Кому идти к психологу: ребенку или родителям?

Зачастую родители приводят ребенка к психологу, когда перестают с ним справляться, испытывают трудности в регуляции его поведения, не выдерживают детских капризов, или агрессии, замкнутости, или не могут заставить его учиться.  Ведут к специалисту, чтобы он разобрался и все исправил, но втайне надеются, что и он не сможет совладать с их чадом, ведь тогда придется столкнуться с виной и стыдом за свою родительскую несостоятельность, педагогический провал.  Чуткий профессионал никогда не станет подчеркивать вину, к тому же это неконструктивное и неполезное чувство ни для самих родителей, ни для детей, которые начинают считывать ее и использовать в манипуляциях. У каждой истории свои причины, назад пленку жизни не отмотаешь, и мы начинаем работать с тем, что есть.

На первой же встрече я наблюдаю за происходящим общением между  матерью (или другими членами семьи) и их ребенком; замечаю, кто как располагается в пространстве,  куда направлены взгляды, хватает ли каждому возможности высказаться, или происходит остановка, перебивание. Я настаиваю, чтобы на первой встрече присутствовала, по возможности, вся семья или члены семьи, задействованные в конфликте и сталкивающиеся  с проблемой. У самого ребенка,как правило,все в порядке, либо он догадывается, что вызывает напряжение в семье, но причины охарактеризовать затрудняется.  Бывает, что ребенок испытывает страх и большое волнение, пребывая в накаленном поле семьи, считывая невербальные послания, интонации, но оставаясь без объяснений или беря на себя роль «козла отпущения» для разряжения семейной обстановки.

Семейные связи, роли и процессы очень сложны и многогранны, они включают в себя опыт предыдущих поколений, и  повлиять на один лишь компонент практически невозможно. Точнее, «исправленный» и перевоспитанный ребенок будет отвергаться своей семьей, потому что перестанет выполнять свою функцию. Например, ребенок часто болеет или отвратительно себя ведет, тем самым оттягивая на себя внимание конфликтующих родителей. И, в случае его выздоровления, родителям придется стать более открытыми и выяснять отношения, то есть меняться самим, а процесс изменений вызывает сильнейшее сопротивление. Вот и предлагают «починить» ребенка, научить и даже взять на перевоспитание.  Однако это иллюзия.  С психологом невозможно выстроить столь интимные, многогранные и ни с чем несравнимые  взаимоотношения.  Вот одна из причин, почему родителям необходимо активно включаться в процесс терапии.

В своей практике я замечаю несколько противоположных тенденций воспитания.  Некоторые  родители стремятся воспитать «удобных» детей,  вежливых, послушных,  молчаливых и безвольных конформистов, которые соглашаются с указаниями, плачут негромко, инициативу не проявляют, в баловстве не замечаются. Основной способ взаимодействия- дрессировка и регулирование, морализаторство, а на самом деле детям необходимо сопереживание, понимание, поддержка и помощь в развитии.  Диаметральной точки зрения придерживаются семьи, которые сами несут в себе опыт жесткой обстановки, насилия, грубости и ограничений. Их желание- воспитывать иначе, оберегая, опекая, предоставляя свободу и лишая запретов. В итоге приходится столкнуться с капризами, агрессией, непослушанием. Таким образом дети естественно своей природе сопротивляются возложенным на них родительским ролям принятия решений и взрослой ответственности.

Заметить, что конфликт не в ребенке, или не только в нем чрезвычайно трудно, так как все живут по привычным сценариям.  Поменять способ общения и воспитания, удержаться от «съезжания» на знакомые рельсы возможно только в условиях долгосрочной работы с психологом. Наконец, существуют индивидуальные особенности ребенка, в которых взрослым трудно разобраться самостоятельно, его поведение может быть нарушено также из-за проблем с нервной системой, глубинными страхами, либо несовпадением детско-родительских темпераментов.

На совместной встрече я предлагаю семье заняться тем, что им больше по душе: иногда,- это настольная игра, иногда работа в песочнице, составление историй и рисование, я достаю и глину, и музыкальные инструменты. В процессе совместной работы замечается стиль общения и помехи, ведущие к конфликтам.  Мы обсуждаем впоследствии, что получилось, что вызывало затруднения, с какими чувствами столкнулись, что я делаю иначе и для того, чтобы ребенок мне не грубил, не противился моим просьбам и соглашался на мои предложения, не боялся высказываться. И как сделать, чтобы у родителей тоже получалось.

Взрослые испытывают трудности в воспитании детей, потому что часто сами в детстве не получали поддержку, не имели опыта сопереживания, открытого выражения чувств, безопасности. И тем не менее, изменить привычные действия возможно, научиться эффективному общению тоже. В ходе работы важно объяснить родителю его зону ответственности, чтобы он мог опираться на это в дальнейшем. Если родитель действительно заинтересован в психическом здоровье ребенка, он научится справляться с собственными страхами, тревогами и привычками, для того, чтобы начать процесс изменений.

А что же делать, если один из родителей соглашается пройти терапию, а второй считает это пустой тратой денег или шарлатанством? Иногда я использую «время в коридоре», встречаясь со взрослыми, приводящими ребенка и пытаюсь найти слова, которые коснутся сердца. Однажды мы с отцом мальчика проговорили час, все время сессии, о его влиянии и разрушающем воздействии на личность сына. Поначалу он критиковал и возмущался, но позднее начал прислушиваться и вскоре пришел на личную терапию. Это действительно помогло справиться с проблемой.

Бывает и так, что никто из взрослых не может принять участие в общей работе. Может ли тогда психолог заниматься только с ребенком? Я считаю, что если у меня есть только один час, то стоит его потратить на активное внимание, поддержку и присутствие рядом, дать маленькому клиенту понять, что такой опыт отношений возможен, помочь сохранить и в будущем опираться на здоровую часть психики.

Анастасия Венедиктова



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Особый ребенок. Чтобы эффективно помочь, необходимо вовремя заметить….
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Чтобы ребенок был счастлив. Несколько советов молодым родителям.
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Правила для умных родителей, чтобы ребенок вырос счастливым/часть 1
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • 2 правила, чтобы не отбить у ребенка желание заниматься
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Действительно ли нужно себя мучить, чтобы что-то получилось?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь