Нередко слышу истории клиентов о том, что их бесит психоанализ или психоаналитическая терапия. Не знаю, происходит ли это в других методах, поскольку опыт долгосрочной терапии (своей и других людей) имею только в анализе.
Но охотно верю психоаналитическим клиентам.
Основные жалобы на метод:
– я не понимаю методику
– мой терапевт сухарь
– как связаны мои мама и папа с текущей ситуации в жизни?
– мы ходим по кругу и говорим разными словами об одном и том же
– сколько это всё еще продлится
Психоанализ действительно довольно специфичен и в своей методике, и во взаимодействии терапевта и клиента. Некоторые говорят, что “психоанализ для продвинутых”.
Не желая хвастаться, скажу, что порой и мне так кажется. Потому что понять, что происходит в психоаналитической терапии, не имея психологических знаний, довольно сложно.
Можно прочитать книжку о том, как работает психоанализ, но много ли таких, кто специально это сделает?
А специфика анализа как раз в том, что аналитик не делает ничего, что не предписано методом. А методом не предписано объяснять, как работает метод.
Аналитик вернет вам ваш вопрос и ответит: а как вы представляете себе работу метода?
Действительно похоже на замкнутый круг, рекурсию.
Более того, плачевная ситуация со статусом и популярностью психологии и психотерапии в нашей стране отражает, что люди, выбирая себе терапевта, вообще не имеют понятия ни о методе, ни о процессе, который их ждет.
А в профессиональной среде, то есть среди аналитиков, бытует установка, что разъяснять клиенту методу – не работа терапевта. Это ответственность клиента, знать куда он идет, на что подписывается и что будет с ним будет происходить.
Человек в здравом уме спросит: и чего я делаю в этом странном методе?
Анализ действительно подходит далеко не каждому и не под все запросы. Во-первых, это долгосрочная терапия. А все долгосрочные терапии направлены на то, чтобы глубинно изменить личность. Я могу назвать анализ настоящим лечением. Это не быстрый, недирективный метод, который не поможет решить проблему здесь и сейчас.
За такими результатами идут в краткосрочную терапию.
И второе, очень важное отличие анализа от других долгосрочных терапий, что это не терапия контактом. Лечение происходит не потому что терапевт сочувствующие хлопает вас по плечу. Терапевт собирает ваш анамнез, анализирует его и выдает в переработанном виде обратно.
А чтобы собрать весь анамнез нужно очень долгое время. И всё это время неподготовленный клиент испытывает фрустрацию от того, что терапевт не хлопает его по плечу и не утирает слезы.
И праведно задает вопрос: а что тут происходит вообще? какого черта я плачу деньги и ничего не меняется?
Ответственность клиента заключается в том, чтобы перед началом терапии уточнить у самого себя свой запрос, чего же он хочет. Ему нужен совет, быстро решить какую-то проблему, или он настроен на то, чтобы кардинально поменяться, разобраться в глубинных причинах своего несчастья?
Но этой работе сильно препятствует то, что население очень слабо осведомлено, как искать психолога, какого психолога и какой метод. Поэтому много вопросов, много недовольства.
Будем работать над этим!
Призываю терапевтов, психологов и консультантов, учитывая ситуацию, разъяснять клиенту, что с ним будет происходит, чтобы облегчить ему вход в лечение и сделать лечение не таким тяжелым.
Конечно, Фрейд за это погрозит кулачком с неба, но Фрейда уже нет в живых почти сто лет и за это время, особенно в современной интерпретации, психоанализ очень либерализовался и стал более человечным.
Поэтому если кто-то из коллег спросит, а как же святой перенос, а как же нейтральность терапевта, отвечу: безопасность моего клиента (в широком понимании, ментальная, в том числе) мне дороже, чем предписания мануала.
Если у вас, дорогие читатели, есть вопрос, как выбрать терапию и психолога, с радостью отвечу.