|
В чем нуждаются трансгендерные или гендерно неконформные подростки?Автор статьи: 404
Психологическая помощь родителям трансгендерных и гендерно неконформных подростков. Часть 3. Аудитория 18+. С одной стороны, существуют некоторые базовые потребности, обусловленные подростковым возрастом, которые есть почти у всех юношей и девушек в этот период развития, с другой стороны - особые проблемы, наблюдающиеся в основном у трансгендерных или гендерно неконформных людей, продиктованные гендерной дисфорией и непониманием со стороны общества. Далее будут описаны и те, и другие потребности, чтобы картина переживаний и проблем подросткового периода была наиболее полной. 1. Поиск, исследование, построение и осмысление своей идентичности в различных аспектах (гендерном, сексуальном, социальном, профессиональном и так далее), стремление к обретению целостности. Попытки подростков ответить самим себе на вопрос "кто я?" в своих собственных глазах и в восприятии окружающих, а так же "каким я хочу быть?". Потребность экспериментировать с различными гендерными ролями, функциями, образами, статусами и так далее. Свобода самостоятельно выражать себя в этих ролях, пробовать их "на вкус", менять при необходимости, отбрасывать или оставлять. Это отдельная и очень сложная тема, потому что осознание и принятие себя человеком происходит медленно и постепенно на протяжении всей его жизни и развития, когда он сталкивается с растерянностью, стыдом перед обществом, чувством вины перед близкими за то, что не оправдывает их "идеалы" и ожидания (например, "женщина должна выйти замуж и родить детей!"), одиночеством, страхом быть отвергнутым или стигматизированым ("ты просто сумасшедший!"). Иногда попытки адаптироваться в обществе и быть принятым могу приводить человека к длительному денайлу и глубокой депрессии, когда он или она пытаются подавить себя, исполняя отведённую им "роль", но при этом будучи глубоко несчастными людьми. Постоянный внутренний конфликт между личными потребностями и гендерными стереотипами, существующими в социуме, выливется порой во внутреннюю гомофобию или трансфобию. Тогда подросток может постоянно сравнивать себя с другими представителями ЛГБТКИА-сообщества и чувствовать злость или ненависть по отношению к тем, кто не вписывается в нормативные представления, впитанные им из своего окружения. Например, такие юноша или девушка будут стремиться поделить всех трансгендерных людей на "истинных" и "ненастоящих", или же положительно относиться только к гетеросексуальным трансгендерам, а гомосексуальных и бисексуальных высмеивать или стремиться унизить. 2. Поиск одобрения, любви и принятия от значимых людей: семьи, друзей, возлюбленных. Возможность разделять с ними свои чувства, как негативные, так и позитивные, делиться проблемами и обсуждать их. 3. Поиск своего круга общения, чтобы не чувствовать себя в изоляции и одиночестве, в том числе такого сообщества или группы сверстников, где юноша или девушка смогут проявить свою гендерную идентичность, не опасаясь быть отвергнутыми или подверженными агрессивным выпадам. Здесь могут оказаться полезны различные группы психологической поддержки, а также разнообразные тематические интернет-ресурсы и форумы для обмена опытом и общения трансгендерных, квир, интерсексуальных, гомосексуальных, бисексуальных и иных людей, сталкивающихся с непониманием или отвержением в обществе. 4. Потребность быть увиденным, понятым и принятым в своей инаковости, в своей новой или более осознанной и предъявленной другим гендерной идентичности. Сюда также относится совершение камин-аута перед значимыми людьми и положительный опыт его проживания. Поиск подростком сферы, где можно безопасно исследовать свою гедерую идентичность и гендерные роли, опробовать их и реализовать. 5. Потребность быть счастливым. Каждый человек представляет и ощущает счастье по-своему. Было бы хорошо, если вам удалось поговорить об этом со своим подростком и узнать, что ему или ей не хватает на данном этапе жизни для счастья? 6. Потребность в большей самостоятельности и принятии решений, возможности самому совершать выбор, учиться на своих ошибках и получать жизненный опыт. 7. Потребность в своём личном пространстве, как физическом, так и "внутреннем", где подросток сможет побыть один, организовать все так, как ему/ ей захочется, где он или она будут себя чувствовать комфортно и в безопасности, чтобы, например, пофантазировать, помечтать, отдохнуть, порефлексировать или обдумать каки-то важные планы и предстоящие дела, заняться своими хобби (послушать музыку, порисовать, вести дневник и прочее), посекретничать с друзьями. 8. Потребность в информации об этапах "перехода", способах адаптации до, во время и после него, осознание и выбор такого количества шагов и процедур, которые нужны данному конкретному человеку для совершения его или ее личного "транзишена", чтобы уменьшить гендерную дисфорию и быть принятым/ принятой в обществе. 9. Поиск грамотных специалистов в области помощи трансгендерным людям, консультация с ними и получение поддержки: эндокринологов, психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, юристов. 10. Возможность предпринять хотя бы самые минимальные шаги, чтобы облегчить внутреннее переживание дисфории и своей гендерной неконформности: выбор нового имени, изменение внешности с помощью новой причёски, одежды или макияжа (для трансгендерных девушек, например), запись на занятия в спорт-зале, приобретение различных специальных "девайсов" для придания своей внешности более маскулинных или феминных черт, либо направленность в сторону андрогинности, просьба к окружению использовать в своей речи только определённые или нейтральные гендерные окончания в соответствии с идентичностью подростка, изменение паспортных данных (имени или фамилии) на гендерно-нейтральные, приём блокаторов полового созревания при согласии родителей и сопровождении грамотного эндокринолога и многое другое. 11. Потребность быть успешным и значимым в какой-то сфере, связанной с увлечениями подростка, что позволяет существенно повысить самооценку: спорт, музыка, искусство и так далее. Здесь может быть заложен большой ресурс для поддержки себя в кризисные моменты жизни. 12. Потребность иметь доступ к качественному образованию и дальнейшему трудоустройству. Многие гендерно неконформные и трансгендерные подростки сталкиваются с трудностями в школе по причине агрессивного и отвергающего отношения со стороны администрации образовательного учреждения, учителей или сверстников. Поэтому взрослые (родители, психологи, педагоги) могут попытаться помочь подростку решить проблемы с поиском и выбором наиболее толерантного образовательного учреждения или адаптацией внутри школьной среды. Какой видят свою жизнь Т*подростки. Что рассказывают о себе, осознании своего гендерного несоответствия, а так же своих отношениях с родителями и сверстниками сами подростки? Ниже приведено несколько историй. Авторами первых двух являются трансгендерные юноши, а третий рассказ принадлежит трансгендерной девушке. Орфография и пунктуация сохранены авторские. В квадратных скобках содержатся небольшие дополнения, которые не были изначально указаны авторами текстов. *** "Суть в том, что мне всего 14, но за последние три года я тотально запутался в том, кто я вообще такой. И помощи, собственно, в реальной жизни мне не у кого просить вовсе, потому что никто не воспринимает это всерьёз. Да что там, даже вопрос ориентации никто как всерьёз не воспринимал, когда я в 11 лет сделал своеобразный каминг-аут (глупо, согласен), так и не воспринимает до сих пор. В общем, в период с 11 по 12,5 я проходил в "мужском" образе и чувствовал себя вполне комфортно, отвергая любые платья-юбки и нравоучения, начинающиеся с "девочка должна...". Потом, в возрасте где-то 13 лет, резко переключился на "женский" образ, и для меня самого до сих пор непонятно, зачем и почему, но прекрасно помню, что чувствовал себя комфортно (или убедил себя в этом?) и зачем-то очень акцентировал внимание на своей женственности, иногда дело доходило даже до какой-то вульгарщины <...>. И вот сейчас я снова вернулся к тому, с чего всё начиналось. Только "женские" вещи стали вызывать гораздо больший дискомфорт, чем в те же 11-12 лет, потому что раньше я ещё мог это терпеть, но сейчас в каком-нибудь платье чувствую себя абсолютно убого и смешно. Я абсолютно не знаю, что с этим делать, потому что не понимаю, где и как я обманывал себя. Да, сейчас гораздо комфортнее я себя чувствую парнем, но я боюсь того, что я опять занимаюсь каким- то самообманом, сам того не замечая <...>. Я был бы рад вернуться к тому периоду, что был раньше, но мне абсолютно неуютно в женском облике, что меня в какой-то мере расстраивает. Да и осуждение виртуальных "друзей" только усугубило мою ситуацию. Теперь я даже имидж боюсь менять, ведь "какой из тебя парень, у тебя лицо женское!". И я боюсь, что они правы, ведь я сам опасался того, что не смогу перестать быть "женственным" внешне. Учитывая всё это, я правда очень запутался и надеюсь, что чужой опыт поможет мне со всем этим разобраться, ибо я сам себе, кажется, не помощник". *** "С детства у меня были сомнения о том, какого я пола. В играх мне нравилось принимать роль мужского персонажа (от капитана Сильвера до Карлсона, были и придуманные самостоятельно), но никакого отторжения от того, что меня воспринимают девочкой, я не испытывал. Однако отчетливо помню мысли о том, что было бы неплохо в дальнейшем сменить пол. Конечно, это было детское решение, не взвешенное, несерьезное. Но сейчас мне кажется, что оно было рациональным. Впрочем, в начальной школе мне нравилось чувствовать себя девочкой, хотя дружил я с мальчиками и (прошу простить меня за сей стереотип) гонял в футбол. Затем был период (класс 5-6), когда я и вовсе осознавал себя существом среднего рода, что позже стал оправдывать играющими на фоне пубертата гормонами. Насколько я помню, дисфория началась несколько после начала появления фигуры, потому что сначала я даже радовался, что у меня грудь больше, чем у многих одноклассниц. Как и когда началось отторжение своего тела и пола — не помню. И вот теперь я не знаю, достаточно ли я трансгендерен для перехода. Я чувствую себя некомфортно, когда воспринимаюсь как девушка, меня раздражает имя, данное мне при рождении, женские окончания и местоимения (хотя в некоторых ситуациях я как будто этого не замечаю). Пасс [сокр. от «пассабельность» и англ. "passability" (схожесть) - термин, обозначающий то, в какой мере трансгендерный или гендерно неконформный человек считывается обществом как представитель_ница желаемого гендера] у меня так себе, хотя утягиваюсь и ношу короткие волосы, поэтому ситуаций, в которых меня принимали бы за девушку, не припомню. Несмотря на то, что я ощущаю себя мужчиной (по крайней мере, не женщиной), характер у меня скорее девичий: я в обществе либо очень застенчив и вежлив, либо распоясанно-инфантилен. Плюс к тому я не могу сказать, что ненавижу свое тело. Наверное, оно мне даже иногда нравится, но скорее как чужое <...>. Сделать каминг-аут я не смог, потому что матери каким-то образом удалось проникнуть на мою страницу, где я говорю о себе в мужском роде, и после того, как я купил первую утяжку [специальная майка, позволяющая сделать менее заметной грудь], эта тема до истерик ее задевает. Отец косвенно об этом знает, но мы оба делаем вид, что ничего особенного не происходит. Поэтому вопрос: как можно сделать тему гендера более приемлемой для родителей? Мать какие- то материалы искала сама, да и от моего врача кое-что знает об этом, и все равно кроме собственного мнения никакое принимать не собирается. При этом я боюсь это обсуждать с родителями, потому что мать зачастую слишком бурно реагирует и часто неправильно все понимает, а отца я слишком уважаю и благодарен ему, чтобы расстраивать и делать отношения напряженными". *** "Я МтФ [от англ. "male-to-female" - из мужчины в женщину]. Мне 15. На заместительной гормональной терапии (хотя я не знаю как правильно сказать, скорее предотвращаю маскулинизацию, ну грудь растет). Моя мама все знает и не одобрят этого. Дело чуть не доходит до рукоприкладства, защищаюсь как могу. В школе меня считают геем, что весьма меня не радует, да и общество, думаю тоже. Только один единственный человек - это моя тётя - меня понимает и это меня радует. Теперь я перестала обращать внимание на такие фразы как "Ты будущий мужчина", "Ты ведь мальчик", "Вырастешь женишься" и т.д. Раньше я кипела от злости, а сейчас подумала и решила - нафиг мне тратить свои нервы?! Самое главное, что я знаю кто я и все. И еще в школе учителя придираются до моих ногтей:"А почему у тебя такие длинные ногти? У меня и то таких нет!". А мне на все пофиг! Я ношу лифчик, выщипываю брови и даже крашу ногти (на ногах). А что, я не могу себе этого позволить? Но правда, это все приходится маскировать. Эх, не нравится мне так - охота жить свободной жизнью! Ну, ничего - прорвёмся! Вот не было бы проблем с родителями и в школе - так вообще бы шик был. Но, увы все не так, как хочется. Да и гендерная дисфория иногда зашкаливает". Тревожные сигналы в поведении и состоянии подростка. На какие основные признаки наличия возможной депрессии, суицидальных мыслей или других серьёзных проблем дезадаптации у подростка стоит обратить внимание взрослым и вовремя обратиться за помощью к специалистам? * Значительные колебания веса в ту или иную сторону и нарушения пищевого поведения: серьёзные ограничения в приёме пищи или ее компульсивное поедание, использование слабительных или вызывание у себя рвоты, чтобы похудеть. Как родителям или близким взрослым реагировать на сообщение подростка о переживании несоответствия своей гендерной идентичности биологическому полу, приписанному при рождении, или на разговор об ощущении своей гендерной неконформности? Близкие взрослые могут испытывать целую гамму разнообразных чувств: растерянность, удивление или недоверие к словам подростка, сильный страх, возмущение, негодование, или даже раздражение и злость в адрес "несносного" подростка, который, совершая перед близкими камин-аут, пытается поставить все "с ног на голову" и донести до них вещи прежде совершенно незнакомые или кажущиеся им фантастическими. Сам подросток в этот период часто находится в полном смятении и отчаяние, переживая по поводу непростой ситуации в семье или школе. Однако лучше всего не торопиться с какими-либо выводами или действиями, взять паузу, чтобы разобраться с нахлынувшими на вас негативными эмоциями и не разрушать под их влиянием отношения с ребёнком. К сожалению, когда в семье возникает острый конфликт, то люди порою забывают о самых важных вещах, пытаясь сохранить все так, как было прежде, или любыми способами отстоять свою позицию. Помните, что утраченные близость и доверие очень сложно потом будет восстановить. Подросток просто замкнётся, резко ограничив зону вашего общения, и перестанет делиться актуальными для него жизненными событиями, или ещё больше погрузится в депрессивное состояние, оставшись без поддержки семьи. Не стоит забывать, что при неблагоприятном развитии событий, трансгендерные подростки могут совершать суицидальные попытки, страдать от различных химических и алкогольных зависимостей, прибегать к самоповреждающему поведению или демонстрировать высокую виктимность. Из чувства протеста, несправедливости или отчаяния подросток рано или поздно может все равно поступить по-своему, например, начав гормональную терапию самостоятельно без врачебного руководства. Поэтому ваша задача - постараться всеми силами сохранить контакт с подростком, помочь разобраться в себе, пройти обследование у специалистов, а также вместе найти наиболее приемлимые способы для выражения своей гендерной идентичности. Какие ошибки не стоит совершать ни в коем случае? * Недопустимо заставлять ребенка вести себя в соответствии со стереотипными требованиями к гендерным ролям, так как это может повлечь психологическую травму и потерю ребенком доверия к родителям. Полезной может быть консультация квалифицированного психолога или другого специалиста, который имеет представление о трансгендерности и многообразии гендерных идентичностей. * Откажитесь от использования угроз, различных манипуляций ("Ты меня в могилу загонишь!"), запугивания ("Домой можешь не приходить!"), шантажа или обмана, которые продиктованы вашими страхами и злостью. * Не стоит прибегать к критике самого ребёнка как личности, обесценивать его переживания, унижать или демонстрировать презрительное отношение. * Всегда стоит помнить о приватности и не нарушать личные границы подростка: читать без его ведома и согласия дневники, переписки с друзьями в соц-сетях или в телефоне, обыскивать его комнату, одежду и другие личные вещи. * Отрицательный эффект будут иметь чрезмерные требования к внешности, манерам или гендерному поведению и самопредъявлению человека, продиктованные вашими собственными гендерным стереотипами ("Что же ты разнюнился и ревешь, если считаешь себя мужчиной?!"; "Да, какая из тебя женщина, если ты никогда не сможешь родить ребёнка?!" и другие заблуждения). * Ни в коем случае не стоит игнорировать чувства и переживания подростка, когда он или она пытается ими поделиться с вами (как отрицательные, так и положительные). * Крайне негативно на ваших отношениях скажутся попытки изменить его или ее поведение и личное мнение через скандалы, запреты, какие-либо санкции и наказания. * Ни в коем случае недопустимо применение физического, психологического и любого другого насилия. * Так же унизительны для подростка оскорбления, насмешки, издевки и высмеивание его или ее чувств, убеждений, ценностей, внешности или гендерной экспрессии. Продолжение следует... Автор иллюстрации - художница SOYA. Автор статьи Дарья Шутова - семейный и детский психолог, гештальт-терапевт, супервизор. Запись на консультацию или супервизию: +7(917)562-84-77, http://www.darpsy.com Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|