Про стыд

Нарциссическая культура предлагает вытеснять и прятать недостатки, изъяны, ощущения нуждаемости, допущенной оплошности, поэтому такой человеческий опыт будет одобрен только при условии соответствия требованиям и нормам социума, к которому принадлежит данный человек. Весь остальной непринятый опыт становится стыдом.

Стыд – это одно из первых социальных чувств, испытанных человеком, способствующих развитию нормативного поведения и поддержания системы социальных взаимодействий, однако, является  болезненно переживаемой эмоцией, когда я, вдруг, становлюсь замеченным.И замечают меня, как какого-то гадкого, ничтожного, слабого, то есть, негодящегося по каким-то параметрам. Это проявляется в переживании внутреннего конфликта: какой я есть и, каким должен быть в данной ситуации. Из чего следует, что стыд затрагивает меня, другого и ситуацию, в которой я теряю способность активно действовать, так как внезапное переживание стыда невозможно контролировать.

Рассматривая стыд, как феномен, мы можем увидеть его проявление или в виде осознанной испытываемой эмоции, или перемешанной с чувством вины, или как застенчивость, замешательство, робость. Но чаще мы сталкиваемся с болезненным и непереносимым ощущением стыда, которое проявляется неосознанно недифференцированно, активизирующее в свою очередь защиту в виде бегства и ухода из ситуации.

Стыд может переживаться как эмоция (здоровый стыд), как стыд экзистенциальный (токсический) и как атрибутивный.

Стыд, как эмоция возникает в результате несоответствия поведения человека его же собственным ценностям, относящимся к межличностным взаимодействиям или личностным достижениям, что влечет за собой потерю самоуважения и внутренней целостности. Например, меня с детства учили не хамить взрослым, а сейчас я взял и нагрубил; или мама всегда мне говорила, что обманывать нельзя, а я вру всем. Здоровый стыд является регулятором поведения человека и способствует процессу его развития, приспособления к среде и самопознания, развивает способности оценивать последствия своих поступков.

Экзистенциальный стыд или токсический актуализируется в проявлении внутреннего конфликта между тем, какой я на самом деле, и тем, как я проявляюсь в данный момент в этой ситуации. В этот момент происходит прерывание контакта, потеря связи с окружением независимо от контекста, влекущее за собой острое переживание своей никчемности, несостоятельности, ущербности, неуместности или дефектности. Это невозможности получить поддержку, любовь и признание из внешнего мира и человек пытается отказаться от них, приходя к изоляции и все больше ощущая свою дефектность и недостаточность, утрачивая способность формировать опыт присутствия в контакте с другим.

Токсический стыд всегда относится к образу себя. И этот образ всегда должен быть для человека идеальным, к которому он и стремится, но никогда не достигает, подкрепляя свое убеждение в собственной ничтожности.  Формируется этот идеальный образ в контакте с близкими людьми и нужен в дальнейшем для того, чтобы не присутствовать в контакте.

Как правило, такие люди выстраивают отношения, через присвоение идеального образа либо себе, либо другому. Если присваивают себе, то впадают в высокомерие или ничтожность. Если присваивают другому, то проявляют в отношениях либо идеализацию, либо обесценивание. Происходит это следующим образом: восхищаясь другим, они присваивают себе ничтожный образ, что незамедлительно приводит к трансформации, в ходе которой себе начинает присваиваться идеальный образ, а другой обесценивается, чтобы не попасть в свою травму отвержения, сформировавшуюся на фоне разрушительных близких отношений. Например, жестокие, унижающие отношения, приносящие боль, разрыв близких отношений с любимым человеком, холодные отношения с родителями и др. Это помогает им не ощущать себя ничтожными, но тем самым они изолируют себя из контакта, чтобы пережить стыд.

При этом формируется, с одной стороны, чувство страха быть брошенным в отношениях и решение бросить раньше, чтобы не переживать боль отвержения, а с другой стороны, страх быть увиденным, разоблаченным и решение успеть бросить другого раньше, чем он приблизится и успеет рассмотреть. Словно другой на более близком расстоянии может увидеть все недостатки. Например, если он приблизится ко мне, то увидит, что я не такой привлекательный и умный на самом деле. Единственным избавлением от этого страха является разрыв отношений. И здесь возникает еще один внутренний конфликт: есть желание «греться» возле другого, быть в близости, но есть страх разоблачения, из которого рождается желание отвержения другого.

Атрибутивный стыд тоже проявляется в моем представлении о самом себе. Однако, это представление является своеобразной меркой того, какой я есть и каким мне требует быть социум. Если происходит отклонение от какого-либо ожидаемого свойства, то я начинаю испытывать стыд. Например: мне стыдно, что у меня длинный нос, так как в моем представлении люди с короткими носами очень красивые; мне стыдно, что мой мужчина маленького роста, так как я считаю, что мой мужчина должен быть выше женщины.

Стыд является регулятором возбуждения, блокирует или ограничивает самовыражение человека, проявляясь через ретрофлексию в виде замирания, застывания, невозможности дышать и говорить. Для того чтобы разморозить стыд и легализовать его в контакте должен появиться другой. В его чувствах  находится ресурсная эмоция, способствующая проживанию стыда. То есть, важно узнать о реальных чувствах другого, получить реалистичный взгляд на себя. Например: как ты относишься к тому, что я говорю? Что ты сейчас думаешь обо мне?

Переживая стыд, человек чувствует себя одиноко, будто его проживание  не касается  другого, который своим взглядом, упреком, молчанием или словом породил этот стыд, что способствует рождению массы проекций (фантазий) со стороны того, кто испытывает стыд.

Стыд отрезает и изолирует нас до такой степени, что мы в результате забываем о существовании того, кто его стыдит. Однако, возникновение чувства стыда и его реактивация, требует существования некоего другого. Тот, кто стыдит, приглашает к стыду другого, а потом уходит из  его поля опыта, отрицая свою ответственность за стыд, переживаемый этим другим. Например, родители, воспитатели или учителя часто говорят ребенку: «Тебе должно быть стыдно!». Этим самым они говорят ребенку, что именно он должен чувствовать, как бы подразумевая, что если бы ты был хорошим, тебе было бы стыдно.  И в этот момент взрослый в переживании ребенка снимает с себя всякую ответственность, будто он вообще не имел никакого отношения к аффекту, который он ему вручает. Ранний опыт переживания пристыживания имеет характеристики травматического опыта и лежит в основе склонности в переживании стыда во взрослом возрасте. Этот ранний опыт сохраняется в памяти в виде условной эмоциональной реакции, которая участвует в представлении ребенка о самом себе, в формировании его идентичности.

В последствии взгляд стыдящего другого может даже не присутствовать, так как все услышанное из внешнего мира когда-то присвоилось и перешло внутрь. Мои же черты характера, моя экспрессия становятся для меня неприемлемыми, так как они неприемлемы для другого.

Переживание стыда может запуститься следующим родительским поведением:

  • отвержение: «Ты слишком не идеальный и я не хочу знать тебя»;
  • постоянное припоминание ситуаций неудачи: помнишь, как ты разбил вазу, испачкался, упал…;
  • явное или скрытое насилие с нарушением границ ребенка эмоциональных или физических: как ты мог это сказать, это все давно знают, будешь сидеть в своей комнате...;
  • интроецирование родительским стыдом: если не будешь хорошо учиться, станешь дворником..;
  • сравнение с другими более успешными детьми, нереалистические ожидания от ребенка, демонстрация разочарования в нем: я думала, что ты умеешь это, а ты.., вот у Пети 10 по контрольной, а у тебя как всегда 7..;
  • наказание игнорированием или молчанием.

Стыд формируется из того, каким образом мы принимаемся, принимались и признавались нашим окружением. Его наличие указывает на опыт переживания недостоинства, слабости, бессилия, зависимости, неуместности, хрупкости в глазах другого, с которым испытывается дефицит признания, страх показать себя нуждающимся с вытекающим из него разрывом связи, тем самым лишая себя возможности быть признанным со своими желаниями и потребностями.

Чувство стыда отличается:

  • выраженной физической реакцией: веки опускаются, голова склоняется, втягивается в плечи, дыхание учащается или останавливается, тело сжимается, лицо краснеет, шея белеет, слабость в теле, потливость, потеря опоры, нечеткое зрение;
  • ощущением беззащитности перед недоброжелательным взглядом другого человека или мира;
  • желанием скрыться или спрятаться.

Стыд является регулятором социального поведения. Обычно, человек или соблюдает нормы, или нарушает их, или отчасти делает и то и то. Регуляторными механизмами, опирающимися на нормы, являются страх, стыд и вина. Регуляция поведения с помощью стыда опирается на потребности человека в принадлежности к определенной группе. В качестве страха выступает страх отвержения, лишающий принадлежности к социальной группе. Это болезненно проживаемый опыт, который избегается любыми способами. Например, человек начинает бороться с теми, кто стыдит, через ответное пристыживание, спихивая на них свой собственный стыд, или начинает себя осуждать сам, опираясь на интроецированное мнение другого, или занимает полярную позицию и начинает думать про свою исключительность, или уходит в перфекционизм, развивая идеальное «Я» и др.

Часто стыд прячется под другими аффектами, такими, как гнев, злость, ярость, гордость, одиночество, презрение. Важно его заметить и создать пространство для его проживания.



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стыдно быть не идеальной. Откуда этот стыд и как себе помочь.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Стыд и его влияние на поведение человека.
  • Стыдно показать, что стыдно. Амплифицированный стыд: как вернуться в жизнь (часть 2)
  • Стыд или вина?
  • Амазонка Катерина или про жопу, телесный стыд и нарциссическую травму
  • Нужен ли мне этот мужчина!? Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • Как лечить стыд: инструкция для психотерапевтов
  • О том, как поддержать в горе или кризисе другого человека
  • Что останавливает жизнь. Стыд
  • Токсичный стыд. Что делать?
  • Стыд как камертон реального и идеального
  • СТЫДНЫЙ СТЫД. ЗАЧЕМ ОН НАМ И КАК С ЭТИМ ЖИТЬ?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Рак вызывают гнев (обида), страх, вина, стыд, скорбь.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Отложите стыд и страх
  • Когда стыд на вкус, как Материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительские роли.
  • Замереть, чтобы исчезнуть. Когда стыд отбирает жизнь (часть 1)
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Стыд. Этапы внутренней работы со стыдом.
  • Стыд: Я какой-то неправильный
  • Мужчина должен быть... или как мы выбираем "болт" вместо человека
  • Стыд и вина в отношениях
  • Право другого быть другим: как справиться с отказом
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Не говори мне нет, или Как преодолеть страх отказа, страх отвержения
  • Про стыд
  • Стыд и вина
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь