый.
Так как правильно относиться к своим ошибкам?
Вслед за В.В.Столиным я бы сказал, что психологически здоровый подход - это признавать свои ошибки, но не акцентироваться на них.
Как гласят огромное количество афоризмов, максимум что мы можем сделать - это исправить допущенную ошибку и не повторять её снова.
Однако, я бы сказал, что и то и другое бывает возможно далеко не всегда.
Во-первых, нередко бывают ситуации, когда исправить допущенную ошибку совершенно невозможно. Ну допустим в тексте была допущена опечатка. Во многих случаях её действительно можно исправить. Но вот, например, если Вы опоздали на самолёт и тот улетел, то Вы уже никак не сможете не него попасть. Например, если Вы уронили и разбили бокал, то "воскресить" разбитый бокал уже не получится.
Во-вторых, как бы твёрдо человек не был намерен не повторять допущенную ошибку, ему бы следовало знать, что вероятность повторения им подобной ошибки составляет около 90%: ведь в основе подавляющего большинства ошибок лежит привычка действать и мыслить определённым образом.
Не случайно существует шутка, что "у каждого есть свои любимые грабли, на которые он любит наступать раз за разом".
Таким образом, чтобы не повторять допущенной ошибки, обычно нужно вырабатывать у себя привычку действовать и мыслить по-другому (вместо привычки, которая ведёт к ошибкам, выработать у себя привычку, которая позволяет этих ошибок избежать).
Например, опоздания - это, как правило, именно привычка, и чтобы избавиться от своих опозданий, человеку придётся вырабатывать у себя привычку не опаздывать, то есть приучать себя прибывать заранее и при этом не испытывать невротических "страданий" насчёт того, что благодаря прибытию заранее "потеряно лишнее время" (то есть придётся пересмотреть и свои взгляды на жизнь).
А привычка быстро никогда не вырабатывается: нужно определённое время и последовательная настойчивость. И пока выработается новая привычка старая привычка, как правило, ещё не раз даст о себе знать повторами старых ошибок.
Следовательно, правильным отношениям к своим допущенным ошибкам, вероятно, было бы:
во-первых, их признание ("да, это моя ошибка"), и по возможности сведение негативных последствий ошибок к минимуму,
во-вторых, твёрдое решение постараться не повторять их,
в-третьих, понимание, что риск повторения ошибок есть и он довольно высок, так как большинство ошибок вызвано привычкой думать и действовать определённым образом,
в-четвёртых, твёрдое решение поработать над выработкой у себя привычки действовать и думать таким образом, чтобы это не вело к соответстующим ошибкам, а затем воплощение этого решения в жизнь,
и в-пятых, ни в коем случае не драматизировать допущенные ошибки.
Какой смысл переживать по поводу того, что уже произошло? Ведь мы никак не можем вернуться в прошлое и что-то там изменить. Очень неплохо, если можем исправить допущенную ошибку или хотя бы свести к минимуму её негативные последствия. Ещё лучше, если мы сможем изменить свой образ мыслей и действий таким образом, чтобы это позволило нам не повторять допущенной ошибки. Но это, пожалуй, единственное, что мы можем сделать. Так какой смысл устраивать трагедию из ошибки?
Строго говоря наши негативные эмоции почти во всех случаях абсолютно бессмыслены. Ведь они не только не ведут ни к чему, кроме нашего плохого самоощущения, но ещё и сковывают наше мышление - никто не способен рассуждать здраво на эмоциях.
Один из лучших образов в кинематографе тут, на мой взгляд, это эпизод в фильме "Шпионский мост", где изумлённый адвокат (Том Хэнкс) спрашивает попавшегося в лапы ФБР русского шпиона (Марк Райлэнс), видя абсолютное спокойствие последнего перед лицом практически неминуемой смертной казни: "Вы никогда не волнуетесь?" и получает великолепный ответ: "А это поможет?"
А завершить эту заметку я хочу словами основателя всемирно известной сети отелей Holiday Inn Кеммонса Уилсона, который как-то рассказывая о своём пути успеху, заметил, что у него были ошибки на этом пути, но он старался не совершать самую большую из всех возможных ошибок в этой жизни:
"Самая большая ошибка - это слишком сильно беспокоиться о своих ошибках."
(Кеммонс Уилсон)