К чему ведет подавляющая гиперопека? (Фильм "Черный лебедь")

 

Главная героиня фильма Нина живет вдвоем с матерью в квартире в Верхнем Ист Сайде в Нью-Йорке. Нина балерина и мечтает стать Примой. Мать каждое утро будит Нину, кормит завтраком и собирает на работу, а вечером раздевает Нину, снимает сережки, гладит волосы и включает колыбельную в музыкальной шкатулке. И все это похоже на каждодневный ритуал. Комната Нины напоминает розовую мечту любой 12-летней девушки: розовые обои и пастельное белье, плюшевые заяц и поросенок  в розовых кофточках и штанишках, розовая мебель. Более того нижнее белье Нины тоже розового цвета.   У Нины спокойный характер, она послушная дочь. С самого детства трудится над маминой мечтой – быть выдающейся балериной. Укладывая Нину спать, мать приговаривает «Помнишь, как ты начинала, если бы я не водила тебя с занятия на занятия, ты бы давно все забросила»; «Моя дорогая, я знаю как все это огорчает, ты становишься старше, тебя мучает неудовлетворенность, мне ли не знать»; «Моя девочка»; «Милая девочка».

 Мама не спрашивает разрешения, чтобы войти в комнату Нину.   Также не спрашивает согласия Нины во время того, когда вновь принимается снимать с нее одежду. Нины робко и тихо говорит: «Мама, я сама могу», но мать только улыбается и продолжает расстегивать платье.

После этого мы видим сцену, которая ярко описывает симбиотическую связь матери с дочерью. Нина в одних трусах, прикрывая ладошками грудь, бежит покорно за матерью в ванную комнату, садится на стул и, сдерживая все свое отвращение и ужас, позволяет матери подстригать ей ногти. Мать сильно встревожена и обеспокоена тем, что обнаружила на плече у Нины сильные царапины. Из этого эпизода нам становится известно, что Нина с самого детства компульсивно себя расчесывает во время сна. И здесь невероятная реакция матери, которую она видимо уже давно демонстрирует дочери: в ужасе и в панике быстро срезает ногти, задевает ножницами кожу на пальце, тут же утишает и целует пораненную руку.

У Нины нет друзей. Среди коллег в труппе она держится в стороне, не проявляет ни к кому симпатии. Когда получает вожделенную роль, то достаточно холодно и отстраненно принимает поздравления от коллег и уединяется в туалете, чтобы сделать звонок маме.  После того, как выходит из туалетной кабинки, видит на зеркале надпись «Шлюха», сделанную украденной губной помадой. Лицо Нины искривляется от ужаса, и она начинает судорожно пытаться стереть слово. И это первый яркий момент выхода наружу темной части Нины – черного лебедя. Нина пока еще отвергает развратную, лживую, дерзкую и агрессивную сущность. Стирая красную надпись, она как бы уничтожает из памяти следы своего поведения: тайную кражу красной помады из гримерки предыдущей примы, обольщение режиссера и укус его губ во время поцелуя.

Следующий эпизод является наиболее сильной иллюстрацией доминирующей власти матери над дочерью. В честь утверждения Нины на роль мать покупает «Наш любимый торт с начинкой…» и предлагает Нине съесть кусочек. Но Нина сообщает, что ее тошнит от волнения. Мать стремительно берет торт, раскрывает мусорный бак и со словами «Ладно, ладно, в помойку его» практически уже выкидывает его, но Нина жалобно молвит «Прости». Мать радостно обмакивает свой палец в креме и предлагает Нине облизать. И в этом моменте сосредоточены два абсолютно непереносимых для Нины условия: подавить свою тошноту или конфронтировать с желанием матери. Такая семейная ситуация в теории Gregory Bateson называется «двойной связью»: ребенок ставится в такие условия, в которых он должен сделать выбор между двумя альтернативами, причем обе вызывают замешательство и являются непереносимыми. Нина облизывает палец, чем приносит удовольствие матери и расщепляет себя.

Подчиняемость более авторитетной фигуре переносится и на другие отношения Нины. Кроме того, мы наблюдаем и другие симптомы, как немота, безжизненность, что вкупе с автоматической подчиняемостью рисует картину кататонии. В качестве иллюстрации приведу фрагменты контакта Нины с Лероем:

  • Лерой: «Хочешь заняться любовью?» «Секс, тебе он нравится?» Нина молчит, отводит глаза в сторону, пьет.

Лерой: «Я должен дать тебе задание. Иди домой и поласкай себя хоть немного» Нина молчит, только застывший страх и сильное напряжение от сдерживания эмоций во взгляде и мимике лица.

  • Лерой «Нина, ты зажата, скованно! Нина, ты танцуешь, как замороженная!» Нина молчит. Как только партнер по танцу уходит, Нина говорит: «Прости».

Мы наблюдаем совершенно неадекватную ситуации реакцию, вместо злости и ярости только вина и страх отвержения.

Нарушение восприятия.

В самом начале фильме мы видим у Нины проявления зрительных галлюцинаций: в соседнем вагоне в метро Нина видит якобы саму себя, в темном переулке ей также мерещится свой образ.

Далее присоединяются слуховые галлюцинации: разные голоса, шорохи, шевеления.

