Психология прелести и религиозной одержимости

Психология прелести и религиозной одержимости

Большое  интервью  с  кризисным православным  психологом, автором  курса  «Теоретические  основы христианской  психологии»  -  К.В. Яцкевичем

Совсем  недавно  в СМИ   появилась  информация  о  том, что   сын  известного  артиста  театра  и кино  Игоря Костолевского  стал  религиозным  фанатиком.  В  этой связи  вам,  как   практикующему  кризисному  психологу,  наверно,  приходилось  сталкиваться со  случаями  религиозной  прелести и  религиозного фанатизма,   который  становится в  последнее время  довольно  распространённым  явлением.  Что  лежит в  основе религиозной  одержимости  и   духовной  прелести   и   можно ли  этого избежать  или  как-то уменьшить  их  негативные последствия?

-  Спасибо  за  вопрос, Вероника. Да, с  прелестью приходилось и приходится  работать.  Я  бы  сказал, что прелесть, как  состояние  религиозно  изменённого сознания,  -  это весьма  распространённое  среди  верующих  явление  и даже в какой-то мере неизбежное  в  тех  случаях,  когда происходит очень  резкая смена системы  ценностей и направленности мышления.  При  этом  сознание как  бы  проваливается,  теряя  прежнюю  систему ориентиров  и опор,  а  новой  системы  умом   ещё не создано и  не  выстроено.  В  итоге,  мышление и оказывается  в  сумятице, на  распутье  и в своего  рода «просаке», как промежуточном  состоянии, когда  обращённый  человек  уже  и  не  с  миром,  но  ещё  и  не с  Богом,   а  где-то  посредине в  каком-то  тумане  иллюзий  и воображений о  том, что  такое Бог,  спасение  и  Царство Небесное.  И чем  меньше у  человека  правильных и  точных  духовных  знаний  об  этом  и  чем  сильнее  развито у  него воображение  и  фантазия,  -   тем   больше  риск  возникновения  состояния прелести,  как  ложного  духовного  понимания  и  самосознания, связанного с  религиозным воображением, фантазированием  и  обольщением.

 

Правильно  ли  я  понимаю, что  состояние прелести  -  это религиозное фантазирование  и воображение,  которое  очень  сильно отличается  от  реальности  в  данном  случае  духовной ?

- Всё верно, прелесть – это  религиозный  самообман  и  ложь самому  себе о  духовном  и  божественном,   которое  было  ложно понято,  ложно усвоено  и  ложно интерпретировано в  силу особенностей психики,  слабости  ума,   развитой  фантазии   и воображения.  Само  понятие  прелесть  буквально  означает   прельщение,  обольщение  и  нахождение  перед  ложью  и  лестью  самому себе.  Как  возникает эта  ложь -  это  отдельный вопрос.

 

А что  можно считать  причиной  возникновения  такого состояния   как прелесть и  религиозная  одержимость ?

- Причиной я  бы  назвал   не  столько  религиозное  фантазирование  и воображение  о  духовном, сколько  неумение, а  точнее неспособность  чётко  разделять  две  реальности  и два мира – мир  повседневный  и мир духовный. В состоянии  прелести  мир  духовный  к  тому  же  ещё  и  воображается.  

Грубое смешивание этих  двух  миров  и реальностей  в  голове  неофита  в  одну  религиозную   «кашу»  и есть состояние  религиозного помрачения  с  вытекающей  прелестью. Иными  словами  прелесть  можно определить как  неспособность  ума  адепта  чётко  разграничивать   мир  духовный и  мир повседневный,  которая  выливается  в  грубое и порой   абсурдное  перетаскивание  религиозного  в  мирское,  а мирского  в  религиозное.  В  итоге  и  создаётся  некая  смешанная   и  утопическая   картина  мира (субреальность)  из  религиозных  фантазий  и воображений,  смешанных с  мирскими,  далёкая  и  от подлинно духовного  и  от повседневного  и в  этой  иллюзорной  субреальности  и  живёт  прельщённый человек,  подчас, очень  длительное  время  искренне  веря  в  то, что  это  и есть  духовная  жизнь. У святых отцов есть  довольно глубокий  анализ  и  разбор  состояния  прелести.

 

Иными  словами,  с  точки зрения  психологии прелесть -  это  не совсем  корректный  переход  от  одной  картины  мира    на  другую ?  Всё  верно ?

- Да,  всё  верно.

 

А   не  могли  бы  вы   более подробно  охарактеризовать  понимание  прелести  святыми  отцами  церкви   и  как  они   рассматривали  прелесть -  как   общее  для  всех  явление  или  следствие  последнего  времени ?

- О прелести  писали многие  святые  отцы  и  преп. Иоанн Лествичник и  преп. Григорий Синаит и  св. Игнатий  (Брянчанинов)  и св. Феофан  Затворник  и  многие  другие.  У Святителя Игнания (Брянчанинова)  есть  даже  отдельная глава в  его  труде  Аскетические опыты, посвящённая именно прелести.  Вот   что  он там пишет  о прелести  в  форме  диалога  старца  и ученика:

«Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т.1, О прелести)

Как видно из  этого определения, все  люди без  исключения, пребывают в прелести,   а  не  только одни верующие.  Просто,  прелесть,   как  ложное  самосознание,  имеет разные формы.

 

Я  не совсем поняла, о какой прелести по   отношению ко  всем  людям  идёт   речь. Вы  хотите сказать, что  абсолютно  все  люди, включая  и  не  религиозных, т.е.  врачи,  учёные, психологи и  т.д.  тоже  находятся в состоянии прелести ?

Да,  именно  так. Дело в  том, что обычные  и  не верующие люди, т.е. не  располагающие знанием о  духовном мире и  загробной  жизни,  пребывают в состоянии  т.н.  «повседневной прелести»,   связанной с  тем,   что  от  них  как  бы  закрыт  духовный  мир  и Бог, который  для  них  не  существует. Иными  словами, их уверенность  в  том, что   Бога  нет,  а  есть  один только материальный мир,   который  они  воспринимают,  и есть их  прелесть, как  ложная   картина  мира.  Никто не  говорит,  что  они  умственно  неполноценны,  просто  у  них не  полная картина  мира в  которой  отсутствует  Бог, как  Творец,  и  духовный мир.

У верующих ситуация несколько иная,   поскольку  верующие как  бы целенаправленно поворачиваются (обращаются)  умом  в  сторону духовного мира  и Бога и  начинают этот мир познавать,   поэтому  у  них прелесть связана с  теми иллюзиями и воображениями, которые  они сами  плодят  по  мере  воцерковления  и  смены  картины мира с  атеистической на  религиозную. 

В ряде случаев этот процесс смены  картины мира  у  новообращённых  может идти не совсем корректно или  неопытный  пастырь может сам  иметь  заблуждения,  давая  чаду  искажённую  картину духовного мира,  тогда  и  развивается  ложное  самосознание  и  такое состояние, как  прелесть.  Таким  образом,  прелесть  мирская и прелесть  духовная  -  это  разные формы  прелести. Прелесть  мирская обычно связана с т.н. нормальным  рациональным  мышлением в  котором просто нет места Богу и миру духовному, а прелесть  религиозная связана именно с  искажённой картиной Бога и духовного мира.

 

К.В. а  прелесть  имеет  место   только в  религиозном  смысле  и  контексте,  т.е.  при  обращении  человека   к вере  и  религии  или  есть и  иные  формы  прелести, как  состояния изменённого сознания  ?

- Прелесть – это скорее  всего  глобальный феномен человеческого сознания  и восприятия и по  слову  святителя  Игнатия  Брянчанинова  мы  все пребываем в  разной  форме прелести, как  мирской, так  и  религиозной. Просто феномен прелести мирской в  виде  атеизма мы  считаем  условной «нормой», а  феномен прелести  религиозной  с  позиции  этой  «нормы»  считаем   «отклонением».   Но  и  то  и  другое  состояние  условны,  хотя  нам  всем   ближе  норма  повседневности.  

С  другой  стороны как  можно  считать абсолютной  «нормой»  состояние  сознания убеждённого атеиста   в  лице  того  же  психиатра  или  психотерапевта, когда наличие духовного мира  и  высшего сознания в  виде  Бога,  Духа или Творца -  это уже  общецивилизационный   и  общекультурный  артефакт, поскольку за  всю историю человечества не  было  найдено ни  одной культуры  и социума,  где  бы  полностью  отсутствовала  духовность.

Вместе с  тем,  феномен прелести религиозной  всегда  выглядит  более  явно,  особенно,  в  случаях религиозного помешательства, фанатизма и  религиозной одержимости, когда  имеет  место серьёзное помрачение  и  изменение  сознания  после  резкого  обращения  к  вере.  Хотя,  многие священники к  этому относятся спокойно, называя это состояние  «становлением» на  путь  и  «болезнью начала  духовного  пути».

Аналогичное состояние помрачения  сознания при  смене  модели  мышления  испытывают практически  все, кто меняет  светскую систему ценностей  на  духовную.  У  тех  же  эзотериков этот процесс  изменения  сознания  имеет место в  самом начале  в  виде  эйфорических и экстатических состояний,  к которым  они стремятся  в последующем.  В  некоторых  конфессиях - том  же  католицизме  и  протестантизме  -  состояние прелести в  виде   эйфории и  экзальтации  намеренно  поддерживается  и  даже  стимулируется, как  своего  рода религиозная «норма».   В  том  же   шаманизме  существует т.н. «шаманская  болезнь», когда после  духовной инициации молодой шаман принимает своего  «духа  -  одержителя»  или «духа  рода»  и на  время становится буквально «одержимым» и  «бесноватым»,  т.е.  одолеваемым  входящим в  его  душу  духом, после   чего постепенно приходит в  себя,  становясь как  бы «сосудом этого  духа».  Имеет  данный  феномен  место  и  в православии,  особенно в  среде  неофитов  и  новоначальных.  

Таким  образом, феномен  прелести  можно считать  неизбежным при  смене мировоззрения  и системы  ценностей.  Вопрос по  всей  видимости стоит  не в избежании прелести, как  таковой,  в а  уменьшении степени её  побочных  и  негативных последствий  для   сознания, как  в  случае с  сыном Игоря Костолевского  Алексеем, у  которого очень  выраженная одержимость, как  синдром  «неофитства»,  граничащий с  религиозным фанатизмом.

 

А  чем  может  быть  чревато  состояние прелести  для   сознания и  когнитивной сферы  и  есть  ли методы  или  способы  помощи  людям, оказавшимся в состоянии прелести ?

Опасность состояния  прелести в  том, что это не статическое, а  динамическое состояние когнитивной сферы. Проще  говоря,   любая  прелесть имеет   тенденцию  к  развитию  и  усилению,   если рядом с  прелестным не  оказывается  опытного и  трезвого духовника, который  в  той  или иной  мере  может  её  заметить  и  начать  корректировать. 

Мне неоднократно приходилось сталкиваться с  разными  формами прелести,   включая  и глубокие,  отличающиеся  выраженным радикализмом и неадекватностью. Работать с  ними  очень  тяжело и они  требуют  много времени  и колоссальных  усилий специалиста по «расчистке»  сферы сознания от  захламленности  всевозможными  иллюзиями, фантазиями и  религиозными  воображениями,   которые  постоянно  плодит  больной ум.  Это  похоже  на    расчистку  сада  или  леса  от  всякого   «бурелома».

Главная  сложность работы с  прелестью в  том, что с  ней может  работать  только воцерковлённый специалист -  психолог, владеющий основами православной веры,  но в  большей степени святоотеческим  учением о душе и  тричастной природе  души.  Светский  психолог и  психотерапевт этой  спецификой  и учением  отцов  о  душе  не владеет и потому любую прелесть  изначально  рассматривает как «психопатологию».

Только  опытный  пастырь  с  психологическим  образованием  или  православный психолог, который  сам  прошёл  через прелесть  и  её начальную  наиболее острую  фазу,  может помочь  тому, кто  оказался  в аналогичной ситуации «прелестного умопомрачения».  Но как  вы  понимаете,  православных психологов очень мало,   поэтому  с прелестью пытаются работать светские психологи, а  это  практически  бесполезно и  безрезультативно.

Опасность прелести в  том,   что  начинаясь с  обычных религиозных фантазий и воображений о  Боге и  духовном мире,  переходя  в  эйфорию  и  экстаз,  она  может довести  человека  до исступления,  а  в  ряде случаев  и  до суицида  или  теракта,   причём,  на  религиозной почве  и основе  якобы в  угоду  его  вере,  религии,   учению  и  «Богу»,  которые  того  требуют.  Хотя   святые  отцы в  один   голос  говорят  о  том, что  за  прелестью  всегда  стоит самость  и  гордость,   а  иногда  духи  и сущности инфернального  характера.   В святоотеческой традиции принято различать 3 ступени (степени) действия прелести:

  • - духовные мечтания,
  • - стремление к сладострастию и эйфории,
  • - исступление и глубокое умопомрачение вплоть до делирия или  суицида.

Об  этом  очень хорошо  сказал  преп. Григорий Синаит: 

«Вот и о прелести необходимо сказать по возможности, так как она для многих, по множеству и разнообразию ее козней и осечений, неудобораспознаваема и почти непостижима. Прелесть, говорят, в двух видах является, или лучше находить, – в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину. Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще – в виде исступления» (Добротолюбие, Т. 5, преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 131).

 

А   могли  бы  вы примести  наиболее  наглядный  и  характерный пример прелести  из  вашей практики?

- Был  такой случай.  Обратилась  молодая  и  очень  симпатичная  девушка  с  просьбой о помощи в  борьбе  с  «помыслами», т.е.  многочисленными  вопросами  и противоречиями, ставшими возникать у  неё  в  голове  в   геометрической  прогрессии  после  резкого  обращения  к  вере  и  религии.  Суть их  сводилась к  тому, что после  обращения к  вере  весь  мир  она  стала  видеть  во  «грехе»  и «лжи»,  не  зная  как  этого всего  избегать  и как  на  это  реагировать  и   чем  дальше,  тем  больше  она  видела  «греховность»  мира и  себя.   У  неё  начиналась паника  и страх  демонического  влияния  от всего  мирского и «греховного»  -  картинок обнажённого женского  тела  в  журнале  или  по   телевизору,  любого бранного  слова,  любой  хульной  мысли,  любой  негативной  реакции.  Она  вынесла  из  дома  все  мирские   книги,  видео  и  вещи,  которые могли  быть  связаны  с  «греховностью».   При всей  её  привлекательности,  она  перестала  вести  с  мужем  интимную  жизнь,  перестала  краситься, красиво  одеваться,  стала  носить  длинное платье  и  окружила себя  всем  тем,  что  имеет православную  символику. 

Через   год  такой   «духовной  жизни»  у  неё   начались  серьёзные  психические  и  душевные проблемы.   Самой  главной  её проблемой стали  навязчивые  мысли и помыслы,  которые   стали  регулярно  приходить ей  в  голову,  включая   хульные,  т.е.  хула   и ропщение  на Бога  и Святой Дух.  Эти  хульные  мысли  неизвестно  откуда  приходящие,  стали  доводить  её  до истерии  и умопомрачения  из-за  того, что  она  ими  якобы  оскорбляет  и  очерняет  Бога  и свою  душу, а  потому  ей  это  не  простится  и  она  не получит спасения  души.  Это  постоянное  самоукорение  и  прокручивание  в  голове данных  мыслей  и ситуаций  стало  доводить  её  до исступления и умопомрачения. 

 Она признавалась, что  в  критические  моменты у  неё   уже  возникали  мысли  о суициде, как  единственном  способе  выхода  из  этой  невыносимой  ситуации.   В  конечном  счёте  у  неё  очень  серьёзно осложнилась  личная  жизнь, семья  была  на  грани развода   и молодой  муж -  успевающий  бизнесмен  только ради  семьи  и  ребёнка с  пониманием и сочувствием  относился к  этому болезненному состоянию своей супруги.   Ко мне  она  обратилась  после  посещения психотерапевта,   который  предложил  ей  немедленную  госпитализацию. Я ей  также  порекомендовал медикаментозное   лечение в  стационаре.  Она  его проходила  и  после  этого сообщила  о том, что ей  стало  легче.

Анализ этой ситуации сразу показал, что  в  данном случае  имело  место  грубое  и  некорректное обращение ума к  вере  и  религии.   Из-за  резкого  обуславливания  сознания  религиозными ценностями, произошло  фактически обрушение  прежней  системы  мышления.  В   итоге,  возник внутренний  конфликт между  прежним  мирским  взглядом  на  мир  и  новым религиозным. Но поскольку старый  был  разрушен,   а  новый  ещё  не  выстроен,  в  психике  возник  коллапс,   которым и воспользовались некие тёмные   силы и сущности,  начав  через  навязчивые мысли и помыслы доводить душу  до паники, страха  и страдания,  питаясь  этими  чувствами  и  эмоциями.

Это классическая схема развития прелести по  скорбному  и  трагическому сценарию,  поскольку  есть  ещё  и  сценарий  прелести  эйфорической,  связанной с  религиозным экстазом  и обольщением  дарами  духа.

С  этой  девушкой  пришлось  работать более  чем  пол  года,  тщательно разъясняя  и растолковывая ей  каждую ситуацию  и каждый  её  помысл, прежде  чем  у  неё выстроилась  более-менее устойчивая  картина  реальности,  в  которой  было место и миру  и Богу.  

 

Спасибо  за  пример.   Он  говорит  о том, что  всё  же   можно   понять и   объяснить   психологически  сам   механизм  развития   прелести  и  одержимости   или   я  ошибаюсь ?

- До  недавнего времени понятие  и  феномен прелести были  уделом  религии и в  светской  (академической)  психологии  такого  понятия не  было  и  не могло  быть, поскольку  сама  религиозность  рассматривалась, как  форма «патологии» сознания.  Многие  психиатры  всерьёз рассматривали  прелесть как   форму   манихейского  бреда.  Но  по  мере  развития  той  же  нейропсихологии,  кризисной  психологии  и  православной психологии  (имеется в  виду  учение  отцов  церкви  о  душе),   понятие  прелести и сам  механизм прелести стали  проясняться. 

Я  бы  сказал, что феномен прелести  отчасти  можно объяснить  психологически через  понятие «сетевых   процессов» в  мозге,  разуме  и  сознании, которые  происходят в  этих  сетях  и  в  частности в  сети  разума  и сознания  по  мере  изменения  направленности  их  векторов.  

Феномен  прелести,  как  вы  заметили,  очень  тесно  перекликается  с  феноменом  «помыслов» и «духовной  брани»,   когда  в  некогда  едином  (целостном)  сознании,   вдруг,   происходит процесс  разделения  или  расщепления  сети сознания  на  две  условно  автономных  части  или  области  между которыми и  начинается  активный  внутренний  спор  и  диалог,  известный  как  один  признаков  шизоидности. 

Примерно  то  же  самое происходит и в состоянии  прелести  религиозной,  когда  ум  обращается  к  вере  и  Богу   и  ранее  единая  и целостная  когнитивная   сфера (сеть  разума)  как  бы  разделяется  в  самой  себе  на  две  части,  одна из  которых  обращена  к  миру  повседневному, а  другая   обращена  к  Богу  и миру  духовному.

Но поскольку  мир повседневности и мир Божий  существуют  по   разным  законам (светским  и  духовным),   ум  первое  время  не может эти  две разных  реальности  (материальную и  духовную)  и  два  разных  закона (мирской  и Божий)   совместить  в  одном.

В  итоге, в сознании сразу  после  разделения  и  обращения  ума  возникает сумятица  и неразбериха  из-за  смешивания  духовных (религиозных)  принципов и  ценностей  с мирскими и   ум  неофита   и воцерковляющегося   буквально мечется  и  разрывается  между  миром  и Богом. Это  и есть  известный  конфликт  ума  и сердца,   а  сам  диалог  двух   разделившихся  в  себе частей сознания  и  называется «внутренней   бранью».

На  почве  этого опасного состояния  разделённости  сознания  при «внутренней  брани» и возникает состояние прелести,   как  попытка  ума  найти  в  этом  хаосе  «простое», «красивое»  и  наиболее приемлемое  понимание и  объяснение Бога  и  духовного мира.  Понятно, что без   глубокого  духовного знания и  большого  личного  опыта,  это  объяснение  и воображение  себе  Бога и  духовного мира  у  всех   неофитов  и  новообращённых   всегда   бывает глубоко искажённым  и иллюзорным,   подогретым  сказками, мифами и  фантазиями.

Можно рассмотреть другой вариант  прелести,   связанной  с  экзальтацией,  когда  сознание одолевается  не скорбными,  а  эйфоричными мыслями и  помыслами.

К примеру,  если  у  человека  хорошо  развита фантазия  и воображение, он  буквально «рисует  себе»  в  голове  духовный  мир  по аналогии  с  миром  повседневным,  в  котором  Бог  подобен  человеку,   совершенно   не  понимая   и  не сознавая  того,  каков  реальный  духовный   мир и  что  Бог  совершенно нетварен  по  природе. 

Из  этих  религиозных  фантазий  и воображений  себе духовного мира  и Бога  и начинает расти духовная  прелесть. Укоренение   этой  прелести происходит по  мере нарастания  религиозной эйфории. Дело  в  том, что  первые  духовные  откровения и  озарения  у  всех  неофитов  и  новоначальных  всегда  связаны с избытком благодати, как первым  духовным светом  добродетели  и  жертвенности, который  начинает проникать в  их  мирское   сознание. 

Эта  первая  благодать, проникающая  в  душу  неофита,  которая ещё  совершенно  слепа, чувственна  и  пристрастна,  воспринимается им по  неопытности как  экстаз  и  эйфория  «божественного посещения»,  хотя  это всего  лишь  начало  доминанты  света  над  тенью и добродетели  над  страстностью  и  до  реальной благодати  ещё  очень и  очень далеко  -  годы  напряжённой  работы  над  собой. 

Тем не  менее,  эта первая  эйфория  совершенно  всерьёз  принимается неофитом  и новообращённым за «личное посещение Божье»  и  ум  через  страсти  гордости и  тщеславия начинает рисовать в сознании  картину «духовного подвижничества»  и «просветления»  в  которой вчерашний неофит и  новоначальный воображает  себя уже «лично водимым и  посещаемым Богом», а  потому  мнит  себя уже  не неофитом, а  «аскетом», «монахом», «подвижником»,  хотя остаётся  ещё  тем  же  совершенно слепым  и неопытным неофитом.  Так  работает вторая фаза прелести и самообольщения.

Когда  неофит укоренится в  этой  красивой  религиозной  иллюзии  и фантазии  пребывания на  истинном  «духовном  пути»  по  которому  его ведёт «лично Бог»,  он  всеми  силами старается поддерживать в  себе  это  прелестное  состояние  эйфории  и сладострастия, а  когда  оно иссякает  ищет способы  его  возобновления.  

Способами  возобновления  этой   эйфории  могут  быть – усиленное  вычитывание  молитв  и славословий Богу, чрезмерное  пощение,  исповедование  и причастие,  окружение  себя  религиозной  символикой,  изнурение тела упражнениями и  оздоровительными процедурами, включая  закаливание,  моржевание,  занятия  телесно-ориентированными практиками,  веганство,  активное  участие в  церковной  жизни, усиленное  паломничество,  совершение любых   действий только по  благословению духовника и т.д. и т.п.  

Всё  это в  той   или  иной  мере, несомненно, способствует  укреплению   здоровья, повышению  внутренней  радости и  эйфории,  ощущаемой  всевозрастающей благодатностью,  энергетикой  и    осознанностью.  Но  во всём  этом  опять-таки  есть  большая  доля   прелести  и самообольщения, которые  и  приводят  к  третьей фазе  прелести,   когда неофит начинает  о себе  мнить  и  воображать  себя   уже   не просто «воцерковлённым», «верующим»,  «аскетом»  или  «подвижником»,   а  ни много  ни мало,  но  уже  «премудрым и  опытным  духоносным  старцем», а   иногда  и почти  «святым», который  пребывает в  «благодати»  и  может  вещать голосом самого «Бога». 

В  этом  состоянии  прелести  и  обольщения  изменить сознание  практически невозможно,   поскольку любая критика состояния  прелести  воспринимается  прелестным, как  покушение на  самое  для  него  «святое»  и  на  самого  «Бога», а  потому  любой его  критикующий в   его  глазах выглядит врагом  и  безбожником,   который  ничего  не  знает о  его «святости»  и «Боге».  Этим  феноменом  отождествления  глубокой  прелести  с Богом  и  объясняется сложность  работы с  прелестными,  которые  ничего не  желают  слышать из  слов  критики и воспринимают только похвалу и комплименты. 

При  этом  сладострастное  состояние чувственной  и умилительной  душевности  для  них  является единственным  и главным, что им нужно в  жизни  от  религии  и веры  и  его сохранению,  поддержанию и усилению  подчинены все  их  действия.  Во всём, что этому  состоянию не  отвечает,   они   усматривают  «бездуховность»,  «злость»  и  «не  любовь»,   поэтому  никакая критика  на прелестных не  оказывает  влияния, а  только  усиливает  их  стремление к  сладострастию.

После  этой третьей фазы  глубокой  прелести  на  основе  самомнения,   тщеславия  и  гордости,   как  правило,  начинается четвёртая фаза, когда  на  сцене  появляется «главный  манипулятор» - бес или  сущность,  замечающие   беспечную  прелестную  душу  и вступающие  с  ней  в  игру  под   названием   «дары  духа».  

На  этой   стадии у  прелестного начинают  происходить  «духовные  видения»  и  «откровения»,   которые  он  совершенно  серьёзно считает «божественными»  и «пророческими».  У святителя Игнатия Брянчанинова описаны подобные  случаи,  завершившиеся  трагически.

Не зная  о коварстве  бесов  и сущностей,   свой  «духовный опыт»  прельщённый  естественно связывает   только с  «Богом»  и   «Святым Духом», а  потому  безоговорочно  верит своему «покровителю», который  может ему  являться  не  только   в виде  голоса, а  в  образе «монаха», «святого», «ангела» и даже «Христа».

С  момента  «визуализации»  беса  или  сущности в  образе «духовного покровителя»  начинается заключительная  пятая  фаза прелести,  которая  связана  с  полным  доверением  себя «духовному покровителю»  и исполнению  его «воли», как  «божественной». 

Для  подтверждения  своего «всемогущества»  бес  или   сущность  в  лице  «духовного покровителя»  может точно  предсказать будущие  события через  сон  или  знаки  в  реальном мире. С   человеком  могут случиться «радостные»  и «счастливые»  события, связанные с внезапным  обогащением, выигрышем, удачной  сделкой и т.п.

Всё  это  окончательно  убивает   остатки  трезвости,  здравости  и остроты  осознанности  прелестного,  который  становится  безвольным,  благодарным  и покорным  рабом своего «духовного покровителя» (беса),   которому  только это  и  было  нужно.

В  один прекрасный момент  «духовный покровитель»  с  привычной искренностью  и  добротой даёт  своему  подопечному  очередное  указание  или  приказ, который  для  того и становится  последним  шагом и фактически  смертью с  отдачей  души дьяволу.   Как правило,  бес  всё  предусматривает  и устраивает  так,  что избежать «несчастного случая»  бывает  невозможно и  только после  смерти тела  душа  осознаёт  всю глубину своего заблуждения,  обольщения  и падения.

Нередко в самый крайний момент к  прелестному  по  Божьей  воле  может  приходить осознание всей  глубины своего самообмана  и самообольщения,  но тяжесть  этого  осознания  и отрезвления  бывает  столь  велика, что душа  не может  выдержать  боли  разрыва   между  реальным  и  воображаемым  и  предпринимает  попытку  суицида.  Кстати,  за  многими  суицидами  стоят  именно  сущности инфернального мира.

Нередко  вместо  суицида  может  иметь  место  послешоковое  необратимое  помрачение   сознания  с  шизофрений  и  делирием.   Вот какова  схема  и психологический  механизм работы религиозной  прелести с  точки зрения парадигмы святоотеческой психологии.

 

Я   под  впечатлением  от услышанного.  Как  психологу,  мне  всё  же   гораздо  ближе  язык  научной  психологи.   А   можно  ли всё  это  объяснить  и  описать  языком  научной психологии,   а  не  святоотеческой ?

- Боюсь, что нет. Современная научная психология ещё  не продвинулась  до  понимания природы  и специфики духовного мира, а  также  его обитателей.  С  научной  точки зрения  за  феноменом  прелести, как я  уже  говорил,   стоят  некорректные  сетевые процессы, протекающие в когнитивной сфере, когда  сознание   развивается  не поступательно  уровень  за  уровнем  -  телесный,  телесно-душевный,  душевный,  душевно-духовный,  духовный,  а  скачкообразно, как  бы  пытаясь  «перепрыгнуть»  через несколько  уровней  и с  телесного уровня, минуя  душевный, перескочить  на  духовный,  для  которого ещё  нет  и  не  создано  предпосылок.  К сожалению по  духовной  Лествице  нужно взбираться  поступательно,  тогда  риски  будут  сведены к минимуму.

Любопытно, что сам Христос  говорил об опасности некорректного расщепления  (разделения) сознания,  имея в  виду  не только царство физическое,  но  и Царство  духовное, как  сферу  души:

«всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его» (Мф. 12; 25)

Эта  метафора  очень   точно  отражает  то, что  происходит  в  душе  и когнитивной   сфере при расщеплении  сознания.   Другая  метафора   о доме,  построенном  на песке,  также  говорит  о важности  не   столько прочного  материального   фундамента  для  дома  физического, сколько фундамента  когнитивного  для  дома душевного  в  виде правильной  ценностной  основы, которой  нет  у  прелестных:

«Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне.  И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил свой дом на песке.  И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое.»  (Мф. 7; 24-27)

Применительно к  когнитивной  сфере (сфере   сознания),  «падение  дома  на песке»  -  это  буквально  разрушение сферы  сознания  при  некорректном воцерковлении  и  обращении  ума  к  вере  из-за   ложной  ценностной  и  духовной  основы.  Прелесть -  это один  из  печальных   результатов  некорректного усвоения духовного знания.

С  точки зрения  современной  научной  психологии  очень  сложно найти  метафоры  и  параллели  для  описания  процесса обращения  и  разделения  ума.   Я уже  говорил, что  по  сути  обращение к  вере  -  это как  бы  осознанная  «шизофрения»,  не  в  клиническом  смысле, а в  смысле  иерархического  расщепления  ума  на   верхний  и  нижний.   Верхний -  это  ум  сердца (совесть),  нижний  -  это  ум  головы (эго  рассудок).

Идеальный вариант  расщепления  - это чёткое разделение когнитивной сферы (гиперсети  разума)  на два ума  по  духовной  «вертикали», при котором нижний  эго  ум (рацио) полностью теряет свою доминанту и подчиняется верхнему уму сердца (совести). При этом раскладе нижний ум  сохраняется   только  теряя  доминанту  и человек обретает духовность  без потери рассудка и интеллекта.

Худший вариант - это   расщепление  по  «горизонтали»,   влекущее  внутренний конфликт двух умов (двух сетей), когда сильное эго  нижнего ума  не желает сдавать своей доминанты  уму сердца (совести).

В этом случае корректного расщепления на нижний ум головы (разум) и верхний ум сердца (совесть)  не происходит, а имеет место постоянный внутренний конфликт между рацио и совестью (умом и сердцем).

Как  уже  говорилось, одним  из  выходов из   данного конфликта  и является прелесть.

 

А существует  ли способ  избежать состояния  прелести?  Как-то  оно  устрашающе  выглядит в наше время,   когда ум  для  большинства  людей  -  это  основа социального  и  душевного благополучия ?

- Избежать прелести с  точки зрения  и самого восприятия  человека  и  самого принципа  изменения  мышления  и  мировоззрения невозможно  в принципе,  к сожалению, конечно.  Любой  переход   от  одной  системы  к  другой  предполагает  период  «зависания»  системы.  То  же самое   и при смене  мирского  мышления  на  религиозное.   Единственное, что можно  наверняка – это свести к минимуму её  негативные последствия  за  счёт поступательности и  экологичности  процесса обращения  ума  к  вере  и использования  в  этом процессе святоотеческой  психологии, как  согласного учения  отцов  о  душе и её  тричастной природе. 

Проблемы  прелести  возникают, как правило,  из-за  незнания  технологии  обращения  или  резкого  обращения ума  и  отречения  от мира,  когда  рушится  фактически  вся  конструкция  прежнего  сознания и ум  оказывается на руинах. Когда  же переход  осуществляется поступательно и  адаптивно  или  под  руководством  опытного пастыря,  который  не  нагружает  сознание  чувством  «вины»  и «греховности»  и  не наполняет   ум   догмами  и   канонами   без  их   расшифровки и  толкования,  то  ум  (гиперсеть  разума)  успевает  перестраиваться  корректно как  бы  не  разрушаясь  целиком,   а  «перебраживая»  постепенно  и постепенно меняя векторные  связи.

В  этом процессе  перестройки  ума после смены системы  ценностей  есть  своя  логика,   которая  предполагает  два  вида  делания  -   духовная  теория  и  духовная  практика.  Одно даёт  пищу и опору  другому. Т.е.  любые   духовные мысли  и  духовные рассуждения  всегда  должны  находить  практическое отражение и преломление,   поскольку  одна  теория  или  одна  практика -  это как  гребля  на  лодке  одним  веслом.   Кружение есть,  а  продвижения  нет. То  же и  в  духовной  сфере.  Вот как  об  этом  сказал  один  из  учителей всех  монашествующих  преп. Исаак Сирин:

«Деятельность крестная двояка, по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в терпении плотских скорбей, производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется деятельность. А другая заключается в тонком делании ума и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее, она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием.» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 2)

Т.е. принцип  правильного духовного возрастания связан с  сочетанием  практической деятельностью,  идущей  от  сердца  и совести,  с  умным  деланием  и  размышлением  идущим от воли и созерцания.  При  таком подходе влияние фантазий  и воображения  сводится  к минимуму.

В  то  же время  одно лишь  религиозное  мудрование и фантазирование без практики  служения и послушания  является  источником прелести.  Собственно,  именно  по  этой причине для  православного психолога  постоянная практика  консультативной помощи является одним  из  лучших  средств  поддержания  трезвости и  профилактики  прелести и самообольщения.

Спасибо за  интервью.

 

- Вам спасибо  за  вопросы  и внимание к  данной  теме, Вероника.

Беседовала  психолог и  психотерапевт  Вероника  Довгань 



Просмотров: 269
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самооценка и прочие прелести комфортной жизни
  • Прелести и ужасы праздничных каникул.
  • Она: О матерях и дочерях. Шубка и другие прелести или Мечта со скидкой (ироничная история)
  • Про злость и прочие "прелести".
  • "Прелести"подросткового возраста
  • "Прелести" бытия
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • В чем прелесть быть жертвой.
  • Я? НЕТ, не я - ОН! Прелесть защитной Проекции.
  • Что такое соединение ума и сердца с точки зрения сетей сознания и когнитивных порогов
  • «Моя Стройная Прелесть!!!» – самый надёжный и честный способ наконец-то перестать обжираться
  • «Моя прелесть» или «не хочу делить сына с другими»
  • Мировоззрение как динамичное состояние гиперсети сознания
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Гипноз – четвертое состояние сознания
  • От религиозной веры к практическому переустройству мира
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Духовная депрессия — часть процесса изменения сознания.
  • Если вы действительно хотите выйти на совершенно новый уровень сознания...
  • Телесно-энергетические практики и изменённые состояния сознания
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Нейролингвистика или три пути к познанию мира: социальный, психологический и духовный
  • Техника коррекции, в измененном состоянии сознания, для улучшения здоровья и благополучия.
  • Когда успех еще возможен? Ловушки сознания
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь