|
Гиперактивный ребенок и спортАвтор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Сразу хочу уточнить, что речь пойдет не просто о «шустрых» детях, а о тех, для которых гиперактивность действительно является медицинской проблемой, установленным врачом диагнозом. Сейчас полагается, что в основе гиперактивности лежит так называемая минимальная мозговая дисфункция. Среди основных проявлений гиперактивности выделяют обычно импульсивность, повышенную двигательную активность, к которым часто также присоединяется дефицит развития внимания. Такой ребенок может практически безостановочно двигаться, бегать и прыгать; сидеть на одном месте – для него невыполнимая задача. Гиперактивному ребенку тяжело сосредоточить свое внимание на чем-либо, он зачастую не может довести до конца начатое дело, ему сложно соблюдать любые правила, выполнять задания и инструкции. Такой ребенок испытывает огромные трудности с самоконтролем, с самоорганизацией, часто отвлекается, мешает другим детям. Одна из проблем заключается в том, это явление окружено большим количеством мифов, которые мешают правильно помогать такому ребенку лучше приспосабливаться к окружающему миру. Например, часто бытует мнение, что главное для гиперактивного ребенка – «сбросить излишек энергии». Поэтому иногда кажется, что лучший вариант для решения проблем – отдать ребенка в спортивную секцию. К сожалению, иногда такие рекомендации можно услышать даже от профессиональных педагогов. Я пишу здесь «к сожалению» не случайно. На самом деле, взаимоотношения спорта и гиперактивности далеко не всегда складываются безоблачно, и спортивные занятия в данном случае – вовсе не панацея. Очень многое здесь будет зависеть от личности тренера. Если он не понимает особенностей состояния ребенка, ведет себя жестко и авторитарно, если ребенок постоянно получает замечания и наказания, его гиперактивность будет только нарастать. Также далеко не всегда гиперактивный ребенок может приспособиться к командным видам спорта, потому что они предъявляют очень высокие требования к концентрации внимания, навыкам общения со сверстниками, умению соблюдать правила – то есть как раз к тем вещам, которые «западают» у ребенка с синдромом гиперактивности. Означает ли это, что гиперактивность и занятия спортом не совместимы? Совсем нет. Спорт действительно может оказаться очень полезен. Причем даже на уровне биохимии мозга: например, показано, что занятия спортом помогают повысить уровень дофамина и норадреналина, что может положительно сказаться на внимании гиперактивного ребенка. Получается, что родителям очень важно правильно выбрать секцию и тренера, помня о том, что занятия спортом должны помочь ребенку укрепить самооценку, зачастую сильно расшатанную в результате школьных трудностей, и научиться более эффективно вести себя в среде других детей, а никак не повысить еще больше уровень тревоги и стресса. Если говорить о выборе конкретного выбора спорта, то, конечно, важно прежде всего спросить самого ребенка о его желаниях и предпочтениях, а еще можно взглянуть на своеобразный «хит-парад», составленный специализирующимися на проблеме спортивными психологами. Плавание Плавание дает возможность ребенку получить индивидуальное внимание тренера, что очень важно, в то же время он является частью коллектива. В плавании ребенок сосредоточен на собственном развитии, пытаясь улучшить свои результаты, он учится быть сфокусированным и дисциплинированным. Восточные единоборства Они развивают самоконтроль, дисциплину и уважение – как раз те качества, которых часто не хватает гиперактивному ребенку. При изучении элементов спортивной техники дети обычно следуют пошаговой инструкции тренера, что не дает возможностей для отвлечения внимания. Также на тренировках обычно присутствуют ритуалы, что может помочь ребенку усвоить, принять и сформировать ритуалы и в хорошем смысле слова рутину при выполнении действий в других областях своей жизни. Теннис Теннис может быть очень хорошим вариантом для детей-индивидуалистов. Высокая скорость игры заставляет их удерживать внимание, а удары по мячу могут помочь выразить гнев и раздражение, накопившиеся в течение дня. Гимнастика При занятиях гимнастикой требуется очень осознанно и внимательно подходить к движениям собственного тела, что является важнейшим навыком для гиперактивного ребенка; этот вида спорта учит его сохранять равновесие и развивает пространственное восприятие. Вы также можете посмотреть другие мои статьи по психологическим аспектам синдрома гиперактивности и дефицита внимания: https://www.psyoffice.ru/article/127169/ https://www.psyoffice.ru/article/98154/ https://www.psyoffice.ru/blog/57031/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|