Проблемы из детства, травмы и Враги Перемен.

Проблемы из детства травмы и Враги Перемен

"Доктор, у меня проблемы из детства" или "у меня детские травмы". Эти формулировки (в разных вариациях) я слышу почти каждый раз, когда в моём кабинете появляется человек, впервые обращающийся за психотерапевтической помощью. В этом эссе мне хочется изложить свою точку зрения на тему прошлого, детства и травм, а так же наметить некоторую стратегию решения.

Итак, откуда берется эта идея про детские травмы? Первая причина - в нашей боли. Недовольство жизнью, психологические симптомы, болезни, общее угнетенное или тревожное состояние - всё это разные стороны страдания, от которого хочется спастись. Но зачастую понять природу своего несчастья, увидеть его суть, бывает слишком сложно. Непонятно что делать, а главное - с чем. И первая стратегия самопомощи, которая приходит в голову, - это поиск причин, которые объясняли бы нынешнее положение дел. И тут нам "помогает" психологическая литература. Сейчас необходима небольшое лирическое отступление об истории психологии.

Дело в том, что вся современная психология основана на психоаналитической почве. Да, многие школы ушли очень далеко от корней, но сам стиль мышления во многом остаётся прежним. А именно, построение логических цепочек "причина-следствие". В своё время этот взгляд на психику человека, как нечто объяснимое, живущее по своим законам и поддающееся изучению, стал революционным скачком мировой науки. Значительную часть своей жизни Фрейд отдал борьбе за научный статус психоанализа и психологии вообще. И был чертовски прав, поклон глубокоуважаемому мэтру! Однако, вспоминая культуральный контест того времени, мы можем увидеть, что это в целом соответствовало расцвету модернистского мировоззрения и переходу человечества в новую эпоху. Какова основная парадигма модерна? Логика! Причинность. Нет непознаваемого, есть непознанное. Если есть явление, значит оно как-то объясняется. Грубо говоря, А ведет к Б. По сравнению с религиозным взглядом на вещи ("на все воля Божия, и точка!") это был прорыв. Именно на этой революционной модели строилось психоаналитическое исследование. Хороший первый шаг. Но всё хорошо, что вовремя. За первым шагом должен следовать второй, который бы вернул нас из прошлого к тому, что есть в настоящий момент. И тут мы логично перетекаем из модернистской парадигмы, в более современный постмодерн, который рассматривает не причинность, а феноменологию, говоря: "Да, что мы имеем - это не случайность и не божественный промысел. У всего наверняка есть свои причины. Но прошлое туманно и истинных причин нам уже не узнать. Да и какими бы ни были эти причины - разбираться все равно придётся здесь и сейчас. Посмотрим же, что можно сделать с настоящим!". И всё бы хорошо, если бы психологическая мысль следовала этой культурной эволюции. Однако, до сих пор многие публикации посвящены археологии, подталкивая читателей к тому, чтобы акцентировать внимание на прошлом.

Кроме того, что только через текст легче всего заниматься именно этим. Настоящие феномены, истинные проявления нашей психики, можно изучать, исследовать, менять - только во взаимодействии с другим человеком. В реальности. Только в отражении от Другого мы узнаём себя и видим те стороны своей личности, которые не видны без зеркала. Зато фантазией, историей, воспоминаниями - мы можем заниматься в одиночестве, особенно вооружившись инструментарием и подсказками из статей или книг. Таким образом, текстовый формат подталкивает нас к поиску причинно-следственных связей и заставляет увязать в нём.

Ещё раз подчеркну - сам по себе этот поиск не плох, но если понимать его как только первый и не самый значительный шаг в решении своей проблемы. Бесконечное обращение к прошлому и занятия психологической археологией - это Первый Враг Перемен.

Второй Враг Перемен - это память. Память - хитрая штука. Она хранит обрывки фактических ощущений (восприятий, переживаний) и их связи (ассоциации) с другими ощущениями. Это материал нашего опыта. Но опыт - это не то, что хранится мертвым грузом. Мы пользуемся нашим опытом ежесекундно, все его детальки, кубики и колёсики постоянно находятся в работе, обрастают новыми подробностями, меняются. Строятся новые связи, новые ассоциации, старые угасают. Вспоминая отдаленные события - мы их реконструируем, причем делаем это при помощи тех деталей конструктора, которые имеем сейчас (а они могли здорово измениться за прошедшее время). Поэтому, воспоминание никогда не равно самому событию из прошлого. Это раз. Да, общее есть, поэтому мы можем вместе с кем-то вспоминать давно минувшее событие и выстраивать более-менее похожую картину. Но фокус в том, что вспоминая прошлое, мы делаем это для того, чтобы удовлетворить какую-то задачу в настоящем. Тоесть мы всегда интерпретируем прошлое таким образом, чтобы наше настоящее стало более переносимым. Это два. Складывая раз и два, получаем три: поиск причин сегодняшней проблемы в прошлом - это всего лишь способ облегчить себе жизнь. Не решить проблему, не изменить что-то, а именно обезболить своё существование. Найти виновного, перевести фокус с себя на обстоятельства, отвернуться от страха (неизвестности, предстоящих действий, нового опыта) и увидеть перед собой успокаивающие и понятные картинки, выстроить понятную модель "почему сейчас я делаю совершенно разрушительные для себя вещи"... Много вариантов. Именно поэтому, реальная психологическая работа часто начинается с реконструкции истории, но потом постепенно возвращает человека в "здесь и сейчас", а фокус на прошлом потихоньку теряется. И поддерживать такую динамику, не давая уйти по соблазнительному пути археологии, - задача терапевта или любого другого человека, которого пригласили для решения проблемы.

Третий Враг Перемен - это травматический опыт. Да, есть много болезненных воспоминаний, обид, страхов, которые постоянно напоминают о себе. Как в компьютере или телефоне - навязчивое приложение, постоянно выдающее нам какие-то сигалы. Но если допустить, что организм - умный, и ничего в нём не делается просто так, то возникает вопрос - в чём же целесообразность этих "всплывающих уведомлений"? Зачем наша психика постоянно дёргает нас этими неприятными стимулами? И тут самый логичный ответ: "для того, чтобы справиться с нынешней ситуацией". Странно, не правда ли? Ведь не работает же! Однако, если разобраться, то это - всего лишь ПОПЫТКА справиться. Даже если не получается, то система/организм не сдаётся, упорно повторяя тот способ, который есть в арсенале. Здесь снова необходимо теоретическое отступление, на этот раз - о природе травмы.

Итак, что такое травматический опыт по своей сути? Наша жизнь богата неприятностями. Постоянно возникают события, которые заставляют нас проявлять чудеса адаптации - переживать, бороться, выдумывать новые способы выжить или просто вернуть себе комфорт. В каждой сложной ситуации мы вырабатываем новый механизм приспособления, новую защиту. Если ситуация повторяется - у нас уже готов ответ, готовая схема реакции. Проверено - помогает! Детство - это такой период, когда мы много и разнообразно учимся. Учимся жить. И именно в это время мы научаемся справляться с теми травматичными ситуациями, которые подкидывает жизнь. Чаще всего - в лице ближайших родственников и окружения. Именно родители становятся как первыми поддерживающими, так и первыми травмирующими объектами в нашей судьбе. Я очень часто слышу от молодых матерей фразу "я боюсь травмировать своего ребенка". Это, конечно, понятно, что не хочется, но... Кому же ещё это делать? С кем же ещё ребенку учиться преодолевать трудности? Именно в этих ситуациях мы развиваем новые и новые защиты. Однако, не всегда эти защиты являются конструктивными и полезными. Они просто когда-то были самыми эффективными. И если травматичная ситуация была чрезмерной, повторяющейся, затянувшейся на годы - приходилось жертвовать чем-то, чтобы спастись. Например, когда ребенка не замечали - он мог выработать оригинальный способ привлечь внимание - заболевать, таким способом получая всю необходимую заботу. Или терять чувствительность при невозможности переносить конфликтную обстановку. Или замирать и переставать сопротивляться, при невозможности отстаивать свои границы. Или, или, или... Тысячи реакций и феноменов, которые мы (терапевты) называем патологичными, дисфункциональными, невротическими - это защитные схемы, которые человек когда-то выработал, чтобы выжить, не сойти с ума, сохраниться в сложной ситуации. И это становится привычным, работающим опытом. Т.е. тем инструментарием, при помощи которого мы решаем свои проблемы. Но детство неизбежно заканчивается, исчезает источник травмы... А инструментарий остаётся. И мы продолжаем пользоваться привычными способами, хотя обстановка уже совершенно иная. Мы тянем за собой травму в совершенно здоровую жизнь. Вместо того, чтобы видеть реальную обстановку сегодняшнего дня, наша память заменяет настоящее прошлым и мы продолжаем воевать с призраками. Потому что так - проще. Привычней. "Лучший способ победить дракона - иметь своего собственного" (с). Поэтому, говоря о травме, приходится возвращать человека в "здесь и сейчас", учить видеть перед собой настоящее, а не картинки из прошлого, приглашать в неизвестность - к поиску новых, альтернативных способов адаптации, выработке новых защит. А прошлое?.. Да, неприятные воспоминания всегда будут вызывать неприятные чувства, травму не вычеркнешь из памяти. Но вот вычеркнуть её из настоящего - это реальный путь. Путь перемен.

В итоге, резюме следующее - да, у нынешних неприятностей есть своя история. Её неплохо бы знать. Но после восстановления хронологии событий начинается более важная часть работы над собой - это учиться не убегать в прошлое от настоящего. Каждый раз, когда возникают травматичные воспоминания - можно спрашивать себя: "зачем мне это? от чего я убегаю сейчас?". Повторяя ошибки или путаясь в симптомах, стоит анализировать: "не пугаюсь ли я неизвестности настоящего, выбирая привычный и знакомый паттерн?". Да, "ночь темна и полна ужаса" (с), однако, кому как ни нам искать в ней свой путь? Искать, пробовать, экспериментировать... Бояться, сомневаться, не знать, но упорно и на ощупь двигаться вперед, отодвигая дальше и дальше пережитые травмы их психологические шрамы.

Как-то так, друзья мои!.. Как-то так.

 



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Территория заблуждений. "Психологические границы": что это и зачем
  • "Я для себя" - что это?
  • Боль! ч.2 или "Это бег не к целям – это бег от самого себя"
  • Про "Я есть и это хорошо" и работу над ошибками



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь