Песочная терапия в Sktpe - Картина психологической травмы.

Онлайн консультирование все больше входит в нашу жизнь. В этом есть и тенденция моды, и острая необходимость.

При умении психолога наладить контакт в онлайн режиме, при хорошей видеосвязи и звуке многие проблемы клиентов становятся решаемы. Это очень важно, так как не в каждом городе есть возможность обратиться к компетентному психологу.

С аналогичной проблемой сталкиваются наши граждане, эмигрировавшие в другие страны, где при доступности психологической помощи они не могут найти психолога, говорящего на их родном языке. Язык – это конструкция мышления и чувствования или хотя бы понимание менталитета и особенностей восприятия.

Существуют и иные проблемы, например, панические атаки или агорафобия, зажавшие человека в стенах его дома. Другого способа встретиться с психологом у таких клиентов пока может просто не быть.

При этом в условиях беседы через монитор компьютера психолог хочет расширить возможности и применять те эффективные подходы и стимульный материал, которые использует в своем кабинете при очной встрече. 

Как быть?

Я хочу рассказать о применении песочной терапии в Скайпе. 
Если клиент будет создавать песочную картину в процессе самой онлайн консультации, тогда он захочет направить видеокамеру на свое творчество, и психолог не будет видеть клиента настолько хорошо, как это требуется. 
Если камера будет направлена на лицо и плечи клиента, тогда песочная картина останется за кадром, клиента это может смущать. Это может им восприниматься как недостаток внимания к его творчеству и снова укреплять его проблемы, связанные с отвержением и обесцениванием.

Моя цель - найти наилучшее решение и сохранить эффективность техники. Задача укрепить контакт с клиентом и напрасно не тратить «золотое» время сессии – ведь клиент за него платит.

Возможно ли это? и как это осуществить?

Данная статья предназначена для тех практикующих психологов, кто уже владеет этой методикой при очном консультировании. Также она может оказаться полезной и тем, кто еще не применяет песочницу в работе, и даже клиентам для общего кругозора.

Я применяю песочную терапию при удаленном консультировании и хочу поделиться своим опытом. Статья намеренно разбита на две отдельные части, каждая из которых является самостоятельной инструкцией по организации и проведению целого длинного цикла работы, состоящего из трех этапов.

Кому-то из вас, возможно, будет достаточно 1-го этапа «Создание драматической картины», который описан здесь. Тем, кто хочет двигаться дальше и находит в себе на это силы, предлагаю ознакомиться со следующими этапами - «Трансформацией» и «Анализом».

Итак, давайте рассмотрим структурно:

Область применения: 

  • Взрослые клиенты, с которыми уже наладился хороший психотерапевтический альянс, есть достаточный уровень доверия и, следовательно, прошло более 5-ти сессий.
  • Тяжелые эмоциональные состояния клиента, повторяющиеся у него снова и снова, часто в отсутствии психолога, то есть между сессиями.
  • Стадия выхода из депрессии, невроза, тревожного расстройства, и так далее, когда внутренне сопротивление тормозит динамику изменений.
  • Склонность клиента к дефлексии, рационализации и отрицанию, мешающие процессу терапии.
  • Ситуация, когда в процессе консультирования клиент сменил место проживания или образ жизни, и это послужило дополнительным стрессом, отягощающим его состояние. 

Как можно обосновать клиенту ваше предложение провести этот эксперимент?

Не нужно переоценивать возможности техники и надо помнить всегда, что она остается всего лишь экспериментом.

Пример диалога с клиентом: (Буквами П и К здесь и далее обозначены реплики Психолога и Клиента соответственно)

К: Почему эта боль похожа на то, когда я в детстве отворачивалась к стенке и плакала = когда скучаю по (Имя возлюбленного) = когда помню папу плачущего = когда думаю, что мама умрет? Все ОК! Я понимаю, что все из детства, но как с этим быть!?

П: Я хочу пояснить. В жизни ты воспроизводишь ситуации, в которых себя чувствовала так же, как тогда. Ты воспроизводишь не сами ситуации, а свои чувства. И ты будешь внутри себя снова и снова воспроизводить эти ощущения, которые ты сама подавила в детстве, стараясь не умереть от непереносимого для ребенка горя и непонимания.  
Непереносимого для ребенка, но того, с которым ты - взрослая - можешь справиться. 
Не убежать, не игнорировать эти чувства, не отрицать их наличие, повторяя позитивные тексты и аффирмации, не ждать от мамы любви и ласки, которые она дать не умеет и не сможет (она такая), а пережить и научиться ощущать все оттенки дыхания жизни. 
Я даю тебе ту поддержку и тот опыт, который хочу, чтобы ты училась давать себе сама. В беседах со мной, играх с манкой и песком, в лепке кукол и создании их маленького мира, ты должна получить реальный опыт того, что ты живая и имеешь право на все чувства. 
Пусть твои слезы тебя не пугают, а печаль - это хорошее чувство, за ней придет другое чувство, и все они имеют право на жизнь. 
Жизнь - это не только радость, у тебя лишь на ладонях миллиарды нервных окончаний, на всем теле еще больше, и все они непрерывно посылают тебе сигналы, которые ты выбираешь слышать или не слышать. Твой мозг интерпретирует их так, как ты привыкла с детства. Учись постепенно, и встраивай новый опыт. Пусть даже через игру. 
Теперь, когда неожиданно в новых событиях ты будешь узнавать старые реакции - скажи им «Привет»! Посмотри на все, что тебя окружает, почувствуй свое тело - оно живое, прислушайся к звукам - их бесконечно много... 
И среди миллиардов людей всегда есть те, кто тебя помнит и думает о тебе, а еще есть те, которых ты встретишь в будущем. Но, встречая каждого нового человека, помни, что в тебе могут быть старые следы твоих реакций, и если этот человек тебе неприятен - может, это не в человеке дело, а ты опять не заметила свою старую подружку печаль. 
Песочная картина поможет тебе ее обнаружить и запомнить – а значит познакомиться, а не просто говорить о ней.

Материалы, которые понадобятся клиенту:

  • Тазик, глубокое большое блюдо или поднос, которые он найдет дома.
  • Песок или манная крупа 1-2 килограмма.
  • Пластилин, позволяющий создавать нужные фигурки героев.
  • Дополнительные мелкие предметы: бусины, камешки, мелкие игрушки, бумажные или картонные коробочки, маленькие сувениры… (из домашних запасов).
  • Опрыскиватель с водой. Необходим для создания и закрепления элементов рельефа на ограниченной площади. Как правило, настоящая песочница имеет достаточные объем и площадь, чтобы создать рельеф из 7-10 кг песка, но у клиента дома нет такой – ему поможет немного водяной пыли из распрыскивателя.
  • Легкий платок или большая бумажная салфетка.

Чем полезен такой подход?

  • Позволяет создать дополнительный эффект присутствия и поддержки психолога между сессиями, когда это необходимо. Например, приступы паники случаются с клиентом ночью, когда вы не доступны и не готовы выходить на связь.
  • Формирует у клиента механизм самоподдержки и усиления опоры на себя, что является, по сути, целью терапии.
  • Снимает напряжение и позволяет обсуждать в сессии то, от чего клиент «убегал».
  • Подключает эффект тактильных ощущений, использует мелкую моторику, обогащающие терапевтический опыт клиента.
  • Позволяет работать с воображением клиента.
  • Обнаруживает вытесненные фигуры и процессы его бессознательного.

Последовательность работы. 1-й этап - «Создание драматической картины»

- Обсуждение с клиентом его желания и готовности провести этот эксперимент и, возможно, использовать такой инструмент в дальнейшем для себя.

- Закупка и подготовка инструментария. Передача клиенту письменных и устных инструкций по последовательности самостоятельной работы только по 1-му этапу.

- Выбор темы создаваемой «песочной картины», предварительное название и возможный негативный сценарий. Лучше брать метафорические образы, а не копировать реальную ситуацию. Темой может быть само труднопереносимое состояние.

- Клиент самостоятельно предварительно изготавливает ключевые фигуры из пластилина, картона и бумаги + находит недостающие предметы. Пусть под рукой будет больше, чем потребуется во время работы.

Примечание! Далее работа должна проходить без перерывов и остановки примерно 20-25 минут до ощущения завершенности песочной картины. Но не дольше 30 минут.

- Создать рельеф песочной картины с использованием выбранной основы (тазик или поднос), материала (песок или манка), разбрызгивателя воды для закрепления элементов рельефа (горы, крутые берега реки, основа под наиболее тяжелую фигуру).

- Разместить основные фигуры по сценарию с их именами и ролями.

- Разместить второстепенные фигуры, обозначающие связи, желания и чувства между фигурами первого порядка.

- Заполнить пространство фигурами третьего порядка на основе неясных ощущений клиента без обозначения их роли и названий. 
Например: я чувствую, что здесь не хватает чего-то, чтобы выразить весь драматизм картины. Беру бусину, камешек, пуговицу или комочек пластилина и кладу в обозначенное место. Не знаю, зачем. Не знаю, что это. Просто так хочу и чувствую без объяснений и рационализаций.

- Всю картину накрыть салфеткой и аккуратно убрать.

- Переключиться на другую деятельность. Уйти на улицу, пойти спать, заняться какой-то активностью… не менее 1-2 часов. Иногда лучше отложить на другой день.

- Отправить вам сообщение о готовности продолжить работу для получения от вас инструкций для 2-го этапа

Примечание!

- Клиенты, возможно, будут тратить много времени и энергии перед началом создания картины. Предупредите их об этом возможном сопротивлении и дайте соответствующую установку, которая поможет легче справиться с волнением перед началом.

- Высылать инструкции ко 2-му этапу можно лишь тогда, когда пройдет достаточно времени после окончания 1-го.

На этом зананчивается 1-й этап. Как я уже говорила, ряд специалистов вполне может применять только его как стимульный материал для диагностики проблемы, поиска решений и использования образного мышления клиента. Однако я считаю, что богатые ресурсы техники песочной терапии надо использовать гораздо шире, и приглашаю вас ознакомиться со второй частью моего подхода в статье «Песочная терапия в Skype – Трансформация и анализ».



Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Ответственность и активность клиента в процессе терапии
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Картина Мира пограничного клиента
  • Когда в нашу жизнь снова и снова приходит беда...
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • Почему мы боимся и избегаем психологов. Кто же такой психолог и чем он может быть нам полезен.
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта.
  • Как концепция границ в психотерапии позволяет психотерапевту понять внутренний мир клиента?
  • Права клиента в терапии
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Насколько далеко простираются границы психолога в отношении клиента?
  • Особенности психоаналитической техники глазами клиента
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • Психотерапия: Поддержка клиента в Риске Быть Живым
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • ЭФФЕКТИВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВЕНЦИИ. КАК МЕНЯТЬ ЖИЗНЬ КЛИЕНТА К ЛУЧШЕМУ
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Кризис психологов, или «когда клиент всегда прав»
  • Ты имеешь право быть такой, какая Ты Есть
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • Как жить, если когда тебе сказали НЕТ: невыносимость фрустрации
  • Роль психотерапевта в жизни клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь