|
Анализ фильма "Дневник нимфоманки" (18+)Автор статьи: Скуртул Александр Игоревич
Нимфомания - болезнь или придуманная мужчинами стигма для эмансипированных женщин? На этот вопрос фильм однозначно отвечает вторым вариантом. А жаль. Ведь хорошее произведение всегда только задает вопрос, а ответ оставляет за воспринимающим. Данная же картина идеализирует нимфоманию и романтизирует образ нимфоманки. Нет! Я не против нимфомании и не осуждаю оных (сам я еще не ответил на центральный вопрос), пока я лишь анализирую посыл фильма. Одной из самых болезненных дихотомий культуры является противостояние пуританских взглядов и сексуальной свободы, иначе моногамных и полигамных взглядов с рассмотрением понятий "любовь", "брак", "семья" через призму теории стакана воды. Ни пуританство, ни беспорядочный секс в своих ярких проявлениях, не несет ничего хорошего для общества, как и любая другая крайность. Как всегда важна гармония. Однако, надо заметить, что фильм не призывает всех женщин быть нимфоманками, но призывает понять тех, у кого страсть к сексу приобретает характер непреодолимого влечения. Тем не менее сложно отмахнуться от мысли, что произведение все равно, вне зависимости от замысла автора книги Валери Тассо, играет популяризационную роль. Что ж, давай по сюжету и образам. Главная источник идеализации свободных сексуальных отношений является бабушка главной героини. И здесь, на мой взгляд психолога, коренная несогласованность образа. Совершенно не обоснована позиция бабушки. То, что дедушка был у нее единственный, и она вышла за него по нужде, но при этом позже полюбила, нисколько не объясняет ее позицию, что, мол-де, верните время назад и она бы как можно чаще занималась сексом с разными партнерами. Ее история - типичная для своего времени. Именно пожилые люди с похожими биографиями являются главными носителями пуританских взглядов и табу на сексуальные темы. На мой взгляд, гораздо логичнее было бы сделать ее бывшей куртизанкой, которая ни о чем в старости не жалеет и того же желает внучке. В общем, образу бабушки не веришь, слишком приторно и пафосно из уст божьего одуванчика, умирающей в кресле с желанием завершить вязание, звучит "Наслаждайся жизнью, пока можешь". То есть это очередная замыленная мысль "глубоких драматических" фильмов. На самом деле нет. И здесь уже можно понять, что фильм не о проблематике, что фильм не является неоднозначным и не дает пищи для размышлений в том объеме, в котором мог бы дать. А главная проблема фильма - образ Вэл - самой главной героини. Она не прописана как персонаж. Нам становится понятно, что родителей у нее либо нет, либо она с ними совершенно не общается по единственной фразе "Я потеряла единственного человека, который меня понимал". Что с ее родителями нам совершенно не раскрывают. Природа ее нимфомании также слабо обоснована сценой первого, в общем-то, обычного подросткового секса в 15 лет, по завершению которого она вдруг решилась на повторный более удачный дубль. Почему?! "А вдруг?!". И это "вдруг" очень смущает, т.к. его причины тоже не понятны. Так объясняются мотивы в произведениях, которые создаются не в целях объяснения и понятия объекта произведения, а ради самого повествования, что еще больше приближает фильм к понятию "продукта". Хотя нимфоманию Вэл можно было бы объяснить тем, что она стремиться компенсировать дефицит любви и ласки, обусловленных отсутствием родителей с какого-то возраста, как это часто бывает с истеричными характерами. Но таким образом зритель может принять нимфоманию как патологическое образование, что не вяжется с идеализирующей концепцией. Поэтому о родителях ни слова, поэтому "вдруг". Ведь многие люди, не знакомые с психологией, классифицируют свои недостатки, мании, фобии мистическим, магическим или генетическим ригидным образом: "Природа меня таким/такой создала", "Просто все люди такие, а я другой/другая", "Такой у меня характер", "Моя бабушка/дедушка была/был такой/таким же". Так же гораздо проще смириться с проблемой и не работать над собой. Кроме того, у Вэл модельная внешность. "Почему, - спросите Вы, - это проблема?". Да потому, что таким образом фильм вновь выдает в себе продукт, а не диалектическое творение. Фигура Вэл идеальная для съемок "красивых эротических сцен". И выбор актрисы по фигуре, к сожалению, сказался ну уровне актерской игры. Хотя она очень старается. Другое дело Шарлотта Генсбур в "Нимфоманке" Триера - которая максимальна приближена к реалиям жизни и ожиданиям. Внешность, фигура, рост, возраст - так выглядит большинство европейских женщин этих лет, и поэтому верится больше. Только через обычную женщину можно показать женскую суть, где главная составляющая - желание без каких-либо эротических прикрас фигуры. Банальные символические приемы, вроде того, что Вэл постоянно есть яблоки тоже удручают. Только подростки, недавно познавшие регистр символического на уроках литературы, получат околоинтеллектуальное удовольствие от декодинга, мол, "Аааа, ведь яблоко - это же плод искушения из райского сада! То есть ... Вэл как та первая женщина Ева, которая поддалась соблазну! Вау!". Серьезно? Ничего более изящного нельзя было придумать? Нельзя. Либо в силу слабости литературных навыков Тассо, либо в осознанном прагматичном подходе и желании зацепить неискушенную ЦА. Боязнь темноты. Вот это уже получше. Практика показывает, что чаще всего психика подобных личностей не ограничивается одной проблемой и можно наблюдать какие-либо дополнительные особенности. У Вэл это была боязнь темноты, которую можно понять также, как страх одиночества, потому как во мраке мы остаемся наедине с собой (что вновь коррелирует с отсутствием родителей и длительной фрустрации чувством незащищенности). Также эта боязнь играет роль "ружья на стене", с помощью которого нам показывают уровень влюбленности к Хайме, когда Вэл сама решает выключить свет "ТЕПЕРЬ я не боюсь", что довольно элементарно. Да в фильме даже проституция страшная только с моральной точки зрения, а с позиции Вэл только потому, что она слишком влюбчивая и доверчивая. Плюс в том, что здесь конструируется три распространенные формы сексуальной жизни: брак, проституция и нимфомания. А минус фильма, опять же в том, что, именно последняя идеализируется. Да еще и очень спекулятивным дешевым способом: через трогательный диалог с клиентом инвалидом и референсом к "философскому" завещанию бабушки. Поставлено классно, не спорю. Слезу вызывает. Но не так уж трудно играть на чувствах зрителя, особенно используя такие стоеросовые приемы. Гораздо сложнее поставить персонажа в такую ситуацию, когда ему действительно сложно выбрать - именно в таких фильмах сопереживание самое настоящее и дискутивно-полемическое. Чтобы зрители поделились не на тех, кому понравилось произведение, а кому нет (одни раскусили продукт, а другие схавали), а на тех, кто согласен с выбором персонажа, и кто нет! Вэл уходит из борделя, гуляет под дождем, душевно-сумбурно благодарит верную подругу, заслуживая нашего одобрения, и уходит под еще более красиво подсвеченным дождем с счастливой улыбкой в титры "Наслаждаться жизнью, пока может". Таким образом фильм обрывается на самой позитивной, из всех возможных, ноте, искусственно созданной слабым сюжетом. Опять же для того, чтобы сохранить идеалистический тон. Но если задуматься, то что дальше будет с Вэл? Как минимум, не так позитивно. Ладно, с фильмом все понятно. Что с нимфоманией? Хорошо это или плохо? Ведь всех именно этот вопрос интересует. Если рассматривать с точки зрения качества жизни в настоящем обществе, то тут все просто - человек понимает аномалию по сравнению с остальными, человек невольно от этого страдает. Любая аномалия, выделяющая из общества, лишает части счастья, как ни крути. Неполноценность, чрезмерная слава, рак, излишняя инфантильность, морализаторство, альбинизм - что угодно, что может служить предметом осуждения и дистанцирования от личности, несет в себе негативный эффект для самосознания (если человек не совсем, конечно, глуп, чтобы не понимать, что наличие аномалии его дифференцирует в социуме). То есть как ни крути, но проблема в самом обществе и его любви к норме. И это не выдумка мужчин. Сексуальный промискуитет не есть норма и стигматизирует любого человека вне зависимости от пола, так что Тассо через образ бабушки главной героини сказала идеализирующую ерунду с социально-психологической точки зрения. Нимфоманию также можно рассматривать как зависимость. И это вновь не положительный фактор для качества жизни личности. Если принимать за идеал гармоничную личность, то любая зависимость отрицательно сказывается на способности человека регулировать свою деятельность желанным образом, реализовываться без помех, направлять ВСЕГО себя, иметь самообладание. Есть, конечно, и другая философия - философия одержимости и гедонизма. Для художников, прожигателей жизни, маргиналов и проч. - в этом случае нимфомания дар, который нужно реализовывать. Тоже вариант. Все зависит от позиции самого носителя и ригидности окружающего его социума. Но художники и маргиналы не основная часть общества, опять же (и слава Вселенной). Кстати, линия подглядывающего соседа странным образом сумбурная, но интересная. Три сцены. Молодая Вэл видит подглядывающего соседа и ее только заводит это. После случайного грязного секса на улице она сначала заигрывает с соседом, наблюдающим ее через окно в душе, но затем смущается и закрывает шторку - это средняя стадия. А в третьей сцене, после развода с Хайме, она проходит мимо соседа даже его не замечая, что символизирует третью стадию отношения к мужчинам. Вроде просто, но заметить это в столь коротких сцена и синтезировать нелегко, при этом развитие персонажа все равно почувствуется даже тем, кто не заметил связи и смысла сцен - хороший прием. По итогу мое мнение таковое: как бы вы лично не относились к нимфомании, не спешите осуждать, потому как в отличие от этого фильма, в реальности у каждой девушки, как правило, есть обоснование наклонности, которое определило манию, а значит их можно и нужно понять. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|