|
Что помогает клиенту? Исследования И. ЯломаАвтор статьи: Данилова Алена Игоревна
Исследование Ирвина Ялома началось с получения гранта от национального онкологического института и связано оно было с тем, что он вел экзистенциальные группы для людей, болеющих раком, и в его исполнении терапия имела "глубоко интуитивный" характер. Я подал заявку и получил грант, который позволял мне оценить эффективность моего терапевтического подхода к больным раком груди в терминальной стадии. Это был простой, незамысловатый проект. Я был уверен, что мой подход позволяет улучшить качество жизни смертельно больных пациентов и что мне осталось только разработать систему оценки и взять на себя административную сторону процесса заполнения участниками анкет до того, как они войдут в группу, и – через регулярные интервалы – после того. У него была мысль о том, что с пациентами и клиентами "работают" не технические приемы, соблюдение методических рекомендаций, не тщательно спланированная программа, направленная на достижение инсайта, а что-то неуловимо-человеческое. Сам он пишет об этом так: Однако я глубоко уверен: когда никто не смотрит, терапевт «вбрасывает» самое главное. Но что, собственно, представляют собой эти ингредиенты, ускользающие от сознательного внимания и протокола? Они не включены в формальную теорию, о них не пишут, им явным образом не учат. В исследовании принимало участие около 7 000 человек, оно продолжалось около 8 лет. Договорились смотреть через год и через три. В статистику шли только совпадения. Сначала их набралось около 900, потом 124, в итоге для групповой осталось 12 факторов, для индивидуальной - 4, из них 2 фактора работают у всех и 2 - не у всех, но по силе стоят на первых местах. 1. Эмоциональная поддержка. - человеку меня жалко, и я это чувствовал; - он меня хвалил.
2. Когнитивная схема. Мне стало понятно, почему мне плохо и это лечебный фактор. Она полезна при двух условиях: - она клиенту понятна; - клиент с этой схемой согласен. Это должна быть простая схема, которую можно объяснить, и она должна укладываться во внутреннюю картину болезни пациента.
3. Провокация. Провокативная функция психотерапевта связана с резким скачком эмоционального напряжения, которое вынуждает клиента сделать какое-то действие. Провокация должна быть заранее запланированной. Результатом должно стать облегчение и благодарность клиента, но иногда до этого момента может пройти какое-то время.
4. Технико - организационное содействие. Время - место - повод. Это о том, что когда клиент ходит на терапию, совершает внутреннюю работу, психика под эти процессы подстраивается, человеку уже становится легче.
В настоящий момент существует около 800 направлений психотерапии, разные методы, разный подход к личности, но если опираться на это исследование вот эти четыре фактора работают независимо от того, к какой школе принадлежит специалист. Буду рада, если поделитесь своими мыслями по этому поводу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|