|
Тревоги.10. Свобода для.Автор статьи: Александров Сергей Валерьевич
Это продолжение . Начало : https://www.psyoffice.ru/article/135930/ В прошлой статье я описал как , на мой взгляд , связаны тревоги предопределенности и неопределенности и свободы от и для. Для того , чтобы продолжить рассуждение об этой связи стоит прояснить все же что такое свобода для. Со свободой от все боле-мене понятно - освободиться от чего-то. Освободиться для чего-то звучит как то коряво.) Я бы так описал свободу для. Любая деятельность человека происходит в каких то отношениях со средой, миром, людьми. Эти отношения как то определены: законами , правилами, социальными ролями. Некоторые правила человек сам определяет, некоторые , например , законы физики, ему приходиться принимать как данность. В этом есть несомненно элемент подчинения. Кстати, закон техники можно сформулировать так : подчиниться природе , чтобы ею управлять. Это касается не только техники. Будь-то инженером, учителем, художником , отцом, лидером, человек подчиняется необходимым правилам своей профессиональной деятельности. Но в пределах этих правил человек может творить, быть спонтанным. Да, холст имеет размеры, но все же на этом холсте человек свободно может сотворить какую то картину, а то и шедевр. Свобода для мне представляется так. Человек находиться внутри какой то деятельности как ее моторчик. Без человека и его свободы эта деятельность становиться безжизненной , рутинной, автоматической. Человек как бы становиться необходимой , но все же частью , этой деятельности. Человек принадлежит этой деятельности, подчиняясь ее законам. Человек не владеет, а лишь ей управляет. Есть такое выражение : вложить свою душу во что-то, в кого-то. Собственно душа в этом контексте и есть свобода для . Человек , становясь частью деятельности, вкладывая в нее душу, становиться целостнообразующим фактором , гармонизирующим началом ее. Он болеет , тревожиться, переживает за целостность и гармонию коллектива, профессии, любого объекта , которому он принадлежит и которым управляет. Именно здесь и надо искать корни тревоги неопределенности. Вот триада : свобода для - ответственность за целостность - тревога неопределенности. По такому же принципу можно описать полярную триаду : Свобода от - ответственность за открытость - тревога предопределенности. Какие выводы можно из этого сделать? На удивление , но самые обширные. Так как человек одновременно "вкладывает душу" во множество объектов, от своего организма до переживаний за весь мир, то часто тревоги за один объект могут противоречить тревогам за другой объект. И именно в этой амбивалентности , на мой взгляд, и стоит искать причины тревожных состояний Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|