Стыд, вина и виктимность

Источник: amparo-a.livejournal.com/22421.html

Одним из основных способов изменения статуса для жертвы является обращение за помощью. Соответственно, агрессоры делают все, чтобы не допустить этого. Помимо общеизвестного обрыва социальных связей и изоляции, важную роль в процессе перекрытия возможных каналов помощи играет пробуждение в жертве стыда и вины, которые не позволяют - при наличии реальной возможности - попросить поддержки у других людей, даже у родных и близких. В сознание внедряется мысль, что жертвой быть постыдно и/или что жертва сама виновата в случившемся. 
И здесь важно понимать, на чью мельницу льют воду глубокомысленные рассуждения в духе "взрослый человек сам несет ответственность за все, что с ним происходит"; "мир возвращает нам то, что мы в него отправляем"; "зрелая личность по определению не может попасть в ситуацию насилия" и т.д. Истина в том, что нет никаких специфических "виктимных личностей" - ни на уровне взрослых, ни на уровне детей. 
В роли жертвы может оказаться кто угодно - зрелая личность/ доверчивая простушка/ инвалид 3-й группы/ мастер спорта по плаванию/ топ-менеджер/ швея-мотористка высшей категории/ пенсионерка/ школьница/ умная/глупая/деревенская/городская/отлично социализированная/социофобка/ красивая/уродливая и так далее, сколько фантазии хватит.
Жертву делают таковой не ее личностные особенности, а наличие насильника. 
В свою очередь насильника делают таковым не "подростковые фрустрации" и не "детские травмы", а вседозволенность. Ничто так не способствует распространению насилия - во всех формах - как отсутствие немедленного и чувствительного наказания. И наоборот: там, где действия насильника/агрессора моментально пресекают - "цветы зла" вянут, не успев распуститься.
Таким образом, насильник унижает, оскорбляет, топчет морально, бьет физически свою жертву потому, что у него есть такая возможность. Как только возможность исчезает, происходит чудо: он внезапно находит возможность "решить свои проблемы" цивильными и цивилизованными методами, или, еще чаще, оказывается, что никаких проблем нет.
Кто должен останавливать и карать насильника? А кто должен останавливать и карать вора-карманника, фальшивомонетчика или наркоторговца? 
Государство в лице соответствующих институтов. Концепция общественного договора известна с 17 века, и ничего нового с тех пор не придумано: мы отдаем государству часть наших прав (в том числе право вершить суд) и часть денег (налоги), в обмен на защиту и гарантию безопасности. Да, далеко не каждое государство честно выполняет свою часть договора, но к самооценке жертвы это не должно иметь ни малейшего отношения. 
Наша личность неприкосновенна, независимо от того, живем мы в Исландии или в Сомали, и если наши права нарушены, стыдно должно быть не нам. 
Что до вины, то если на женщину в, о ужас, короткой юбке напали на улице, вина за случившееся лежит 
а) на преступнике; б) на государстве, не способном обеспечить безопасность улиц, и длина юбки здесь не при чем. 
Если ребенка избили одноклассники, виноваты 
а) организаторы и исполнители избиения; б) администрация школы, и прежде всего - классный руководитель, и личные свойства ребенка здесь не при чем. 
Любой, кто предлагает жертве "подумать, что она сделала не так" - либо попаданец из древнейших времен, когда про права человека слыхом не слыхивали; либо манипулятор, играющий на стороне агрессора; либо дурак. 
В любом случае искренне желаю ему как-нибудь получить по роже неожиданно и беспричинно, но не в целях перевоспитания (я давно не верю в сказки), а так - ради восстановления гармонии :).


Просмотров: 455
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Гендерные роли. Или, кто кому что должен?
  • Мужчина, женщина, любовь, деньги: использование, ответственность или кто кому что должен?
  • О мотивации и намерениях — или почему люди делают то, что делают
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Почему нам так больно быть отвергнутым, и что с этим поделать?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • «О чем ты говоришь?!» или Как мало тех, кто может тебя понять.
  • Кто или что влияет на выбор партнера? Отношения: почему мы выбираем тех, кого выбираем?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • О чем молчат подростки... Часть 2: о том, что им не хочется жить.
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь