|
Ревность. Есть ли у неё право быть?Автор статьи: Овчинников Михаил Юрьевич
Вот интересно мне что сильнее – любовь или дружба? Не помню где вычитал, что дружба. Объяснение: дружить можно только вдвоём, а любить можно и одному. Мол, если один, то это уже слабость. Но ведь можно и по-другому оценить эту ситуацию? Сильнее любовь, потому, что даже любя в одиночку, безответно, человек способен нести это чувство. И в этом его сила. А вот дружить можно только с опорой на другого. Тоже в каком-то чате вычитал, что любовь и дружба отличаются только тем, что дружба не требует соития. Хотя в последнее время заговорили о дружеском сексе… Но, позвольте, дружба ли это? Я бы сказал, что дружба не требует слияния. Дружить можно на расстоянии. А вот для любви важно, чтобы объект твоего чувства как можно чаще был рядом. Важно ощущать его, чувствовать его присутствие, осязать, обонять, внимать ему, воспринимать, если хотите, душевный резонанс. А пока не наступил возраст полового безразличия, то ещё очень важно соитие. Не люблю слова "seks", тем более, не терплю выражения "заняться любовью". Тут что-то технически-механическое, станочное и – выхолащивающее. "Заняться любовью" – это предложение заняться парной мастурбацией: он – в ней, она – на нём. Любовь – да, процесс, но явно не технический. И соитие – продолжение, закономерное, проявления чувства, продолжение любви в телесном отражении. А без любви – не соитие – мастурбация. В одной рекламе презервативов демонстрируется появление доверия девушки к незнакомому парню после того, как она нечаянно увидела у него это изделие. А на мой взгляд доверие должно появляться как результат формирования дружеского чувства либо любви. Любовь – это доверие. И ещё любовь – это готовность к жертве во имя того, кого любишь. Можно верить, не любя, но можно ли любить, не веря? Станет ли человек жертвовать собой ради того, кому не верит? Мне кажется, жертвенность, готовность к жертве и есть мерило наличия любви. А предполагает ли ревность возможность жертвы во имя любимого, любимой? Так и хочется сказать, что вопрос риторический. Только не думайте, что это моё любимое выражение. Просто я рассчитываю на понимающего, внимающего мне, читателя. И обойдусь без поисков доказательств в этой ситуации. Ведь это практически аксиома, что ревнивец не пожертвует чем-либо! Возьмите, для контраста, любой самый ярый случай ревности, хоть из классики, хоть из современных детективов. И везде ревнивец не способен переступить через свою жажду обладать другим человеком. Вот иллюстрация. Мне пришлось поочерёдно общаться с двумя уже пожилыми родственниками, семейной парой. Они оба, воспользовавшись моим присутствием у них в гостях, поочерёдно рассказали мне о том, что давно безответно любят. Но не друг друга. Каждый признавался в том, что их брак – попытка спасения друг друга в обоюдной безвыходной ситуации. Она говорила о том, что пожалела его, а он о том, что спасал её от преследователя. Но вот за спиной уже более полувека совместной жизни, уже взрослые дети, внуки. Оба заговорили о том, что трудно жить вместе, что всё ещё есть непонимание во многих вещах. Более всего на непонимание налегала жена. На вопрос к обоим на чём же держался брак каждый ссылался на уважение. Понимая, что я для них не психотерапевт, а родственник, своего рода жилетка, я решил ограничиться подсказками. Предложил жене развестись, объяснив это тем, что поддержка детей в любом случае останется, что материально она не пострадает и т.п. И вдруг в ответ услышал: "Что?!!! Столько лет его дрессировала, а теперь отпустить?" Это была ревность. Заметьте, что даже не из страха возможного одиночества. Выплеснулось главное: он – продукт моих усилий, как можно от него избавиться, это – моё. Ревность здесь проявилась даже без наличия любви. О ревности писано много. Эта страсть занимала и занимает умы психологов, психиатров, философов, литераторов… Поэтому теорию ревности я здесь сильно развивать не стану, только в минимальной необходимости, тем более обойдусь без размышлений по поводу ревности патологической (психиатрической). Вот вопрос: а чем является ревность в плане социально-личностном? Кто-то её понимает, в первую очередь, как страх потери. Кто-то – как инстинкт собственничества или страх сопоставления себя с кем-то в пользу другого, хотя последнее, по-моему, частный случай страха потери. В работе с клиентами-мужчинами нередко отмечаешь, что многие из них обладают сильно выраженной потребностью обладать, завоевать и не потерять завоеванное. Здесь сильно отдаёт вещизмом, отношением к женщине как к имуществу. У женщин такое тоже встречается, но чаще отмечается страх потерять как страх последующего одиночества. Согласно словарю Ушакова, ревность – это "Страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, в любви, в полной преданности". Но по какой причине возникает эта самая недоверчивость, на чём основаны мучительные сомнения – уже не растолковывается. И мало кто задумывается над этим, к сожалению, – особенно когда сам начинает испытывать "муки ревности" или подвергаться "страстному недоверию" со стороны партнера или партнерши. Однако можно сказать, что в глубинных причинах всё и дело. Если говорить о причинах, то на самом деле список причин может быть огромен. Ревность – это сложное, противоречивое чувство. Несмотря на то что она давно внесена в список страстей низменных, в сознании современного человека, тем не менее, сохраняется поверье: «Ревнует – значит любит». Быть может, с этим с относительной долей условности, можно согласиться. Кто-то скажет, что в разумных пределах ревность естественна, объяснима и даже целесообразна, она является признаком неравнодушия, свидетельством сильных чувств и живых человеческих эмоций. Подсознательно многие люди считают её одним из доказательств любви и нередко воспринимают положительно. А кто-то думает, что сила ревности зависит от силы любви и, чем сильнее человек ревнует, тем сильнее любит. Здесь нет и не может быть прямой зависимости хотя бы потому, что ревность – это выражение слепого необъективного недоверия, а любовь – это безграничная вера в человека, удовлетворение и растворение собственного "Я" в любимом человеке. Вот здесь я позволю высказать сугубо собственное мнение. Я бы само понятие "любовь" синонимизировал, если можно так выразиться, с понятиями "доверие" и "жертва". Потому, что уверен, что без них любовь мертва, без них она не существует. Кроме того, разве в наше время возможно владение другим по типу имущественного? Нет. Мы сейчас принадлежим только себе самим. Но при наличии любви влюблённый сам хочет принадлежать тому, кого любит. Не думаю, что это спорно. Что получается? Если я люблю, то значит я верю. Если я верю, то почему ревную? Или если я люблю и верю, то могу ли я ревновать? Может ли здесь где-то уместиться, угнездиться эта самая ревность? Здесь ей места нет и не может быть. Или это не любовь. А если не люблю, то верить не обязан, хотя могу. Принадлежать другому не хочу, смысла в этом нет. Значит, если я в этих условиях ревную, то я просто изверг. И тогда ни человеческого, ни нравственного, ни юридического, ни какого-либо другого права у ревности нет! И быть не может! И ревнивца в таком случае можно и нужно рассматривать как нравственно, а может и психически больного. У нормальных, нравственно и психически здоровых людей её не может быть! Нет у ревности права быть! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|