ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Пищевое поведение является одним из условий выживания: человек есть то, что он ест.

При этом пищевое поведение – это способ социального взаимодействия. В общении, организованном вокруг приема пищи, возможны проявления власти (пока начальник не появится, никто из подчиненных не смеет есть), подчинения («Ты первый»), хвастовства («В нашей семье принято употреблять только высококачественные продукты!») и пр.

В отношении детей известны принудительные способы кормления («Будешь есть то, что я сказала», «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь», «Закрой рот и ешь!»). У взрослых пищевые правила – также один из способов проявить власть («Не смей заходить на кухню до обеда», «Не хватай со стола»).

Важно и содержание меню: у каждого из нас  существуют некоторые правила здорового, правильного, вкусного питания. Существует такое выражение «диетическая идентичность», которая представляет собой культурно и семейно  обусловленные нормы питания. 

Пищевое поведение может стать причиной супружеских и внутрисемейных противоречий и взаимных претензий.  А в некоторых случаях даже стать причиной неслучившейся любви. 34-летний мужчина был приглашен на ужин  новой, симпатичной знакомой, с которой ему очень хотелось сблизиться.  Желание сближения исчезло в тот миг, когда девушка поставила перед ним тарелку, на которой плотно соседствовали овощной салат, заправленный майонезом, картофельное пюре, три штуки больших котлет и кусок хлеба.  От такого кулинарного  микса и гастрономический, и сексуальный аппетит мужчины пропал, а девушка стала ассоциироваться со злой нянечкой из детского садика, которая заставляла съедать «всякую гадость».

Очень показательны пищевые привычки: человек с высоким статусом в семье начинает новое блюдо и больше не ест его в следующий раз, а остальные члены семьи  могут приступить к еде только после него (Уилсон. «Альфа-самцы едят первыми. Заморышам  достаются остатки»).

Пищевое поведение коррелирует с самоуважением и уважением к другим людям. Радушная, уважающая себя хозяйка дома, ожидающая гостей, уделяет очень много внимания выбору продуктов, меню, сервировке стола и прочим, сопутствующим употреблению пищи, нюансам. И наоборот, холодное женское сердце никого кормить не хочет, при выборе меню чаще всего действует единственный критерий – побыстрей и полегче.

Отношение к близким людям очень часто можно определить по тому, как эти близкие нас кормят: перекармливают, очень часто это означает что не додают в какой-то другой сфере; недокармливают – тут проще – на нас просто плюют; учитывают наши вкусы – любят, уважают, ценят;  хотят во что бы то ни стало уговорить съесть то, что вызывает у нас отвращение, – не принимают во внимание наше Собственное; обижаются, что мы не можем съесть все, что нам предложили, – проявляют эгоизм.

Отмечается параллель между пищевым и сексуальным поведением, при выборе сексуального партнера стоит обращать внимание на его манеру употребления пищи, как наиболее коррелирующую с сексуальным  стилем.
 

Манера употребления пищи в присутствии других людей также может указывать на уважение, пренебрежение, вызывать брезгливость  и  потерю аппетита.

Патологические нарушения пищевого поведения представляют собой комплексные экзистенциально-психосоматические события, которые говорят не о локальном заболевании, а о системном нарушении взаимодействия человека с миром.  Пища может символизировать уничтожение или победу над  недоступным объектом, то есть выступать аналогом агрессии.

Многие сакральные ритуалы используют пищевую символику. Во многих культурных обрядах  присутствуют такие архетипические символы как чаша и хлеб. Накануне своего задержания Иисус разламывает для своих учеников пасхальный хлеб: «Примите, ядите, сие есть тело Мое». На каждой христианской службе хлеб и вино превращаются в потребляемые паствой Тело и Кровь Христовы. В католицизме  это превращение понимается не символически, а буквально.

Способ и процедура выпечки хлебных изделий во многих культурах отработаны на протяжении многих веков и несут в себе нечто большее, чем удовлетворение гастрономических потребностей.

Зависимость от пищи может сделать человека рабом мира, в то время как отказ от ее буквального использования (не хлебом единым будет жить человек) освобождает от этой зависимости, трансформируя пищу в причастие божественной жизни.

Пищевое поведение,  несомненно, – очень нагруженное знаками и символами послание.  



Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ОНКОЛОГИЯ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ. ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ. И НЕ ОЧЕНЬ.
  • МИР ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ
  • Стыд и его влияние на поведение человека.
  • Прошлое человека объясняет его поведение
  • Приятного аппетита или удовольствие от пищи
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПРИЕМА ПИЩИ
  • Ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Очень внимательный и заботливый мужчина
  • Эгоизм - животный механизм выживания. Альтруизм - изобретенный способ социального подчинения.
  • Очень полезная книга для детей и родителей.
  • О любви, браках, разводах… идеальных и не очень.
  • В поддержку тем, кто регулярно ходит к психологу и очень хочет и ждёт быстрых результатов.
  • О важности психологической пищи.
  • Самоповреждающее поведение.
  • Неадекватное поведение, как помочь человеку.
  • Деструктивное поведение рядом с вами...
  • Детская аллергия и поведение родителей
  • Что движет мною или драйверное поведение
  • Травматическая тревога и около-пограничное поведение
  • Как управлять другими через жертвенное поведение.
  • Очень взрослые оптимисты
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Присутствуя, мы оказываемся очень ранимы.
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Как изменить поведение, которое не нравится? Рационально-эмоциональный метод Альберта Эллиса
  • "Удобным" детям - очень не удобно жить.
  • Подготовка НОВОГОДНЕГО СТОЛА как способ осознать проблемы в отношениях с деньгами.
  • Есть ли смысл взрослеть, если в нашей культуре это не принято?
  • Мы очень похожи, но абсолютно разные. «МАМА» - конституциональные психотипы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь