- Вы психолог?
-Да.
- А что Вы делаете?
- В смысле?
- Какие-то процедуры, уколы?
- Нет.
- Просто разговариваете?
-Да.
- Ну, хоть таблетки то приписываете?
- Нет, я не врач, я психолог.
Телефонный разговор с несостоявшимся клиентом
В настоящее время наблюдается определенный спрос в психологической помощи. Это обусловлено, во-первых, (культурологически и социально) возрастанием ситуации неопределенности и необходимости выбора в современном мире, и как следствие этого – тревоги у современного человека, во-вторых (психологически) – повышением уровня психологической культуры населения.
Особый интерес представляет второй фактор – психологический, так как социальные и культурологические факторы, обусловливающие потребность в психологической помощи существовали во все времена. Однако, именно появление в сознании современного человека психологической культуры – знания о психологии и проблемах психологического плана – формирует у последнего потребность в психологической помощи. По этой причине первыми клиентами психолога/психотерапевта после появления этих специалистов были выпускники психологических факультетов.
Психологическая терапия «работает» посредством слова, воздействующего на сознание клиента, в отличие от медицины, «работающей» на физиологическом уровне и не предполагающем включенность пациента в лечебный процесс. Психотерапия апеллирует к сознанию клиента и предполагает определенную степень активности, осознанности, рефлексивности, то есть его включенность в терапевтический процесс. Медицинские препараты действуют помимо воли человека, независимо от того, верит он либо нет в их действие. Воздействие же психотерапии во многом опирается на веру в нее клиента. С некоторой долей условности можно сказать, что «Терапия – это магия, которая работает, если в нее веришь!».
Следовательно, к клиенту психолога/психотерапевта предъявляются другие требования, чем к пациенту врача. Если пациенту для успешного излечения необходимо послушно и аккуратно выполнять назначения врача, то к клиенту психолога/психотерапевта таких требований больше.
Определение клиента как человека, у которого есть проблемы неполно. Далеко не каждого человека, у которого есть какие-либо трудности, можно отнести к категории клиентов. Даже если признать тот факт, что проблемы есть у каждого человека, то, пожалуй, не все они относятся к проблемам психологического уровня. В свою очередь далеко не каждый человек, имеющих именно психологические сложности, осознает их как таковые.
Таких людей мы можем считать условными или потенциальными клиентами. Это вовсе не значит, что они будут спешить к вам на прием. И даже если такой человек окажется в вашем кабинете, то еще не факт, что он автоматически перейдет в разряд ваших клиентов. Есть еще ряд условий, наличие которых позволит вам определить человека, оказавшегося в вашем кабинете, как клиента. Попробуем выделить эти условия. На мой взгляд они следующие:
1. Добровольность;
2. Признание авторства своих проблем;
3. Признание своих проблем как проблем психологических;
4. Признание того факта, что психотерапия помогает (наличие элементов психологической картины мира);
5. Признание психолога/психотерапевта как профессионала.
Только наличие всех вышеперечисленных условий дает нам основание определять человека, находящегося на приеме у психолога/психотерапевта, как клиента. То, как в дальнейшем сложится терапевтический контакт, зависит уже в большей степени от мастерства психолога/терапевта.
Рассмотрим примеры недостаточности (дефицитарности) условий:
1. Недобровольность обращения за психологической помощью. Ситуация: Кто-то другой приводит (отправляет) человека к психологу (родители – ребенка; супруг – супруга; педагог – ученика и др.). Послание– «С ним что-то не так…Сделайте с ним что-нибудь)»;
2. Непризнание человеком авторства своих проблем. Ситуация: Человек добровольно приходит к специалисту, но считает, что в его проблемах виновен кто-то другой (супруг, родитель, ребенок, начальник…). Послание – «Если бы не он…»;
3. Непризнание своих проблем как проблем психологических. Ситуация: Человек добровольно приходит к специалисту, но считает, что имеющаяся у него проблема вызвана непсихологическими причинами. Послание – «Дайте мне совет, рецепт…»;
4. Непризнание факта, что терапия помогает. Ситуация: Человек не обращается за психологической помощью. Послание – «Знаю я вашу терапию…»
5. Непризнание психотерапевта как профессионала. Ситуация: Человек обращается к специалисту из конкурентных побуждений. Послание: «Я лучше знаю…»
И еще одно, на наш взгляд, важное условие: клиент должен сам за себя платить… Опыт показывает, что если клиент не платит сам, то он не принимает на себя ответственность за терапию. Оплата, как известно, создает дополнительную мотивацию для работы, а так же дает клиенту ощущение автономии от психолога/терапевта.
Попробуем сейчас дать рабочее определение клиента.
Клиент – это человек, добровольно обратившийся за психологической помощью к специалисту, идентифицирующий свои проблемы как проблемы психологические, признающий свои вклады в их возникновение, а также признающий психолога/терапевта, как специалиста, который может помочь их решить.
Таким образом, психолог/психотерапевт Вам не поможет если Вы:
- Считаете, что нет проблем психологических;
- Не верите в психологию/психотерапию;
- Не признаете авторитета психолога/психотерапевта;
- Считаете, что Другие люди, обстоятельства и пр. виноваты в ваших проблемах;
- Не готовы активно включаться в процесс решения своих проблем;
- Ждете от психолога/психотерапевта готовых советов, решений, предписаний, рецептов.
Для иногородних возможно консультирование и супервизия по скайпу.
Скайп
Login: Gennady.maleychuk