Кто такой клиент для психотерапевта? Насколько он равноправный партнер в отношениях? Пожалуй, этот вопрос всегда будет отвечаться по-новому. И если клиент ощущает, что сегодня общение с терапевтом не складывается, может ли он сказать об этом? И как психотерапевту сделать так, чтобы человек напротив ему рассказывал об этом? Для этого прежде всего, на мой взгляд, важно поддерживать уровень доверия и к клиенту и к самому себе. Когда уровень напряжения, не понимания, вырастает, возникает явное ощущение, что сеанс идет с пробуксовкой, хорошо понимать, что оба участника процесса что-то делают для этого. Безусловно, это могут быть прерывания контакта клиентом, его сопротивления. Также, как и сопротивления терапевта. Или что-то, неосознаваемое им, что мешает включиться в работу с той степенью, которая нужна сейчас. И тогда нет ничего, что может заменить обратную связь от клиента. И важно понять, что бывает то, что чувствует и говорит клиент и правда зависит от терапевта. И тогда можно посмотреть в себя, доверяя себе в том, что то, что происходит с тобой на сеансе клиент заметил. И прокомментировал. И ты можешь сказать ему, что он прав. Только это не так просто, как кажется. Ведь для того, чтобы признаться, что клиент прав сейчас, что он очень чувствителен к тому, что происходит и эти чувства и ощущения его не обманывают, важно учитывать в своей профессиональной позиции, что такое вообще может произойти! И вот пример.
- Мне кажется, мы общаемся напряженно сейчас. - Как вы это видите? - Мне кажется, что вы больше в себе, как-будто я вам не к месту, паузы, реплики короткие... (Мое желание повернуть вопрос к клиенту нарастает. Мое раздражение усиливается, я ж знаю, что он о себе. Это точно, не будь я специалист. Это очевидно! И тут. Я ощутил, что я и правда в фоне обдумываю очень важный и грустный вопрос. Который меня задевает и я и правда не с клиентом сейчас, а где-то в себе. И у меня есть альтернатива. Продолжать исследование того, что происходит сейчас или сказать, что со мной.) - Да... Я обдумывал одновременно что-то свое, важное и грустное... - Что бы это ни было, - внезапно произнес он, - я вам очень сочувствую. (Я был тронут, почти до слез. И тут до меня дошло несколько очевидных вещей.)
Мы выяснили, что он не умеет общаться на низком или среднем уровне вовлечённости, и что очень чутко чувствует, когда собеседника"нет рядом". В такие моменты ему кажется, что собеседник пренебрегает им, и он ему не интересен. И мы стали говорить об уровнях общения и о тренировке вовлеченности в беседу. И о прелести общения на любой глубине...
Близость возникшая между нами помогла пойти дальше. И я благодарен за чуткость моему клиенту.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.