Построение портрета личности аттестуемого по его карте результативности

    Или «Чтение» человека через анализ его документов

     Вот уже шесть лет, помимо выполнения своих профессиональных обязанностей, я являюсь действующим членом аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан по аттестации педагогических работников.

     За это время у меня накопился определенный опыт работы в этой сфере, на который мне интересно посмотреть взглядом психолога, соответственно, поделиться своим понимание со всеми желающими.

Построение портрета личности аттестуемого по его карте результативности

     Вся работа эксперта может сводиться до банального соблюдения алгоритма последовательных действий. Например, первый шаг – приходит время межаттестационного периода, для экспертов – это конец ноября, в этот момент эксперту через электронное образование в его личный кабинет «садятся» документы аттестующихся педагогов, в моем случае, это педагоги-психологи, иногда логопеды, учителя-дефектологи, если в районе нет данных специалистов с высшей квалификационной категорией. Дальше эксперт изучает документацию на аттестуемого – это карта результативности (некая сводная таблица, в которую сам аттестуемый вносит всю профессиональную информацию о себе, как правило, за пять лет, характеризующую его профессиональную активность – участие им в семинарах, конференциях, конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации и т.д.). Раньше, третьим шагом эксперта, был выход на место работы аттестуемого для изучения его рабочей документации. Сейчас этот шаг сократили, говорят для того, чтобы исключить момент предвзятости со стороны эксперта к аттестуемому. То есть сейчас ты, как эксперт, можешь не знать аттестуемого ни как профессионала, ни как личность, и не должен с ним встречаться, а должен работать только с его документами. Хотя, я думаю, данное нововведение, скорее всего, продиктовано совсем другими причинами.

     Я застала еще те времена, когда эксперт должен был обязательно посещать место работы аттестуемого. Как принято, при посещении различных учреждений, это проигрывание одной и той же картины, лишь с мельчайшими изменениями. Ты, как эксперт, входишь, например, в школу. Перед тобой, что называется, по стойке смирно стоят завуч и сам аттестуемый. Во все лицо завуча улыбка, которая, вроде как, должна трактоваться: «Вот это да! Вот это подарок судьбы! Как мы вас рады видеть!». Но истинный посыл улыбки выдают глаза, и они громче, чем улыбка говорят: «Вас еще только нам не хватало!». У рядом стоящего аттестуемого, обычно, на лице нет улыбки, чаще в его глазах прочитывается фраза – «Я хороший» или «Пожалуйста, не будьте ко мне очень строги!». Но были и те, чьи глаза бегают из стороны в стороны, пытаясь понять: «Раскусит? или нет!».

     Дальше два варианта проигрывания дальнейших событий, они лишь отличаются временными рамками (или до, или чуть позже, так сказать, чтобы изучить эксперта), больше свойственный нашему русскому менталитету, это отведение эксперта в столовую или отдельный кабинет. Конечно, эксперту говорят, что это традиция школы – встречать гостей «с хлебом, с солью». (Однажды, мне рассказали целую быль о том, что в старину путника с дальней дороги, перед тем как выслушать, было положено накормить.)

     В этом случае, психологически, эксперт встречается с первым испытанием. Эксперт думает, что отказавшись от приглашения, он оскорбит традиции и проявит неуважение к гостеприимству принимающей стороны, поэтому, как водится, соглашается, для того, чтобы сохранить «лицо культурного человека». При этом, безусловно, сам понимает, что, в действительности, принимающей стороне все равно, с какой дальней дороге он пришел, просто, принимающая сторона хорошо знает принцип работы парасимпатической нервной системы – после еды кровь с головы отливает в желудок и появляется приятное чувство дремоты, желательно, именно у эксперта.

     Выше я уже упомянула, о первом психологическом испытании. Так вот, приняв приглашение, эксперт автоматически становится гостем, которого хлебосольно угощают, но при этом он теряет статус проверяющего специалиста. Поскольку, в противном случае, вы станете яркой иллюстрацией классического выражения «кусать руку, кормящую тебя». В этом месте, я хочу обратиться со словами поддержки внутреннего духа ко всем экспертам, помните самурайский этикет - при входе в дом длинный меч оставлялся у входа на специальной подставке, то есть, приняв статус гостя, вы автоматически должны будите отдать свой меч – свой профессиональный статус.

     Обычно, проиграв первую битву, вы проиграете и вторую – это принятие подарков «от чистого сердца к предстоящему Новому году». Эта еще одна психологическая уловка, а именно, перевод вас из статуса гостя, уже в статус родственников. И как мы все хорошо помним, «родственников не выбирают». В этот момент завуч, когда вы, наконец, приступите к исполнению своих обязанностей, как искуситель, над вашим ухом будет нахваливать испытуемого, одновременно рассказывая о его тяжелой судьбе, делая это для того, чтобы еще больше вас связать с аттестуемым родственными связями. Например, проводя последнюю экспертизу, мне несколько раз сказали про аттестуемого: «Она беременна на седьмом месяце!» И попробуйте напомнить, что вы аттестуете специалиста, а не беременную женщину, которая по своей воле на год раньше идет на прохождения аттестационного испытания, поскольку кроме беременности, у нее очень хорошо развита деловая хватка и логическое мышление.

     Могу сказать, что прохождение данных испытаний, не составляло для меня никаких сложностей. Я очень быстро нашла для себя фразы ответы, такие как: «Спасибо! Я уже позавтракала дома и готова прямо сейчас приступить к своим обязанностям», «Благодарю вас, но подарки я принимаю только от близких людей, а нас с вами связываю рабочие отношения, в рамках которых мне бы хотелось продолжать наше общение». Да и слава, что называется, идет впереди человека, поэтому через определенное количество времени перестали делать попытки накормить и одарить меня.

     И, тем не менее, придя к аттестуемому на его место работы, чаще всего, вся работа с документацией проходит именно в его кабинете, для меня всегда были интересны мои сенсорные переживания в его пространстве. По большому счету, внешняя обстановка в кабинете, это проекция внутренней обстановки самого человека.

     В моей памяти очень сильно запечатлелся один из таких примеров. Вытянутое пространство кабинета педагога-психолога, у входа заставленное с двух сторон шкафами, хаотично загруженными книгами, создающее узкий, сдавливающий проход, пройдя через который упираешься в стол, усыпанный горой бумаг. И при первичной ориентации в чужом пространстве, думаешь, что это и есть стол специалиста. Но оглядевшись, видишь  еще один закуточек, огражденный еще одним шкафом, баррикадирующий не только истинное рабочее место специалиста, но и его внутренний мир от всех вошедших к нему. Испытав дискомфорт, проходя через узкий проход лабиринтов из шкафов, первое с чего мне хотелось начать наше общение – это спросить человека о сложностях прохождения им процесса рождения, поскольку все его пространство говорит о том, что он травматически застрял в этом опыте.

     Был еще один впечатляющий пример. Однажды, зайдя в просторный кабинет, правильной квадратной формы с большим окном, предназначенного для достаточного поступления дневного света, я застыла у входа – все мое нутро сопротивлялось вхождению в это пространство. Широкий подоконник был заставлен разнокалиберными, разнородными горшками, стоявшими на суповых тарелках с отколотыми краями, вместо цветочных поддонов. Во всем этом умудрялись как-то выжить растения-лианы неухоженного вида с пожухшей листвой, с покосившимися, торчащими из горшков палками и кучей веревочек на них, видимо, они должны были играть роль опоры для цветов, вместо этого были похожи на старый деревенский частокол. Периметр комнаты состоял из шкафов с отсутствующими стеклами и нагруженными до отказа различными книгами, папками, стопками бумаг, какими-то вперемешку сложенными диагностическими материалами и раздаточными инструментариями. Но этому всему в шкафах не хватало места, поэтому сверху со шкафов свисали различные то ли ватманы, то ли плакаты. На стол, за который я присела, были выложены забитые до отказа папки, с так называемой, рабочей документацией. Там было все: программки различных мероприятий, раздаточные брошюры с этих же мероприятий вперемешку с планами, благодарственными письмами, отзывами родителей и многое другое. Но в этом изобилии так не хватало чистоты, порядка и структуры. Отсутствие этих же качества так хорошо читалось при общении с данным специалистом. В этом месте, хочется уже выразить мотивирующий призыв к самим аттестуемым – «Порядок на столе (в документации, в деятельности) – порядок в голове!».

     Раньше третьим шагом в работе эксперта –  был просмотр и анализ открытого мероприятия аттестуемого. Думаю, нет необходимости описывать этот процесс, поскольку можно сказать он будет идентичен виду кабинета. Уж так складывается, что хаотичность внутренней работы мозговой структуры человека также отражается и на его внешней деятельности.

     Гораздо интереснее стали сегодняшние реалии.

     Для проведения результатов экспертной оценки, на руках у эксперта только карта результативности аттестуемого. Есть еще экспертное заключение внутреннего эксперта, но, по своему содержанию, это формальный документ. Этот документ пишут или заместители директоров в школах, или методисты в детских садах, в соответствии с тем, где работает сам аттестуемый. Прочитав некоторые из них, просто диву даешься, какие таланты по написанию сказкотерапевтических текстов у людей пропадают.

     Наконец, пришло время познакомить вас с моей авторской методикой диагностического обследования и построения портрета личности аттестуемого по его карте результативности, безусловно, до которой многие интуитивно сами уже дошли, но, если вы к этой группе не относитесь, возможно, новые знания будут вам полезны.

     Держа в своих руках карту результативности (по моей статистике, у аттестуемых на первую квалификационную категорию – 7-8 листов, у аттестуемых на высшую – 12-15 листов) можно, за сводом данных, хорошо научиться читать самого человека.

Голова

     Первый пункт анализа – образование человека. Если визуально его представлять, то, конечно, это голова. У всех аттестующихся, работающих в системе образования, голова есть, просто без этого пункта вас не примут на работу. Вопрос в том, что голова, голове рознь. Например, встречаются люди с двумя, тремя головами в одном лице и обращены эти головы в разные стороны – экономист, юрист, психолог. Вот и кружит такого человека по жизни, но он это называет поиском своего предназначения. Надо отдать должное, что в системе образования трехголовые встречаются редко, обычно такие приходят ко мне на собеседование, когда я занимаюсь отбором персонала, сотрудничая с другим типом организаций. 



     Безусловно, самым ценным составляющим нашей головы является мозг. Один из параметров его работы, можно увидеть, продолжая анализировать образование. К примеру, перед нами аттестуемый с тридцатилетним педагогическим стажем. По образованию он педагог, имеющий право преподавать психологию, методист, но, последние несколько лет, работает психологом. И если он в дальнейшем заинтересован реализовываться в этой области, то, по-хорошему, должен был пройти переквалификацию прежде прохождения аттестации. Но он этого не делает. Почему?

     Как говорят, если хочешь что-то спрятать – положи на видное место. Так и в случае с нашим педагогом-психологом, самое видное место в его карте результативности – это сведения о распространении педагогического опыта. У данного педагога-психолога через всю карту результативности красной линией проходит профориентационное направление. Открытые занятия, публикации, участие в конкурсах, защита проектов, сведены к программе: «Моя профессия. Моя карьера». С одной стороны, возникает вопрос о том, знаком ли педагог-психолог с понятием ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, введенным А.Н. Леонтьевым в психологию развития? Напомню, что в младшем дошкольном возрасте, ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. А вот в ранней юности (15-17 лет) наступает подготовка к профессиональной деятельности (познавательная деятельность направленная на познание профессии). Трудно представить, что педагог с тридцатилетним стажем не знаком с азами педагогики и психологии.

     Понимание выбора педагога-психолога приходит через изучение его переходов в профессиональной деятельности. До прихода в дошкольное образовательное учреждение, педагог-психолог работал со студентами. Видимо, смена места работы была связана не с внутренним решением, а продиктована внешними обстоятельствами, поэтому педагог-психолог «по накатанной» продолжает работать с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения как со студентами высшего образовательного учреждения. Примечательно, что ни у методиста, ни у руководителя не развито аналитического видения, чтобы увидеть этот профессиональный перекос. И, скорее всего, они очень удивятся, когда через недолгий период времени данный педагог-психолог начнет искать другое место для профессиональной самореализация, поскольку, все вышесказанное приводит к выводам о низкой степени удовлетворенности и низкой профессиональной мотивации у педагога-психолога.

Головной мозг

     Возвращаясь, к голове, базовое образование, я бы сравнила с работой второго функционального блока головного мозга, отвечающего за переработку и хранение информации (операциональный). Анатомия второго блока мозга – зрительная область, слуховая, общечувствительная. То есть базовое образование, в той или иной степени, дает представление, понимание о профессиональной деятельности. В свою очередь, многим, получение диплома, дает ощущение причастности к профессиональной группе. Другими словами, пройдя базовое образование человек что-то видел, из области профессиональной деятельности, что-то слышал, что-то чувствует и даже, складывается впечатление, что уже что-то умеет.   

     Другое дело, что одни останавливаются на этом уровне своего профессионального развития. Других, определенные посылы, толкают идти дальше. Чтобы понять, какая движущая сила управляет теми, кто, получив базовое образование, и профессионально реализуясь, стремиться к получению еще больших знаний, мы снова обратимся к работе головного мозга. Уже доказано, что умственные способности (и профессиональные) зависят от созданных в мозге количественных (!) связей. И наш мозг может как «расцветать», так и с легкостью «затухать», в том случае, если мы им не пользуемся как инструментом. Мозг, как известно, один из самых ленивых органов, которому больше всего нравится состояние покоя. Один минус – состояние полного покоя мозга, на электроэнцефалограмме обозначается прямой.

     И если профессионал, после получения базового образования,  расширяет кругозор своих знаний, то у него включается третий функциональный блок мозга (лобные доли мозга). Это блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации). Это самый молодой участок мозга, сформировавшийся у людей в процессе эволюции.

     У нейропсихологов есть такая характеристика,  как «сильный лоб». Это характеристика человека с высокой долей произвольной саморегуляцией и самоорганизацией. В карте результативности «сильный лоб» проявится через курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку (имеется ввиду не уход в другую область, а расширение своей). Но и здесь эксперту нужна бдительность и умение анализировать. Так уж повелось, в живой природе есть такой феномен, как имитация. Для того чтобы выжить, слабые имитируют окрас и повадки более сильных.

Лоб/Уши

     Несколько лет тому назад, в системе образования все должны были пройти курсы повышения квалификации по внедрению и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), дальше прошла волна по инклюзивному образованию и т.д. У педагогов-психологов, к этим волнам, добавляются еще свои: то профилактика наркотизации и алкоголизма, то профилактика интернет зависимости, то профилактика суицидальных склонностей школьников.

     Если проводить параллели с фигурным катанием, то это обязательная программа соревнований. Но есть еще и произвольная программа, дающая возможность спортсмену и тренеру относительную творческую свободу в определении последовательности исполнения элементов, выборе оптимального варианта подхода к этим элементам, а также к созданию цельной по замыслу оригинальной композиции.

     Обязательная программа в системе образования (думаю, и в других системах тоже) не дает развитие сильного лба, это уши. Посудите сами, за вас решили, что пришло время проходить курсы повышения квалификации, навязали направление (сейчас, конечно, создают иллюзию выбора), определили время и место, даже оплатили (если вы выбрали бюджетное прохождение курсов) и отправили с полным представлением того, что вложили силы в ваше профессиональное развитие, то есть полное отсутствие саморегуляции. Вот только никто глубокой статистики не хочет проводить, чтобы увидеть используются ли полученные знания после таких курсов на практике, или все построено по принципу – прошли, отчитались и ладно?

     Помните, я говорила, что научу читать аттестуемого по его карте результативности?  Ведь логично, что если человек прошел, то после него остаются следы? Действительно, если, знания, полученные на курсах повышения квалификации, были актуальными, то, они должны перейти в навык. В нашем случае в карте результативности в занятия, в мастер-классы по данному направлению.

     Передо мной сейчас карты результативности аттестуемых, беру первую, курсы повышения квалификации – «Реализация инклюзивного подхода в образовании», 64 академических часа (это 8 дней из жизни человека по 8 часов!), но аттестуемый дает открытые занятия по темам: «Арт-терапия – терапия различными видами искусств», «Волшебство метафорических карт», «Работа с кинестетическим песком» и т.д.  

     Вторую – «Инновационные технологии в работе психолога в системе образования», 72 академических часа (это 9 дней из жизни человека по 8 часов), педагог-психолог дает открытые занятия по темам: «Формирование принципа здорового образа жизни в работе с младшими школьниками», «Здоровьесберегающие технологии для сохранения психического здоровья», «Семьеведение в рамках школьного образования» и т.д.

     Третью – «Курс по организации школьной службы примирения и восстановительной медиации», 108 академических часов (это 18 дней из жизни человека по 6 часов), педагог-психолог дает открытые занятия по темам: «Занятия педагога-психолога с использованием метода «Сказкотерапия»», «Развитие эмоциональной сферы младших школьников», «Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников через театрализованную деятельность» и т.д.

     Соответственно, если специалист, проходя курсы повышения квалификации, не использует полученных знаний, интегрируя его в профессиональный навык, то такой специалист, с моей точки зрения, наращивает себе уши. А деформация ушных раковин (лопоухость) – это стигмы (малые аномалии развития, являющиеся результатом воздействия в эмбриогенезе различных неблагоприятных факторов). 



     В моей карте результативности тоже встречались стигмы (курсы, которые обязывали меня проходить), но с годами, хоть и с трудом (хождение своим путем, к сожалению, в системе воспринимается, как выход из системы, поэтому встречается сопротивлением) мне удается избавиться от данных знаков патологии.

     Поэтому весомая часть моих профессиональных знаний, перешедших в познания, а затем и навык, оплачивались, находились (как переподготовка, курсы повышения квалификации, мастер-классы) мной самой. Соответственно, после реализации их на практике, они становились уже не ушками, а «сильным лбом».

Головастики

     В завершении разговора о головном мозге, хочу вам рассказать еще об одном феномене – это головастики.

     У меня есть знакомая коллега, повторяющая неоднократно в разговоре: «Таня, я прошла такое количество обучения! Закончила различные курсы: и нейролингвистическое программирование, и йогу, и….. Я гораздо больше училась, чем ты! Почему у меня не……….., как у тебя?»

     Так кто же такие головастики? Головастики – личинки бесхвостых земноводных. У головастиков есть все: наружные жабры (2—3 пары), двухкамерное сердце, длинный хвост, служащий для передвижения, орган прилипания, с помощью которого прикрепляются к подводным предметам, органы боковой линии. После 3-4 месяцев своего развития, у головастиков происходит метаморфоз: сердце становится трёхкамерным, дыхание лёгочным (жабры редуцируются), хвост исчезает, вырастают задние ноги, которые становятся основными органами движения. По окончании этих изменений на сушу выходит молодое земноводное (например, лягушонок) с вполне развитыми конечностями.

     На словосочетании «развитые конечности», я бы хотела сделать отдельный акцент. Головастики – это те, кто, действительно, много обучаются, по статистике, в различных направлениях, но, которым всегда кажется, что их знаний недостаточно, чтобы перейти к практической деятельности. Говоря языком биологии, они никак не могут пройти этап метаморфоза, позволяющий им обрести конечности.

Руки

     Сильные руки, растущие из нужного места, для аттестуемого – это его практическая деятельность или навык распространения педагогического опыта. Если администрация образовательного учреждения, в лице заместителя директора, отвечающего за подготовку кадров, старается тщательно бдить, за своевременным прохождением курсов повышения квалификации. Соответственно, у аттестуемого, хотя бы будут ушки. То развитием рук (выходы, показ мастер-классов, открытые занятия), аттестуемым приходится заниматься самостоятельно.

     Качественный анализ выходов позволяет определить приоритетное направление самого педагога. Самый показательный пример – учителя русского языка и литературы. Говорят, что уже во время обучения в институте, полагаю, что и раньше, педагоги начинают негласно разделяться на педагогов русского языка и на педагогов литературы. Изучение, названий открытых занятий, дает понимание выбранной приоритетности.

     Количественный анализ, проведенных открытых мероприятий аттестуемого, обязательно должен пройти через качественный анализ. Рассмотрим пример, в карте результативности у аттестуемого прописано: 6 открытых занятий, 8 проведенных семинаров и 1 выступление на конференции. После проверки мною подтверждающих документов (а это прямая обязанность заместителей директоров или методистов, отвечающих за аттестацию), стала видна следующая картина:

     Из 6 открытых занятий, на 2 занятия аттестуемый не смог предоставить подтверждающий документ, темы 2 занятий не совпадали в карте результативности и в подтверждающих документах, и 2 занятия вовсе не проводились, а были вписаны.

     Заявленное выступление на конференции республиканского уровня, в реальности оказалось просто участием на конференции.

     Из 8 проведенных семинаров, 6 документально подтвердились, 2 – нет. Правда, в проведенных семинарах было выявлено расхождение по уровню проведения (аттестуемый указывал более высокий уровень, чем был указан в подтверждающем документе).

     Кроме того, анализ самих выходов показал еще одну закономерность. Вся карта результативности педагога-психолога наполнена только выступлениями, нет ни одного занятия, мастер-класса с самими воспитанниками, нет участий в конкурсах с воспитанниками. Это говорит о том, что перед нами «лектор».

     В последнее время, мною прослеживается тенденция перехода от развития рук (открытые занятия, мастер-классы), к развитию артикуляционного аппарата (выступления). Все бы ничего, ораторские способности – нужный навык, вот только одновременно с этим, практиков становится все меньше и меньше.

Ноги

     Про ноги говорят, ноги – это колонны несущие тело. Чтобы вы в карте результативности определили как ноги аттестуемого? Я определяю, как внешнюю рефлексию (обратную связь) общества в отношении нас. В карте результативности этот пункт обозначается как «Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты».

     Основными характеристиками онтогенеза человека являются тесно взаимосвязанные качественные и количественные преобразования, определенные конкретно для каждого этапа развития. У кого получится, вспоминайте пути прохождения своего онтогенеза: в определенный момент своего развития, вы начали держать голову (образование и самообразование); после, управлять своими руками (распространение опыта); затем, еще несколько этапов; и опора на ноги (награды, гранты, поощрения), с целью приобретения навыка к прямохождению.

     В системе образования, есть такая функция, я бы ее назвала, поддерживающей. Если к определенному этапу своего профессионального развития педагог не наработал себе «ноги», то, многим, их «дарят», например, за «заслуги» на весомые, круглые даты. Но, я предпочитаю иметь свои.

Тело

     Сильные руки и устойчивые ноги, не формируются отдельно от тела. Тело аттестуемого – это его мышечный каркас – стаж по специальности. Здесь важно понять принцип работы тела – то, что в молодости развлечение, в преклонном возрасте либо не уместно, либо опасно для здоровья. Поэтому, в идеале, в определенный момент профессионального развития, специалист уже «не бегает» по семинарам, он занимается наставнической деятельностью.

Глаза и Совесть

     Еще Лев Николаевич Толстой сказал: «Глаза – зеркало души». Нейропсихологи говорят: «Глаза – зеркало мозга». В нашем случае, глаза – это профессиональная мотивация. Желательно, чтобы взгляд аттестуемого (профессиональная мотивация) был ясным, целеустремленным.

     В своей практике эксперта, я встречала одновременное проявление в аттестуемом сниженной профессиональной мотивации (внутренней) и очень высокой (внешней). Это всевозможное рвение к участию в Грантах, социально значимых проектах, в обход практической деятельности. В идеале, нужно соблюдать принцип равновесия.

     Что касается, «Совести» - способности личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков, - то данная способность в карте результативности не идет отдельным пунктом, и, тем не менее, хорошо прослеживается.

     Как правило, если обнаруживаешь  проблемы «с Совестью» у аттестуемого, это оказывается для него самым болезненным. Например, увидев в карте результативности одного аттестуемого умышленное искажение представленных данных (имея на момент подачи заявления по специальности 5 лет, написала 6 лет стажа; имея на момент подачи заявления педагогический стаж 8 месяцев, написала 7 лет 6 месяцев), ты становишься, мягко говоря, недоброжелателем. После того, как данного аттестуемого уговорили в его образовательном учреждении написать заявление об отказе прохождения аттестационного испытания, он мне произнес следующую фразу: «Вы моя смерть. Пока вы работаете, я не пройду аттестацию?!».

     К великому несчастию, сами заместители директоров и методисты по работе с аттестуемыми, подвергают их к прохождению этого болезненного урока. Вышеизложенные действия аттестуемого были согласованы со своим замом, отвечающего за достоверность заполненных документов. Мало того, в карте результативности под этим пунктом ставят свою подпись (часто не перепроверяя, а доверяя своим подчиненным) директор школы (заведующий детским садом) и начальник управления образованием. Только в этом году проводя четыре экспертизы, в трех я нашла приписки.

     Работа с данным пунктом и есть самое сложное и последнее испытание для эксперта. У меня, как у эксперта, никогда не стояло цели кого-то срезать, но, обладая повышенным чутьем, я безошибочно чувствую «подвох» в документации. Почти каждый год, я слышу от аттестуемых: «Вот моя коллега ничего абсолютно не делает, а аттестацию с легкостью прошла, почему мне не везет? (имеется в виду с экспертом)». На что, мне всегда хочется ответить словами Сократа: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель».

     В этом месте уместно предупреждение заместителей директоров и методистов, проводящих внутреннюю экспертизу аттестуемых. Помните, человек, способствовавший гласному или негласному искажению данных, становится провокатором для самого аттестуемого. Не знаю как вы, а для меня слово «провокатор» раскладывается на «провожание» на «каторгу». Закон бумеранга, согласно которому наши действия к нам же и возвращаются в кратном размере, имеет силу воздействие и на человека, подтолкнувшего другого к «черте».

И так, гармоничный портрет аттестуемого:

1. Правильной формы голова – высшее профессиональное образование по своему профилю работы;

2. с хорошо развитыми лобными долями мозга – своевременное прохождение профессиональной переподготовки (не меняющая профиль, а добавляющая его), курсов повышения квалификации (выбранные самим аттестуемый и вызывающие заинтересованность в их прохождении).

3. Целеустремленный, ясный взгляд – высокая профессиональная мотивация;

4. Хорошо развитые уши – регулярное участие в работе по расширению профессионального кругозора (кратковременные курсы повышение квалификации, участие в семинарах, с целью перенять опыт своих коллег).

5. Профессиональное развитие артикуляционного аппарата – выступления из опыта работы;

6. Сильные руки – мастер-классы, наставничество как форма передачи своего профессионального опыта;

7. Твердостоящие ноги – с годами ваша финансовая составляющая должна иметь положительную динамику роста. Опора под ногами, дает четкое чувство, что вы на своем месте.

8. Хороший мышечный каркас тела – стаж по специальности;

9. Развитие межполушарных взаимодействий (в частности работу левого полушария) – публикации, то есть умение отрефлексировать накопленный опыт;

10. Совесть – если в вашей карте результативности не хватает выходов, участий в  конкурсах, публикаций, лучше осознать причину, по которой вы это не делаете    и  направить свои ресурсы для нарабатывания навыка, чем страдать муками    совести, когда вас обличают во лжи.

     Если, словно, как в зеркале, во всех вышеперечисленных параметрах, вы увидели свой портрет, поздравляю, вы гармонично развитая профессиональная личность.

     Если нет, то нет смысла расстраиваться. Будучи молодым специалистом, для достижения данного уровня, необходимо простроить четкий план своего профессионального развития. Являясь специалистом с солидным стажем, но с преобладанием ушек и слаборазвитых ручек, необходимо задуматься и взять ответственность на себя за прохождения своего пути реализации.

  



Просмотров: 559
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Психотерапия ПА с Формулой достижения Результативности
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Три секрета результативности пси-практики
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Ограничения модели оценки результативности тренинга Дональда Киркпатрика
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Если вы встретили действительно своего человека...
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • 100 000 рублей на счету клиентки, уже после первого занятия и глубинной работы с сопротивлением!
  • Корпоративные тренинги как инструмент повышения профессионального уровня и развития персонала
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Зачем мне психолог, если у меня всё хорошо?
  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • Если просим прощения через чувства, то мы каемся, если через вещи – откупаемся
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Стрельба в Московской школе, или место специалистов в системе школьного образования
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь