детский психолог

Автор статьи: Сергей Мостиков

Нарушение ролевой и структурной модели в психологических отношениях в семье зачастую находит свое выражение в детском поведении. Приведу примеры неконструктивных психологических ролей, которые могут неосознанно брать на себя дети (может быть, в некоторых из них находились Вы или ваши близкие в детстве). Все эти случаи требуют психологической помощи.

«Семейный герой» 
Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок психологически выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.

В школе семейный герой обычно является сверх-успевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором, или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.

Сверхуспевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном и психологическом развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.
Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой психологической самооценки и неуверенности в себе.

«Козел отпущения» 
В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому — хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным «козлом отпущения», отвлекая внимание от психологических затруднений в паре.

Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного психологического «я» он основывает на знании, что он «плохой», и он тяготеет к друзьям, подобно ему имеющим низкую самооценку.
Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным проявлением подросткового мятежа, «козел отпущения» часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного психического пристрастия еще до окончания юношеского возраста.
Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто «козлы отпущения» готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят ребенка вне брака, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся психологически очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

«Потерянный ребенок» 
«Потерянные дети» страдают от постоянного ощущения неадекватности в сравнении с другими, потерянности и одиночества в мире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого предпочитают «плыть по течению». Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, убежденные в том, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.

Становясь взрослым, «потерянный ребенок» продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства. Душевную обособленность и апатию «потерянного ребенка» часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.

«Семейный шут» или «фамильный талисман» 
Эти необычайно восприимчивые в психологическом плане дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев.
Взрослея, «семейные шуты» часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей. Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к скрытым за ним ранам.
Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.

Во всех указанных случаях требуется профессиональная психологическая работа как с ребенком, так и со всей семьей в целом. Чем раньше Вы обратитесь за психологической помощью – тем  легче можно будет помочь!

В детском возрасте закладываются психологические основы развития личности. Оттого, насколько удачно и гармонично будет пройден этот этап в жизни ребенка, зависит его последующая жизнь. До подросткового возраста (а иногда, к сожалению, и дольше) дети находятся в очень тесных отношениях со своими родителями, поэтому, если у ребенка проблемы, первое, на что нужно обратить внимание — «что происходит в семье?»И тогда мы поймем, «что происходит с ребенком». Не нужно лечить ребенка — необходимо помочь быть счастливыми его родителям, и тогда, видя позитивный пример в семье, ребенок сам начнет меняться.



Просмотров: 354
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Ребенок часто болеет в садике! Что делать?!
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Трудный ребенок, кто ты? Я - Козел отпущения.
  • Почему ребенок часто болеет / Психосоматика детских заболеваний
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Взрослые дети, ухаживая за больными родителями, часто оказываются в социальной изоляции
  • Мотивация. Как часто и в какой мере вы уделяете внимание себе?
  • Козел отпущения: «Чтобы быть нужным, я должен быть плохим или больным»
  • Дети и их развитие. То важное, что мы часто упускаем
  • Рекомендации психолога родителям, чьи дети часто болеют:
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • "Часто болеющий" ребенок.
  • Про маму часто болеющего ребенка
  • Как часто носить ребенка на руках
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Часто болеющие дети
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Развод и дети. Часто задаваемые вопросы
  • Как часто Вы искренни с близкими или насколько они Вас понимают?
  • Ребенок не отпускает от себя. Как быть?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь