|
Влияние предков на жизненный сценарийАвтор статьи: Шубина Наталья Александровна
Влияние предков на жизненный сценарий Принято считать, что особый вклад в жизненный сценарий привносится непосредственно родителями или близкими, оказавшими влияние на воспитание ребенка. Действительно, человеческий опыт подтверждает влияние родительских посланий. С первых дней жизни родители передают своему чаду какие-то послания, на основе которых ребенок формирует свои представления о себе, других людях и жизни. Интересно понять, а какое же влияние оказывают предки на жизненный сценарий субъекта? Исследуя жизнь прародителей можно проследить жизненный сценарий человека. Открывая и проживая тайные завесы прошлого можно освободиться от клише и «пожизненного креста». Целью данной статьи является раскрыть представление знания о влиянии предков, преимущественно в рамках транзактного анализа, привлекая по ходу исследования другие психотерапевтические модели. Основные вопросы данной работы: может ли человек, столкнувшийся с посланиями предков, отмечающий на себе «штамп» прошлого, изменить заданную программу? 1.Память предков Мы знаем, что предки – это прародители, умершие прадеды и праматери, предшественники рода, семьи, жившие на несколько поколений раньше. Заглядывая вглубь времени, можно посмотреть, как их фигуры воздействуют на жизнь внуков и правнуков. Для исследования взаимосвязи предлагается вопрос: «Знаете ли вы, как жили ваши прадедушка и прабабушка?». Эрик Берн, предлагает четыре распространенных вариантов ответов: 1.Гордость за предков. Если человек гордится достижениями своих предков, важно понять, что для него самого означает данная гордость: он хочет тоже стать выдающимся или он оправдывает собственные неудачи удачами и достижениями предков? Бывает, человек буквально высмеивает и обесценивает прошлый родовой опыт, акцентируя на героизме предков, который невозможно покорить. 2.Идеализация. Романтическая идеализация предков гласит: «Моя бабушка дожила до 90 лет, имела крепкое здоровье и была прекрасной женщиной». Таким образом, повествующий хочет быть на нее похожим и включил ее опыт в свой сценарий. Парадоксальная идеализация неудачников говорит: «Мой прадедушка был бодрым и сильным, но в старости он сдал». Скорее всего, неудачник повторит судьбу прадеда: стать среди других пожилых людей бодрым и сильным, соревнуясь за право быть таким среди старых больных людей, с одной стороны, острота и драйв, а с другой стороны, такого обладателя может ожидать разочарование. 3.Соперничество. Берн выявляет невротическую реакцию из позиции Ребенка «быть сильнее своих родителей и предков». Невроз, в данном случае, представлен конфликтом между беспомощностью и воображаемой властью «Вот, когда я вырасту, я стану (сильнее, бесстрашнее и т.д.) своего деда!». 4.Личный опыт. Реальное взаимодействие-трансакции между детьми и прародителями, которые оказывают сильное влияние на жизненный сценарий. Как ребенок воспринимает дедушку и бабушку? Послания несут вдохновение или страх? В положительном случае, в сценарий ребенка будут включены мотивация, надежда, вера на успех, в негативном, вызывающем ужас или отвращение, избегание необходимых областей жизни, излишняя кротость, мазохистические тенденции и др. Таким образом, исследование жизни предков помогает выявить как полезные, усиливающие позиции и качество жизни, так и негативные установки. Процесс исследования обнаруживает позицию респондента, выявляя Эго-состояния и рэкетные чувства. 2.Родовые сценарии Порой, независимо от желания человека, «память предков» подталкивает к повторению позитивного или негативного опыта, достойного или низкого качества жизни, к выбору второй половинки, рождению детей и выбора способа смерти. Какое на самом деле влияние оказывает бессознательная память? Как избежать фатальности и суметь обрести свободу? Транзактный анализ, как метод, позволяет изучить сложные механизмы воздействия, научиться жить своей жизнью, осознавая и разделяя свой и другой опыт, избавляясь от «кармы предков», расплачиваясь по их долгам. Можно проанализировать связи поколений, проживая как нечто тайное и невысказанное, порой неосознаваемое, при этом осознать свое предназначение, повернуть вспять «трагическую судьбу» и избежать бессознательных и родовых повторений. Для анализа прекрасно подходит метод генограммы, взятый из системной семейной терапии, который позволяет графически изобразить родовые связи, особенно важны такие данные: возраст, даты смерти и причина, легенды и мифы, связанные со смертью, разница в возрасте между супругами, количество детей, профессии, болезни и алкоголизм, тюрьмы, репрессии, суициды, инцесты. В России, наши бабушки и дедушки, порой ради сохранения своей жизни и потомков, вынуждены были утаивать и замалчивать о происхождении себя и своих предков. По мнению многих авторов, призраки прошлого находят свое выражение в симптомах и неясных способах отреагирования, тайна окутывает потомков шлейфом непризнанных и скрытых фактов. По мнению Фаниты Инглиш, семья, в которой тайны и жесткие предписания в виде «кармы» и проклятий передаются из поколения в поколение, называется игрой в «обжигающе горячую картофелину». Родственники перебрасывают из рук в руки, а удержать, чтобы осмыслить и раскрыть тайну – нет сил, смелости, ведь скрытое очень пугает и страшит. «Маленький Профессор» (ребенок), ловя «горячую картошку», верит, что ему удастся избежать трагичной судьбы и злого рока, если он сумеет передать другой жертве или «козлу отпущения». «Взрослый в Ребенке» передает тяжбу другому, считая, что самому не стоит выполнять условия «страшного сценария», в транзактном анализе такой способ называется сценариями неудачников третьей степени, сверхсценарием или эпискриптом. Эпискрипт - это сценарное послание, передающееся из поколения в поколение. Члены семьи могут сами выполнять, так и передавать своим детям, как эстафетную палочку, в надежде на то, что они сами смогут освободиться от влияния этого послания. Полученные послания в детстве влияют на индивида до определенного возраста. На сознательном уровне, взрослый родитель совсем не желает передать ребенку послание «Умри!», чтобы прожить самому дольше. При этом, нам известно, что детские решения, находящиеся глубоко в недрах бессознательного, могут реализовываться автоматически, помимо воли. Эпискрипт или сверхсценарий представляется в двух видах: родовое проклятие или цель. Когда несколько поколений реализуют один и тот же сценарий, стремясь достигнуть материального благополучия, научных открытий, спортивных побед и т.д., то мы говорим о «положительном» сценарии. Если это родовое проклятие, то из поколения в поколение повторяется негативное уничтожающее послание. Послание «Умри!» формируется в аутоагресивные и уничтожающие действия: наркотики, алкоголизм, суицид, экстремальные виды деятельности. Послание «Жертвуй собой» представляется в созависимом и мазохистическом поведении. В первом случае, мы видим поколения алкоголиков, суицидентов, во втором случае, поколения страдающих жен, на долю которых выпала тяжкая судьба. Феномен замещения в родовых сценариях часто наблюдается, например, в виде замещающего ребенка, который замещает кого-то ушедшего, умершего. Данное поведение трактуется как невозможность прожить горе и утрату, на ребенка проецируются ожидания и незавершенные чувства. Печально, что жизнь такого ребенка не назовешь счастливой, ему приходится нести печать былой утраты и неоправдавшихся надежд. Почему взрослые родители, передают по эстафете сценарные предписания предков? Что мешает им самим взять в руки «горячий картофель» и столкнуться с фрустрацией? Отвечая на данный вопрос, мы можем увидеть многообразие причинно-следственных связей, детерминантой которой, может являться травмированное, фрустрированное Эго-состояние Ребенка. Вследствие этого, взрослый не может справиться со страхом и виной, может лишь отдать другому – своему ребенку. Ведь, чтобы взять на себя «тяжелый крест» рода, нужно иметь сильные Эго-состояния внутри психики. Резюмируя вышесказанное, можно отметить значимость влияния родовых сценариев, которые могут быть, как удачные, так и неудачные. Особенно, привлекает внимание эпискрипт неудачных сценариев, с семейной тайной и страшными историями. Чем более закрытая семейная система, согласно концепции семейной системной психотерапии, тем более ригидны и жестки установки. При открытой системе есть вероятность «проветривания», свежий воздух разгоняет туман, тайну и мрачность «семейного проклятия». Заключение Рассмотренный материал авторов разворачивает обширную область для исследования, анализа, новых вопросов и ответов. Сужая свой исследовательский интерес и отвечая на поставленный основной вопрос о возможностях изменения влияния предков на судьбу человека, необходимо отметить основные составляющие: - знание родовой истории - собственный исследовательский интерес - тип семейной системы - сильное Эго. Чем больше нам известно о роде, тем больше мы имеем возможностей обращения с информацией. Тайны, как известно, сужают просторы «внутренних шкафов». Собственная мотивация, как влечение к жизни, помогает человеку идти вперед, принимая помощь других, держась выбранного направления. Открытая система семьи позволяет встречаться с различными источниками о своем роде, подвергая сомнениям факты и узнавая действительно правдивую историю. С моей точки зрения, сильное Эго (в рамках психоаналитической парадигмы) позволяет человеку брать ответственность на самого себя, за свой род, дает больше преимуществ в переработке прошлого травматического опыта. К сожалению, жизнь и внутренняя психика не может предложить все богатство возможностей, что может сделать человек, не обладающий вышеперечисленными характеристиками. Думаю, мотивация и желание познания могут привести человека в кабинет психотерапевта или заняться самостоятельной исследовательской работой, на которую, пожалуй, нужно много лет и терпения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|