Позже добавляются тактильные галлюцинации: Нина чувствует, как сквозь кожу прорезываются перья, более того при психотическом дебюте ближе к концу фильма Нина вытаскивает из своей кожи перо.

Мышление.

Расстройства мышления разворачиваются следующим образом:

  1. Идеи отношения.
  • На вечере, посвященном ее представлению в качестве Белого/черного лебедя, Нина тревожно наблюдает, как другие перешептываются, смеются якобы над ней. А позже в туалете замечает, что ее средний палец кровоточит.
  • По окончании вечера Нина сталкивается с предыдущей примой труппы, с той, у которой она своровала губную помаду. Этим же вечером соперница попадает в автокатастрофу и Нина, узнав эту новость на следующий день, восклицает: «Это же после нашей встречи!».
  • Нина чувствует, что сливается с внешним предметом и таким образом обретает силу своей расщепленной части. Так, накрасив губы помадой Бет, Нина смогла укусить Лероя во время его захватнического поцелуя. Надев кружевной топ Лили, Нина позволила себе приблизиться к подруге и к компании мужчин, а также выпила алкогольный коктейль с подмешанным наркотиком.
  • Бред преследования.

«Милая девочка» умирает, как только Нина решается сказать Маме: «Не входи сюда! Это личная жизнь! Мне уже не 12!» Под действием наркотика защитные механизмы психики разрушаются и Нина обретает отчужденную свою часть.  Но вместе с тем нарушается и содержание мышления. Нина все сильнее чувствует, что Лили преследует ее, что хочет заполучить ее роль. Также Нина полагает, что вещи Бет так воздействуют на нее, что бежит в больницу, чтобы вернуть все украденное.

  • Продуктивные симптомы.

Галлюцинации:

  • В больнице Нина видит, как вдруг Бет начинает наносить себе многочисленные уколы пилочкой для ногтей с криками: «Я Никто!»
  • Вернувшись домой, Нина бежит в комнату матери и видит, как все рисунки с портретами оживают и начинают одновременно ей кричать: «Милая девочка!».
  • Нина видит, как из кожи прорезываются перья, а глаза наливаются кровью

После всего пережитого Нина без чувств падает на пол в своей комнате, а утром обнаруживает себя в кровати с надетыми поверх пальце носками. Мать подскакивает к ее кровати, кричит, что Нина больна. Но Нина невероятна сильна. Она отпихивает мать, ломает ей запястье, чтобы выхватить дверную ручку и выйти из своей комнаты, так как сегодня вечер ее дебюта. В остром состоянии она едет в театр. Нину уже полностью во власти психоза: слышит голоса, видит на себе перья, убивает якобы свою соперницу, но позже обнаруживает, что проткнула стеклом саму себя. Несмотря на сильную рану доигрывает партию белого лебедя и падает замертво вниз, как и была задумано режиссером постановки. В конце на вопрос Лероя «Что ты сделала?» лишь произносит: «Я испытала совершенство! Я постигла его!». Такую пафосную и одновременно причудливую форму ответа на вопрос возможно расценить как реализацию сверхценной идеи Нины быть точной и правдивой даже в смерти белого лебеди, как задумано в сценарии. И здесь мы можем уже диагностировать отсутствие понимания своего болезненного состояния и нарушение ориентировки.

  Таким образом, сюжетная линия фильма постепенно разворачивает симптоматику от шизотипического расстройства до шизофрении. В начале фильмы мы наблюдаем перцептивные галлюцинации (Нина видит саму себя в метро и в туннеле), социальную тревогу, отсутствие близких друзей, ограниченность и неадекватность эмоций (в ответ на агрессивные стимулы из среды только жалобные «Прости», либо кататонический ступор), идеи отношения, подозрительность, параноидные идеи («Она хочет украсть мою роль!»), автоматические мысли «Я никто!», а позже психотические симптомы. В состоянии острой стадии заболевания Нина слышит напутствие Лероя: «Единственный человек, мешающий тебе – ты сама!»  Так как в конце фильма уже не понятно, что происходит на самом деле, а что в голове у Нины, то можно предположить, что Нина совершает суицид в ответ на императивные галлюцинации.

 

Список литературы:

  1. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.1. Пер. с англ. – М.:Медицина, 1998, 672 с.
  2. Бек А., Фриман А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Изд.:Питер – 2017, 448с.


Просмотров: 859
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сегодня про совместимость. Нина Шацкая и Леонид Филатов.
  • Она что, не видит себя в зеркале?
  • Лекции Монахини Нины Крыгиной.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Зачем орет мать, что она хочет разрушить?
  • Цена сомнений: Как закопать свою мечту так, чтобы она закопала тебя в ответ. Часть 1
  • Цена сомнений: Как закопать свою мечту так, чтобы она закопала тебя в ответ. Часть 2
  • Цена сомнений: Как закопать свою мечту так, чтобы она закопала тебя в ответ. Часть 2
  • Цена сомнений: Как закопать свою мечту так, чтобы она закопала тебя в ответ. Часть 1
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Как правильно маме вести себя с дочерью, если она больна анорексией?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Она плохая мать, ее надо наказать… Или она сама нуждается в помощи?…
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь