Увлекательный мир вопроса "Почему я не могу консультировать?"

Юные (и не очень) психологи-консультанты, заканчивающие или уже закончившие проходить специальное обучение, время от времени задаются вопросом "Почему я не могу консультировать?" Этот вопрос, как ни странно, встречается достаточно часто. Во всяком случае, гораздо чаще, чем кажется самому будущему консультанту. Варианты этого вопроса: "Почему я не могу начать консультировать?", "Почему я не могу найти первого клиента?", "Почему мне всё время так плохо, когда я работаю?" и даже "Почему никто не хочет продолжать работать со мной после первой встречи?"

Как ведущая обучающих групп и индивидуальный супервизор, я регулярно сталкиваюсь с вопросом "Почему я не могу консультировать?".  Сегодня, мои дорогие читатели, я хочу поделиться с вами результатами совместных размышлений над этим вопросом. Конечно, эти выводы не универсальны и совершенно не обязательно должны хоть как-то перекликаться с вашим личным опытом. Перечень возможных ответов предназначен скорее для того, чтобы наметить поле, показать, какой сложный и увлекательный мир находится за дверями такого, казалось бы, простого вопроса. И, может быть, отчасти этот перечень поможет тем, кто боится таким вопросом задаваться.

Итак, консультант спрашивает себя, почему он не может работать. Действительно, а почему? Потому что...

  • Он хочет заниматься не психологическим консультированием, а чем-то другим. Например, манипулировать другими людьми, производить сокрушительное впечатление, исправлять чужие жизни, вести всех желающих к свету и радости. Техника и логика психологического консультирования не предназначены для решения этих задач. Несовпадение желаний и возможностей может дать печальный эффект, в особенности в том случае, если "неправильные" желания, как это часто с ними бывает, бессознательны. Печальный эффект можно купировать, если перевести означенные желания в область сознания и найти для них место где-нибудь вне сферы консультирования. Иногда после этого даже сохраняется стремление консультировать.
  • Он пытается не консультировать, а быть похожим на кого-то, кто этим занимаетсяБывает так, что чья-то жизнь и работа завораживают нас очень сильно, и мы начинаем хотеть, чтобы у нас было точно так же. При этом упускается из виду отсутствие  даже не способностей, а просто желания заниматься определённой областью. Для того чтобы быть психоаналитиком, к примеру, нужно дружить с языком и речью. Есть люди, которые не склонны к этому, но всё равно упорно стараются стать "такими же", как милые их сердцу психоаналитики. Если мы столкнулись с такой ситуацией, можно попробовать развести воображаемую и символическую идентификацию.  Чего я хочу? Выглядеть как N., когда я работаю? Или, помимо этого, я также хочу делать то же, что N, занять позицию с такими же символическими координатами? В рамках второй задачи совершенно не обязательно быть психологом-консультантом только потому, что N. - психолог-консультант.
  • Он считает, что кто-то требует от него, чтобы он консультировал (или не консультировал, это в данном случае непринципиально). Со всеми вытекающими последствиями. Этот вариант устроен так же, как любая другая импотенция, возникающая в результате фантазии о внешнем требовании. В наиболее лёгких случаях достаточно поработать с этой фантазией и раскрыть её личную связь с историей консультанта.
  • Он думает, что не имеет права консультировать. Например, потому что у него нет диплома, или сертификата, или благословения тренера, или выдающихся способностей, или любви к людям, или ещё чего-нибудь. Раскрыть ту часть личной истории, которая скрывается за такого рода фантазиями, зачастую бывает достаточно для решения проблемы.
  • Он хочет быть идеальным консультантом. Любой недостаток, ошибка, шероховатость выбивает его из колеи и заставляет мучиться угрызениями совести и чувством вины. Перфекционизм, приводящий к недееспособности в какой-нибудь области, - это артефакт личной истории. Соответственно, это материал для личной терапии.
  • Он получает удовольствие от состояния беспомощности. Есть люди, для которых беспомощность и неспособность что-то делать - это основные элементы личного симптома. Если они начинают делать что-то действительно близкое к желанию, хорошо вписывающееся в историю собственной жизни, приносящее удовольствие, то довольно быстро обнаруживают противозачаточные способности к этому делу. Такое положение вещей имеет массу преимуществ. Если ты не можешь консультировать, то можно бесконечно спрашивать окружающих, что с этим делать, получать ценные советы, беседы, нагоняи и прочие знаки внимания. А если ты это можешь... это совершенно другая история и другое удовольствие, с которым наш гипотетический беспомощный консультант, возможно, никогда в своей жизни не сталкивался. 
  • Он работает совершенно нормально, но затрудняется увидеть этот процесс со стороны и оценить его. Отсутствует "внешний" взгляд, элемент Я-зеркального.  Обычно такое  бывает при недостатке обратной связи со стороны тренера (супервизора) в процессе обучения. Либо супервизия была недостаточно подробной (или её было просто мало), либо какие-то собственные причины помешали консультанту услышать супервизора и таким образом усвоить этот "взгляд со стороны".

На всякий случай добавлю, что в деле обсуждения таких вопросов важнее всего процесс, а не результат. Можно прочитать список, сказать себе: ой, второе и четвёртое точно про меня! - и благополучно забыть обо всём этом.  Но этот способ не работает у консультантов точно так же, как у их клиентов. Главное - это не сами ответы, а поиск ответов. Это потенциально бесконечный процесс, он имеет массу приятных и полезных побочных эффектов, а также - что немаловажно - совершенно не мешает практиковать. Скорее даже наоборот.



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Почему так тянет к "неподходящим" мужчинам и что с этим делать ?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Почему я не могу жить так, как хочу?"
  • Нездоровые желания или "Так хочу, что умираю!"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Что такое "Тайм-менеджмент" или почему нужно ценить ВРЕМЯ?
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Шепот собственной души и тела, или "почему же совершенно нет сил"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Неуверенность или "почему Я не могу определить, кто Я в жизни?"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • " Я не брал!", или Что делать, если вы столкнулись с детским воровством.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Табу на помощь | Почему "нельзя" консультировать друзей и родственников?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь