|
Про стыдНарциссическая культура предлагает вытеснять и прятать недостатки, изъяны, ощущения нуждаемости, допущенной оплошности, поэтому такой человеческий опыт будет одобрен только при условии соответствия требованиям и нормам социума, к которому принадлежит данный человек. Весь остальной непринятый опыт становится стыдом. Стыд – это одно из первых социальных чувств, испытанных человеком, способствующих развитию нормативного поведения и поддержания системы социальных взаимодействий, однако, является болезненно переживаемой эмоцией, когда я, вдруг, становлюсь замеченным.И замечают меня, как какого-то гадкого, ничтожного, слабого, то есть, негодящегося по каким-то параметрам. Это проявляется в переживании внутреннего конфликта: какой я есть и, каким должен быть в данной ситуации. Из чего следует, что стыд затрагивает меня, другого и ситуацию, в которой я теряю способность активно действовать, так как внезапное переживание стыда невозможно контролировать. Рассматривая стыд, как феномен, мы можем увидеть его проявление или в виде осознанной испытываемой эмоции, или перемешанной с чувством вины, или как застенчивость, замешательство, робость. Но чаще мы сталкиваемся с болезненным и непереносимым ощущением стыда, которое проявляется неосознанно недифференцированно, активизирующее в свою очередь защиту в виде бегства и ухода из ситуации. Стыд может переживаться как эмоция (здоровый стыд), как стыд экзистенциальный (токсический) и как атрибутивный. Стыд, как эмоция возникает в результате несоответствия поведения человека его же собственным ценностям, относящимся к межличностным взаимодействиям или личностным достижениям, что влечет за собой потерю самоуважения и внутренней целостности. Например, меня с детства учили не хамить взрослым, а сейчас я взял и нагрубил; или мама всегда мне говорила, что обманывать нельзя, а я вру всем. Здоровый стыд является регулятором поведения человека и способствует процессу его развития, приспособления к среде и самопознания, развивает способности оценивать последствия своих поступков. Экзистенциальный стыд или токсический актуализируется в проявлении внутреннего конфликта между тем, какой я на самом деле, и тем, как я проявляюсь в данный момент в этой ситуации. В этот момент происходит прерывание контакта, потеря связи с окружением независимо от контекста, влекущее за собой острое переживание своей никчемности, несостоятельности, ущербности, неуместности или дефектности. Это невозможности получить поддержку, любовь и признание из внешнего мира и человек пытается отказаться от них, приходя к изоляции и все больше ощущая свою дефектность и недостаточность, утрачивая способность формировать опыт присутствия в контакте с другим. Токсический стыд всегда относится к образу себя. И этот образ всегда должен быть для человека идеальным, к которому он и стремится, но никогда не достигает, подкрепляя свое убеждение в собственной ничтожности. Формируется этот идеальный образ в контакте с близкими людьми и нужен в дальнейшем для того, чтобы не присутствовать в контакте. Как правило, такие люди выстраивают отношения, через присвоение идеального образа либо себе, либо другому. Если присваивают себе, то впадают в высокомерие или ничтожность. Если присваивают другому, то проявляют в отношениях либо идеализацию, либо обесценивание. Происходит это следующим образом: восхищаясь другим, они присваивают себе ничтожный образ, что незамедлительно приводит к трансформации, в ходе которой себе начинает присваиваться идеальный образ, а другой обесценивается, чтобы не попасть в свою травму отвержения, сформировавшуюся на фоне разрушительных близких отношений. Например, жестокие, унижающие отношения, приносящие боль, разрыв близких отношений с любимым человеком, холодные отношения с родителями и др. Это помогает им не ощущать себя ничтожными, но тем самым они изолируют себя из контакта, чтобы пережить стыд. При этом формируется, с одной стороны, чувство страха быть брошенным в отношениях и решение бросить раньше, чтобы не переживать боль отвержения, а с другой стороны, страх быть увиденным, разоблаченным и решение успеть бросить другого раньше, чем он приблизится и успеет рассмотреть. Словно другой на более близком расстоянии может увидеть все недостатки. Например, если он приблизится ко мне, то увидит, что я не такой привлекательный и умный на самом деле. Единственным избавлением от этого страха является разрыв отношений. И здесь возникает еще один внутренний конфликт: есть желание «греться» возле другого, быть в близости, но есть страх разоблачения, из которого рождается желание отвержения другого. Атрибутивный стыд тоже проявляется в моем представлении о самом себе. Однако, это представление является своеобразной меркой того, какой я есть и каким мне требует быть социум. Если происходит отклонение от какого-либо ожидаемого свойства, то я начинаю испытывать стыд. Например: мне стыдно, что у меня длинный нос, так как в моем представлении люди с короткими носами очень красивые; мне стыдно, что мой мужчина маленького роста, так как я считаю, что мой мужчина должен быть выше женщины. Стыд является регулятором возбуждения, блокирует или ограничивает самовыражение человека, проявляясь через ретрофлексию в виде замирания, застывания, невозможности дышать и говорить. Для того чтобы разморозить стыд и легализовать его в контакте должен появиться другой. В его чувствах находится ресурсная эмоция, способствующая проживанию стыда. То есть, важно узнать о реальных чувствах другого, получить реалистичный взгляд на себя. Например: как ты относишься к тому, что я говорю? Что ты сейчас думаешь обо мне? Переживая стыд, человек чувствует себя одиноко, будто его проживание не касается другого, который своим взглядом, упреком, молчанием или словом породил этот стыд, что способствует рождению массы проекций (фантазий) со стороны того, кто испытывает стыд. Стыд отрезает и изолирует нас до такой степени, что мы в результате забываем о существовании того, кто его стыдит. Однако, возникновение чувства стыда и его реактивация, требует существования некоего другого. Тот, кто стыдит, приглашает к стыду другого, а потом уходит из его поля опыта, отрицая свою ответственность за стыд, переживаемый этим другим. Например, родители, воспитатели или учителя часто говорят ребенку: «Тебе должно быть стыдно!». Этим самым они говорят ребенку, что именно он должен чувствовать, как бы подразумевая, что если бы ты был хорошим, тебе было бы стыдно. И в этот момент взрослый в переживании ребенка снимает с себя всякую ответственность, будто он вообще не имел никакого отношения к аффекту, который он ему вручает. Ранний опыт переживания пристыживания имеет характеристики травматического опыта и лежит в основе склонности в переживании стыда во взрослом возрасте. Этот ранний опыт сохраняется в памяти в виде условной эмоциональной реакции, которая участвует в представлении ребенка о самом себе, в формировании его идентичности. В последствии взгляд стыдящего другого может даже не присутствовать, так как все услышанное из внешнего мира когда-то присвоилось и перешло внутрь. Мои же черты характера, моя экспрессия становятся для меня неприемлемыми, так как они неприемлемы для другого. Переживание стыда может запуститься следующим родительским поведением:
Стыд формируется из того, каким образом мы принимаемся, принимались и признавались нашим окружением. Его наличие указывает на опыт переживания недостоинства, слабости, бессилия, зависимости, неуместности, хрупкости в глазах другого, с которым испытывается дефицит признания, страх показать себя нуждающимся с вытекающим из него разрывом связи, тем самым лишая себя возможности быть признанным со своими желаниями и потребностями. Чувство стыда отличается:
Стыд является регулятором социального поведения. Обычно, человек или соблюдает нормы, или нарушает их, или отчасти делает и то и то. Регуляторными механизмами, опирающимися на нормы, являются страх, стыд и вина. Регуляция поведения с помощью стыда опирается на потребности человека в принадлежности к определенной группе. В качестве страха выступает страх отвержения, лишающий принадлежности к социальной группе. Это болезненно проживаемый опыт, который избегается любыми способами. Например, человек начинает бороться с теми, кто стыдит, через ответное пристыживание, спихивая на них свой собственный стыд, или начинает себя осуждать сам, опираясь на интроецированное мнение другого, или занимает полярную позицию и начинает думать про свою исключительность, или уходит в перфекционизм, развивая идеальное «Я» и др. Часто стыд прячется под другими аффектами, такими, как гнев, злость, ярость, гордость, одиночество, презрение. Важно его заметить и создать пространство для его проживания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|