|
Интроспективный подход в психологииАвтор статьи: Альберт Зайнеев
Интроспекцию в психологии, как правило, соотносят с именем В. Вундта, применявшего этот метод в своих экспериментах [Шульц, Д. История современной психологии. СПб., 2002.]. В философии интроспективный подход связан с именами Сократа и Дж. Локка. В религии, в частности буддизме, в качестве центровой техники самоисследования служит «випассана», что соответствует акту самонаблюдения. Особенностью интроспекции является внутренняя направленность внимания, внутренний поиск в отличие от внешнего, направленного вовне. Дж. Локк определял два источника опыта, как источника знаний человека о себе самом и об окружающем мире: первый – объекты внешнего мира, посредством анализаторов, и второй – деятельность ума человека. В первом случае внимание направлено на объекты внешнего мира, а во втором - внимание субъекта направляется вовнутрь на внутренние психические процессы. Процесс в интроспективной психологии - это познание человеком своего внутреннего мира, внутреннего психического пространства, приводящего к пониманию. Внутреннее восприятие в отличие от внешнего, по В. Дильтею, покоится на прямом усмотрении – на переживании, которое дано непосредственно [Дильтей, В. Описательная психология. СПб., 1996.]. В. Дильтей, ставит понимание выше эмпирической психологии, говоря о понимании, как о субъективной оценке переживаний и включении их в более широкие смысловые связи, которые связаны с взаимодействием человека с социокультурными нормами (общественными, религиозными, правовыми и т.д.) [Ждан, А.Н. История психологии. От античности до наших дней. – М., 1990. – С. 395.]. Психический мир человека не может быть познан извне, как, например, в своё время было изучено строение человеческого тела. Метод интроспекции - не анализ, а синтез. Анализ исследует частные свойства, совокупности объекта (следствия) и по ним осуществляет цельное описание объекта. Синтез – исследует целое (причину). Центровым понятием в интроспекции является сознание, которое как феномен отражает в себе свойства, совокупности явлений. Ф. Брентано считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные «элементы» и призывал к непосредственному «восприятию» актов сознания [Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь. М., 2009.]. Происходящий психологический акт, доступный внутреннему восприятию, который «...дает нам о них все знание, мы вынуждены охватывать как частичные феномены одного единого феномена...». (Ждан, А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М., МГУ, 1990. – 255с.). Одна из важнейших идей Л.С Выготского заключается в том, что психика человека должна рассматриваться как единая система, как нечто целостное. Он писал: «Мы должны изучать не отдельные, вырванные из единства психические и физиологические процессы, которые при этом становятся совершенно не понятными для нас. Мы должны брать целый процесс, который характеризуетcя со стороны субъективной и объективной одновременно» [Выготский, Л.С. «Собрание сочинений. В 6т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский; под ред. А.Р. Лурии, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488с.]. Психика функционирует по строго заданным алгоритмам, которые в совокупности можно свести к единству, к целостности функционирования. Любые попытки внести изменения в этот процесс извне заранее обречены на провал. В этом случае произойдёт самовосстановление на несколько ином уровне. Отсюда вытекает, в частности, компенсирующий эффект многих психокоррекционных психотехник. Ведь любая система, и наша психика не исключение, стремится поддержать своего рода внутреннее постоянство (гомеостаз), сохранить стабильность целого во имя его дальнейшего функционирования. Психический мир человека непознаваем внешним исследователем. Только сам человек, являясь исследователем, может осознавать слой за слоем свой внутренний психический мир, не вмешиваясь в его работу, а лишь наблюдая. Если, по нашему разумению, что-то внутри нас работает не идеально, то понимание, здесь как инструмент, в состоянии решить этот вопрос в каждом конкретном случае, что можно фактически обозначить этот процесс как «растождествление». Интроспективная психология обращается к идее о том, что психика человека не может быть исследована в полной мере сторонним наблюдателем и измерена психометрическим способом. Она утверждает, что психика человека может быть исследована только самим человеком, где исследователем и объектом исследования является он сам.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|