Системный подход в психотерапевтической работе с семьей

Системная семейная терапия основывается на теории систем, разработанной изначально  в биологии и кибернетике (В. Вернадский, К. Лоренц, Н. Винер и др.). В психологии системная теория была отражена,  в частности,  в работах  Т.Лири,  Г. Бейтсона,  А. Кожибского, К.Витакера,  А. Варги,  и сегодня приобретает все большую популярность.

Системный подход в работе психотерапевта позволяет рассматривать  семью не как сумму отдельных ее членов, а как живой организм, в котором важную роль играют не только отдельные составляющие этого организма, но и взаимодействие этих составляющих во всех его проявлениях.

Чаще всего семья обращается за помощью  к психотерапевту в тех случаях, когда заболевают или плохо ведут себя  дети. И запрос семьи озвучивается конкретно: «помогите ребенку выздороветь или исправить его поведение».  В подобных случаях психотерпевт сталкивается с трудностями в работе так как семья, «отдавая» своего ребенка в работу, сама старается устраниться от этой работы.Часто это желание устраниться объясняется  тем, что симптом болезни или «плохого» поведения выполняет в семье важную роль, чаще всего обеспечивающую возможность сохранения семьи в ее прежнем виде. Семья словно застревает в своем развитии, не может перейти в следующую стадию своего жизненного цикла или не в состоянии самостоятельно разрешить накопившиеся проблемы во взаимоотношениях и тогда   ребенок начинает «спасать»  семью, выполняя подсознательное или сознательно желание одного или нескольких взрослых.  Проявление симптомов начинает беспокоить родителей, родители объединяются в желании помочь ребенку, и вот – цель достигнута – семья становится цельным организмом.  Но за средство достижения этой цели часто приходится платить слишком дорого: здоровьем или криминальным поведением детей.

Удивительно, что даже при осознании родителями порочности подобных средств, у них редко возникает желание работать над собой, менять свое поведение, свои собственные формы взаимоотношений таким образом, чтобы существующие в семье проблемы не отражались на здоровье или поведении  детей. Связано это нежелание изменений собственной личности  с различными психологическими  проблемами отдельных членов семьи, с проблемами их прародителей.  В книге «Из тени в свет» автор приводит таблицу, отражающую количественную структуру предков любого живущего не Земле человека. Таблица демонстрирует кажущееся невероятным  количество предков и соответственно генетических кодов заложенных в каждого из людей.

Попробуйте сосчитать их, ваших предков, и в какой-то момент вы остановитесь, пораженные их бесконечным множеством. Но виден нам только малый краешек верхушки этого огромного айсберга, плывущего в глубинах веков.

Возьмем период в полторы тысячи лет.  Предположим,  что на 100 лет приходится 4 поколения, если каждое следующее поколение рождалось один раз в двадцать пять лет, и у каждого ребенка, естественно, было двое родителей. Вычисления крайне  просты, каждое последующее число умножаем на 2.

 

            Кем и какими  были наши предки?  Умели ли они любить и прощать или ненавидели и проклинали гонителей и обидчиков своих? Кому завидовали, на кого гневались? Кого предавали или спасали от преследований?  На три-четыре поколения, пожалуй, мы еще сможем составить генограмму по Боуэну. Что было там? Какие тайны скрыты в наших космограммах, что зашифровано в генах?  А ведь эта генетическая память живет в нас и проявляется в конкретных встречах и событиях.

Иногда события повторяются в разных поколениях в одни и те же годы. В семье К. у мужа клиентки, которой исполнилось 28 лет (она в этот момент была беременна первым ребенком),  появилась другая женщина. В процессе консультации выяснилось, что у ее матери тоже в 28 лет была подобная семейная драма, а бабушку клиентки в 28 лет  так же оставил муж. Роковое число для женщин этого рода.

Другой пример. Семья Н. состоит из дочери и матери. Мать в разводе с отцом дочери. В анамнезе семьи алкоголизм и немотивированная агрессия у мужчин рода и сильные женщины, спасающие мужчин и друг друга в сложных жизненных ситуациях. Дочь встречается с молодым человеком, периодически употребляющим алкоголь и агрессивным по отношению к ней. Мать «спасает» дочь от «плохого» мужчины и чувствует себя важной и нужной дочери. Дочь повторяет жизненный сценарий матери, демонстрируя ей свою любовь и признание.

Подобные повторения или паттерны есть в каждой семье. События прошлого мифологизируются и передаются из поколения в поколение как переходящее знамя до тех пор, пока не найдется мужественный человек, готовый освободить свой род от подобного наследства.

Если  собрать группу людей, то можно провести расстановку по Хеллингеру и восстановить поток любви в роду. И удивляешься порой, работая с проблемами рода, как тонко чувствуют «заместители предков», что происходило там, 50 или 100 лет назад. При желании, можно и «поговорить» с ними,  «спросить» их, и даже – «помочь» им простить друг друга! В своей практике автору не раз приходилось сталкиваться с необходимостью  работы по «прощению предков. Результаты были удивительные. Вдруг находились дальние родственники, восстанавливались отношения между ветвями рода. Менялась жизнь у того, кто хотел ее изменить, изменив себя. При этом дети выздоравливали или начинали вести себя положительно.

Но, чтобы получить эффект исчезновения того или иного симптома, следует осознать, что «Заболевание» присуще всей семье, всем ее членам, и излечить, устранить симптоматику в полной мере возможно лишь работая со всей семьей, без исключения.

Боброва Галина Кирилловна



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как наладить отношения в семье или что делать, если появилась привычка в отношениях?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • Для тех, кто переходит из рук в руки, или почему в 40 лет жизнь только начинается
  • С какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются дети, выросшие в семье с домашним насилием?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Я или семья: как понять, что мысли о разводе пора превратить в действия
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Психолог на раз или на всю жизнь? Или что можно за 1 консультацию?
  • Почему мужчина иногда или начинает отвратительно себя с вами вести или просто молча уходит
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Что бывает в семье, которой 3-6 лет (Кризисы в отношениях. Часть 3)
  • Что бывает в семье, которой 10-14 лет (Кризисы в отношениях. Часть 5)
  • Что бывает в семье, которой 7-9 лет (Кризисы в отношениях. Часть 4)
  • От себя не убежишь (пост о том, как мы прячемся от себя в семье и что из этого выходит)
  • Что делать, если вы увидели порезы на теле своего сына или дочери подростка?
  • Деньги в семье или кто, кому что должен?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Любовь в семье – бонус? Или как создать крепкую семью без любви
  • Что бывает в семье, которой 15-19 и свыше 20 лет (Кризисы в отношениях. Часть 6)
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Как находиться в отношениях десятки лет и при этом не устать друг от друга?
  • Что нужно для достижения результатов – Цель, Желание или Намерение?
  • Как родителям сладить с отбившемся от рук юношей или девушкой, если она их сын или дочь
  • Что делать, если дочь забеременела в 16 лет
  • Как воспитывать ребенка 3 лет: подчинять или подчиняться?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь