"Берем ребенка, усаживаем, кладем перед ним зефирку. Говорим ему: "Мне нужно ненадолго выйти. Ты можешь съесть зефирку, пока меня нет. Но если я вернусь и ты не съел, я дам тебе 2 зефирки.
Сколько ребенок продержится, делая то, что сложнее, но лучше вознаграждается?
Есть ещё один способ оценки детей.
Берут 5-летнего ребенка и играют с ним в прятки. Причем ты первый считаешь, а он бежит прятаться. Ты считаешь до 10, а потом говоришь радостно: "Я иду искать, где же ты спрятался?". И он радостно кричит: "Я тут, под пианино!", потому что у него недостаточно лобных нейронов, чтобы сдержаться.
ОН НЕ МОЖЕТ СДЕРЖАТЬСЯ И НЕ КРИКНУТЬ, поддавшись на вопрос.
Потом вы меняетесь. Теперь он считает, а вы прячетесь. Ты считал до 10, а он считает 7,8, 9, 10, 11, 12, 13, 14...17, потому что он перевозбужден.
Он узнал недавно столько новых цифр, так почему не назвать их все? Он забывает, что нужно остановиться на 10.
Он НЕ МОЖЕТ ПОДАВИТЬ ЭТО ЖЕЛАНИЕ.
Вот она - работа лобного отдела у детей на примере тестов с зефиром и прятками."
Это была цитата из лекции профессора* Стэнфордского университета, которая объясняет "неразумное" поведение детей.
Вспомните, сколько раз вы были в ситуации, когда просили малыша убрать игрушки, а он отвлекался и продолжал играть.
Или, ему нужно одеваться и идти на кружок, а он продолжает зависать перед телевизором.
Взрослым кажется, он знает и понимает, что нужно делать и зачем. А ребенок все-равно делает не то, что нужно, разумно, логично и правильно в данный момент.
Все дело в особенностях роста и развития мозга ребенка.
Для того, чтобы малыш мог проявить силу воли и отказаться от сиюминутного удовольствия "здесь и сейчас" ради отложенной по времени выгоды, в его мозге должен быть развит лобный отдел. А он созревает позднее всего.
Окончательно процесс миелинизации нервных волокон завершается только к 25 годам!
Многие родители злятся и впадают в отчаяние, когда дети ведут себя неразумно, несмотря на то, что 5 минут назад поддакивали папе маме, давали обещания все сделать правильно и производили впечатление все понимающих.
Они, действительно, многое понимают на уровне разума. Но когда дело доходит до реальных действий и приходится делать выбор между "сейчас" и "потом" , маленьких детей все время сносит течением в сторону "сейчас". Потому что РЕАЛИЗАЦИЮ намерений отвечают другие участки головного мозга.
Весело бегать в пижаме перед сном? Бегу, несмотря на то, что потом поздно лягу и не высплюсь.
Вкусно есть шоколадные конфеты сейчас? Съем все, несмотря на угрозу будущего кариеса.
Хочется прямо сейчас Киндер на кассе в магазине? Буду требовать его всеми доступными способами, несмотря на обещание мамы купить "потом, за хорошее поведение".
Лобный отдел головного мозга отвечает за удержание правил в течение времени. И пока физиологически мозг ребенка не созрел делать такие сложные выборы, нам, родителям, остаётся только быть рядом и направлять детей в нужную сторону, когда их сносит не туда.
Например, мы можем выключить мультик, когда нужно одеваться, чтобы уменьшить нагрузку на мозг и убрать ненужный стимул.
Мы можем вместе с малышом убирать игрушки и тем самым облегчать ему задачу делать выбор в пользу нужного действия через личный пример.
Мы можем назвать чувства ребенка, обсудить их, посочувствовать, когда отказываем в сиюминутном удовольствии.
Мы можем снизить собственные ожидания относительно способностей 3-5-7-летних детей проявлять предусмотрительность и планировать последствия свой действий или бездействия.
Это все примеры того, как можно помочь себе и ребенку, опираясь на научные знания вместо распространенных мифов и заблуждений типа: "меня в детстве ремнем воспитывали и ничего - хорошим человеком вырос".
Да, Москва не сразу строилась. И ребенку тоже нужно время, чтобы созреть. Физиологическая основа поведения человека - это мозг, а точнее связи между нейронами, которые формируются постепенно.
Когда ребенок плохо себя ведёт и не слушается, хорошо бы помнить, что есть скрытые от нашего взгляда процессы, которые протекают в организме ребенка и которые влияют на его способности вести себя определённым образом.
*Лекцию можно найти на ютубе. Роберт Сапольски. Биология поведения человека. Лекция 18, 2010 , Стэнфорд
- Анна Колесова Практикующий психолог СПб Скайп WhatsApp
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.