|
Как разговаривать, чтобы договариватьсяАвтор статьи: Ольга Князева
Давайте поговорим про контакт, диалог, разговор. Как слышать и быть услышанным. 1. Исходное состояние, из которого я что-то говорю другому. Важно различать, в каком режиме мы находимся, когда разговариваем с другими. Сегодня я выделю два из них: Первый режим — режим управления (подчинения) — когда нам хочется, чтобы другой послушал и послушался. Т.е. начал вести себя так, как нам того хочется. Второй режим — режим любопытства, когда мы хотим услышать другого и сравнить его картину мира со своей, сонастроиться. Понять, в чем мы совпадаем, а в чем различаемся и как это влияет на нас прямо сейчас. Часто конфликт возникает потому, что один режим выдается за второй. Выглядит это так: «Давай договоримся. Расскажи, что ты думаешь, чего бы хотел, как ты видишь ситуацию» — прекрасное начало, похожее на режим любопытства и сонастройки. Но не тут-то было, если следующая фраза, которую вы говорите будет такой: «ты ошибаешься», «ты не понимаешь», «так не бывает», «это худшее, что можно было придумать» и т.д. Режим подчинения — это частный случай режима сонастройки. Бывает, что люди сверяя свои внутренние карты, договариваются на взаимную иерархию, когда один решает, а второй следует за ним.
2. Роль вопроса. Важно понимать, я спрашиваю или я высказываю свою позицию. Если в диалоге начинает встречаться такое поведение — можно смело говорить, что диалог перешел в напряженную стадию и близок к конфликту. Мы очень часто задаем вопросы не потому что мы интересуемся мнением другого человека, а потому что хотим выразить свое отношение к происходящему. Это может выражаться как в самом вопросе, так и интонационно. Примеры таких вопросов и вариантов их перевода: «Как только такое могло прийти тебе в голову?» — Меня пугают твои слова. Я начинаю сомневаться в тебе и в себе. Я хочу, чтобы ты перестал о таком думать. Я тебя не поддерживаю. «Ты серьезно собираешься так поступить?» — Надо быть совсем дураком, чтобы так себя вести. Я тебя не уважаю. «И что ты потом будешь делать?» — Я знаю, что ты обломаешься, и придешь ко мне за помощью, но я не хочу тебя потом успокаивать. Чаще всего такие вопросы выражают эмоциональное состояние вопрошающего. Его недоумение, негодование, растерянность, обиду, злость. Только в такой форме, что на нее очень сложно ответить. Потому что эта форма — задевает образ и самооценку другого человека. Обязательные условия хороших переговоров: - Уважение к другому и уважение к себе; Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|