Эффект компенсации (детско-родительские отношения)

Уже много написано о том, что мы либо неосознанно повторяем родительский стиль воспитания, либо "осознанно" стремимся поступать наоборот. Но вот, как ни странно, иногда так случается, что результат в обоих случаях примерно одинаковый.

Давайте разбираться почему так происходит.

 Эффект компенсации детско родительские отношения

Когда в детстве ребенок недополучает чего-то от родителей (внимания, ласки, игрушек, вкусностей), то, став взрослым человеком, периодически страдает от этого, либо пытается каким-то образом "добрать" недостающее. Одна из форм компенсации - дать уже своим детям то, чего не было у него. 

Через будущее поколение взрослые пытаются стать как бы "улучшенной версией" своих родителей. И даже не обязательно, что последние были какими-то плохими, жестокими. Просто у некоторых не позволяли возможности или иные обстоятельства сделать больше.

В таком случае молодые мамы и папы  стремятся "додать" дочкам и сыночкам то, чего не хватало самим. Казалось бы, что это хорошее намерение. И, нередко, оно позитивно срабатывает. Но все же здесь тоже есть подводные камни.

Давайте разберем несколько примеров:

1) Девочке не хватало ласки и внимания от мамы. И тогда своего ребенка она окружает невероятной заботой, нежностью, поддержкой, не замечая, как все это перерастает в гиперопеку. В таком случае любви может стать слишком много. Она будет удушающей для данного конкретного малыша. Вроде хотелось как лучше, а вышел перебор.

2) В детстве мальчик завидовал на игрушки соседских парней, т.к. его родители не могли купить что-то подобное. Когда он вырастает, то стремится много зарабатывать, начинает задаривать собственного сына всевозможными безделушками. Однако ребенок их ломает, портит, не дорожит. И отец не понимает: "Как так? Я стараюсь дать ему все лучшее, а он не ценит, не бережет? Если бы мне в детстве дали такой вертолет, я бы был на седьмом небе от счастья!"  В погоне за материальным благополучием мужчина не замечает, как много времени проводит на работе и как редко бывает дома. А парнишке, возможно, хочется почаще общаться с отцом, чем с игрушками. В итоге, папа покупает скорее даже больше для себя нежели для сына.

3) Когда девочка была маленькой, ей очень нравилось танцевать. Но у ее родителей не было времени водить дочку на занятия танцами и желание осталось нереализованным. Спустя годы в семье повзрослевшей женщины появляется сын. И она с раннего возраста стремится отдать его в хореографию, якобы для его же блага. Мать настолько увлекается воплощением своей собственной мечты, что непроизвольно игнорирует истинную тягу сынишки к спорту и рисованию.  

4) Ребенок с ранних лет жил только с мамой. Родители развелись и это событие отразилось на его внутреннем состоянии ощущением брошенности. Став взрослым, такой израненный человек может стремиться во что бы то ни стало сохранять хотя бы видимость полной семьи ради уже своих детей, даже если с супругом (супругой) очень сложные натянутые отношения. В результате, снова будущее поколение страдает не меньше предыдущего, т.к. психологический климат внутри семейной системы все равно некомфортный.

Таких историй еще много можно описать. Но суть у них одна: когда взаимоотношения с детьми выстраиваются только лишь исходя из собственного нереализованного прошлого, такой подход не дает гарантии удовлетворения их истинных потребностей. Скорее, наоборот, очень часто реальные нужды ребенка не замечаются или не признаются. Поэтому и результат, увы, обратный.

Как поступать в таком случае?

Во-первых, искренне стремиться понять настоящие желания и чувства своего чада. Со старшими можно обсуждать, что для них важно и значимо, чего не хватает. С младшими - наблюдать за их реакцией на ваши действия и поступки, позволять  свободно выражать эмоции.

Во-вторых, "подкармливать" своих внутренних детей другим, более экологичным способом. Например, заняться теми же танцами уже будучи взрослой тетей (пусть и не профессионально, но для души), реализовывать себя в новых видах деятельности (к которым есть тяга и предрасположенность), начать коллекционировать модели самолётов (если вам так не хватало игрушек), знакомиться и общаться с близкими по духу людьми и т.п. В общем, ракурс внимания периодически с детей смещать на себя. И тогда это может быть еще лучшим родительским примером для подражания, чем просто наставления или чрезмерная опека. 

Не страшно совершать ошибки в воспитании, куда хуже не осознавать и не исправлять их.

Проведите инвентаризацию своих мотивов детско-родительских отношений и, при необходимости, сделайте корректировку действий, поступков, установок.

Гармонии и благополучия вашим семьям!



Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • 21 способ стать "улучшенной версией себя", или НЕвредные советы для экспертов по страданию
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • Эффект "сломанной игрушки" или как мы теряем своих детей
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • "Я для себя" - что это?
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Что страшного в детстве? или Много ли нужно для счастья.
  • Как стать вдохновляющим примером для своих детей — 4 практики осознанности для мамы
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь