Эффект компенсации (детско-родительские отношения)

Уже много написано о том, что мы либо неосознанно повторяем родительский стиль воспитания, либо "осознанно" стремимся поступать наоборот. Но вот, как ни странно, иногда так случается, что результат в обоих случаях примерно одинаковый.

Давайте разбираться почему так происходит.

 Эффект компенсации детско родительские отношения

Когда в детстве ребенок недополучает чего-то от родителей (внимания, ласки, игрушек, вкусностей), то, став взрослым человеком, периодически страдает от этого, либо пытается каким-то образом "добрать" недостающее. Одна из форм компенсации - дать уже своим детям то, чего не было у него. 

Через будущее поколение взрослые пытаются стать как бы "улучшенной версией" своих родителей. И даже не обязательно, что последние были какими-то плохими, жестокими. Просто у некоторых не позволяли возможности или иные обстоятельства сделать больше.

В таком случае молодые мамы и папы  стремятся "додать" дочкам и сыночкам то, чего не хватало самим. Казалось бы, что это хорошее намерение. И, нередко, оно позитивно срабатывает. Но все же здесь тоже есть подводные камни.

Давайте разберем несколько примеров:

1) Девочке не хватало ласки и внимания от мамы. И тогда своего ребенка она окружает невероятной заботой, нежностью, поддержкой, не замечая, как все это перерастает в гиперопеку. В таком случае любви может стать слишком много. Она будет удушающей для данного конкретного малыша. Вроде хотелось как лучше, а вышел перебор.

2) В детстве мальчик завидовал на игрушки соседских парней, т.к. его родители не могли купить что-то подобное. Когда он вырастает, то стремится много зарабатывать, начинает задаривать собственного сына всевозможными безделушками. Однако ребенок их ломает, портит, не дорожит. И отец не понимает: "Как так? Я стараюсь дать ему все лучшее, а он не ценит, не бережет? Если бы мне в детстве дали такой вертолет, я бы был на седьмом небе от счастья!"  В погоне за материальным благополучием мужчина не замечает, как много времени проводит на работе и как редко бывает дома. А парнишке, возможно, хочется почаще общаться с отцом, чем с игрушками. В итоге, папа покупает скорее даже больше для себя нежели для сына.

3) Когда девочка была маленькой, ей очень нравилось танцевать. Но у ее родителей не было времени водить дочку на занятия танцами и желание осталось нереализованным. Спустя годы в семье повзрослевшей женщины появляется сын. И она с раннего возраста стремится отдать его в хореографию, якобы для его же блага. Мать настолько увлекается воплощением своей собственной мечты, что непроизвольно игнорирует истинную тягу сынишки к спорту и рисованию.  

4) Ребенок с ранних лет жил только с мамой. Родители развелись и это событие отразилось на его внутреннем состоянии ощущением брошенности. Став взрослым, такой израненный человек может стремиться во что бы то ни стало сохранять хотя бы видимость полной семьи ради уже своих детей, даже если с супругом (супругой) очень сложные натянутые отношения. В результате, снова будущее поколение страдает не меньше предыдущего, т.к. психологический климат внутри семейной системы все равно некомфортный.

Таких историй еще много можно описать. Но суть у них одна: когда взаимоотношения с детьми выстраиваются только лишь исходя из собственного нереализованного прошлого, такой подход не дает гарантии удовлетворения их истинных потребностей. Скорее, наоборот, очень часто реальные нужды ребенка не замечаются или не признаются. Поэтому и результат, увы, обратный.

Как поступать в таком случае?

Во-первых, искренне стремиться понять настоящие желания и чувства своего чада. Со старшими можно обсуждать, что для них важно и значимо, чего не хватает. С младшими - наблюдать за их реакцией на ваши действия и поступки, позволять  свободно выражать эмоции.

Во-вторых, "подкармливать" своих внутренних детей другим, более экологичным способом. Например, заняться теми же танцами уже будучи взрослой тетей (пусть и не профессионально, но для души), реализовывать себя в новых видах деятельности (к которым есть тяга и предрасположенность), начать коллекционировать модели самолётов (если вам так не хватало игрушек), знакомиться и общаться с близкими по духу людьми и т.п. В общем, ракурс внимания периодически с детей смещать на себя. И тогда это может быть еще лучшим родительским примером для подражания, чем просто наставления или чрезмерная опека. 

Не страшно совершать ошибки в воспитании, куда хуже не осознавать и не исправлять их.

Проведите инвентаризацию своих мотивов детско-родительских отношений и, при необходимости, сделайте корректировку действий, поступков, установок.

Гармонии и благополучия вашим семьям!



Просмотров: 421
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Если он справшивает - "Почему в таком возрасте и до сих пор одна?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда "прости" становится слишком много.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Эффект "сломанной игрушки" или как мы теряем своих детей
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Зачем родители "душат" своих детей? Причины и следствия
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Когда знаешь чего хочешь - никакого "как" не существует. Просто берешь и делаешь.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • "Почему моя жизнь не меняется? Хотя я читаю книги, прохожу тренинги и много развиваюсь?"
  • Я живу ради своих детей...."а мы тебя об этом не просили"...
  • "Вас много, а я одна". Психологические размышления
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Как найти "своего" психолога (и не потратить много денег). Подробная инструкция
  • 21 способ стать "улучшенной версией себя", или НЕвредные советы для экспертов по страданию



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь