Сказочные персонажи как помощники в терапии.

Процесс психотерапии может облегчить привлечение в реальное взаимодействие психолог – клиент фантазийных сказочных персонажей.

В сказочном помощнике проявляются новые для клиента возможности и способности. Их легче принять потому, что они исходят от любимого персонажа и являются как бы ненастоящими, существующими понарошку, а значит, неспособными повлиять на реальность. Страх изменений – это один из страхов, который редко осознается, но, сильно мешает процессу терапии. Кроме того, общение со сказочными персонажами автоматически возвращает в детство, а именно в детстве легко происходит обучение новым навыкам и формирование новых убеждений.

Пример привлечения в процесс терапии любимых сказочных персонажей.

Лора – молодая, образованная, целеустремленная девушка, имеющая интересную престижную работу.

У Лоры произошел конфликт с начальницей, она чувствует себя «униженной и оскорбленной», «не может найти себе места» и даже подумывает об увольнении.

Все началось с того, что простывшая Лора, с температурой 38, пришла на работу. Начальница, «вместо того, чтобы оценить самоотверженность» девушки, начала разговаривать с ней раздраженным голосом, акцентируя внимание на ее ошибках.

На следующий день Лора взяла больничный, который на данный момент закрыт, завтра она выходит на работу. Предстоящая встреча с начальницей вызывает у девушки много злости и страха одновременно.

- Что делать? - спрашивает Лора.

И мы начинаем вместе разбирать эту ситуацию. Предлагаю Лоре найти для себя удобное место в пространстве, представить начальницу. Рядом с начальницей представить образ той ее части, которая отвергается девушкой. (Подробно об этой технике в статье «Как аукнется, так и откликнется». Техника для определения своего «вклада» в межличностные отношения.)

- Я вижу змею, - говорит Лора.

Сказочные персонажи как помощники в терапии

- А сейчас представь рядом с собой ту свою часть, которая вызывает «змею» начальницы.

- Ой, я вижу на своей голове корону.


-  Перемести образ короны в свое тело, выпускай его из себя через ноги в землю.

- Не могу, корона почему – то не перемещается, она как будто приросла к голове. Это что означает, что я общаюсь с начальницей свысока, как королева?

- А ты общаешься с начальницей свысока? Встань на место начальницы, посмотри на ситуацию ее глазами.

Лора переходит на место начальницы:

- Так и есть, я вижу Лору с абсолютно прямой спиной, задранным подбородком, немного прищуренными глазами, как будто она снисходительно посматривает на меня сверху вниз. Я вижу в ней много высокомерия, сразу хочется показать, кто тут главный и «щелкнуть Лору по носу».

Когда девушка возвращается на свое место, мы с ней «идем» в детские воспоминания, когда у Лоры уже было состояние, напоминающее сегодняшнее. Лора вспомнила школьное время, конфликт с учительницей математики, отстраненность мамы. С папой тогда они уже были в разводе, мама активно искала себе нового мужа.

Вообще – то Лора училась на «отлично», только математика ей давалась с трудом. От учительницы маленькая Лора хотела поддержки, внимания, возможности еще раз разобрать сложную тему.

Но, спасаясь от безразличия мамы, девочка «надела на себя корону», всем своим видом демонстрируя окружающим: «я выше вас всех, ни в чем и ни в ком не нуждаюсь». Видя эту корону, учительница математики испытывала раздражение, ее требования и придирки по отношению к девочке только увеличивались.

Кто или что могло помочь маленькой Лоре в налаживании отношений со значимыми в ее жизни женщинами – мамой и учительницей?

Я вспомнила о том, что любимая сказка Лоры – «Волшебник изумрудного города» и предложила ей представить, что к ней на помощь пришли ее любимые персонажи: Страшила, Лев и Железный дровосек. Лицо девушки сразу же озарилось улыбкой.

- Что бы на твоем месте сделал Страшила, если бы у него возник конфликт с учительницей?

- Он бы мог встать в позицию снизу, прикинуться дурачком, попросить помощи, хотя, на самом деле, он ОЧЕНЬ умный.


- Что бы сделал Дровосек?

- Он бы просто погладил меня по голове.

- Что бы сделал Лев?

- Он бы встал за моей спиной. Мне сразу становится спокойнее, меня есть кому защищать.

 
 - На что похоже поведение Страшилы, если представить его в виде образа?

- Ручеек.

- Он может передать тебе этот образ?

- Он может, только я не готова его взять, ну только, если совсем маленький ручеек. Дровосек мог бы передать мне образ сердца,

 
я его с удовольствием беру, так же беру и медаль от Льва.

Приняв «подарки» друзей, Лора удивительным образом меняется. Она становится спокойной, улыбающейся, открытой и доброжелательной.

Когда Лора встает на место мамы и видит свою дочь изменившуюся, в окружении сказочных персонажей, у нее появляется гордость за девочку, желание подойти, обнять и поддержать ее.

Когда Лора встает на место учительницы и видит «новую себя», у нее тоже появляется уважение и интерес к девочке, хочется помочь, объяснить ей непонятные темы.

Когда Лора возвращается на свое место, у нее появляется новый опыт принятия мамой и учительницей. Пусть этот опыт воображаемый, для нашего бессознательного нет разницы – реальный это опыт или вымышленный. Сейчас у Лоры возникло желание избавиться от короны в общении с начальницей, она понимает, что воспринимала ее также, как и других значимых авторитетных женщин из своего детства.

Лора посмотрела на начальницу и почувствовала, что корона на голове исчезла, тут же исчезла и змея начальницы.

- Что ты хочешь сказать начальнице?

- Вы – Анна Васильевна – мой начальник, - обратилась Лора к начальнице, - я уважаю вас, ваше мнение для меня важно. (Это подсказка от Страшилы). Когда вы повышаете на меня голос, мне обидно, я чувствую себя плохим работником. (Это подсказка от Дровосека). Это не так, я много времени уделяю выполнению своих должностных обязанностей, я знаю, что работаю хорошо. (Это подсказка от Льва).

- Как чувствуешь себя сейчас?

- Хорошо, спокойно и уверенно. Мне важно, что я обозначила свои границы. Мои друзья: Страшила, Лев и Дровосек могут гордиться мной. 


 На следующий день Лора сообщила, что разговор с начальницей закончился примирением, девушка замечательно себя чувствует.

За символическими сказочными образами всегда находятся реальные психологические переживания, а главное, ресурсы, помогающие их пережить. Привлечение в свою жизненную ситуацию опыта любимых сказочных героев помогает обойти сложившиеся психологические защиты, найти новые модели поведения. Часто особенности сказочных персонажей не осознаются нами, но, могут использоваться как ресурс в процессе терапии.

Другие статьи на "сказочную" тему:

Люблю! И больше нет меня. Еще один взгляд на историю Снегурочки.

Ужасные сказки для детей.

Символика туфельки в сказке.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

Вот она какая, сказка непростая.

 



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как укрепить отношения детей и родителей. Советует Лора Маркхем
  • Лора Рябая: Про неврозы и личность пациента
  • Лора Рябая: Информационное перенасыщение vs Психика
  • Лора Рябая: О психосоматике, болезнях и методах: в чем ключ к исцелению
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Если Ваш ребенок боится сказочных персонажей.
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Занять свое место, или "Почему меня такого особенного еще нет на доске почёта"
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Вы все меня бесите или Тень знай свое место
  • Сочинение от лица одного из сказочных персонажей…
  • Образ тела :: Как я себя вижу
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Как поставить себя на первое место в своей жизни?
  • Как найти свое место в жизни?
  • Как найти свое место в жизни?
  • Как найти свое место в жизни?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Принц или нищий? Как найти свое место в жизни
  • Избавление от негатива и страха: найти у себя в голове то, что мешает и убрать это раз и навсегда
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Убить себя или дать самому себе место? Фильм «Ведьма»
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • На шее у меня не место тебе
  • Как найти свое место в мире
  • Как найти свое место в мире



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь