Руководство и лидерство: теоретико-сравнительный анализ понятий

С древних времен и вплоть до ХХ в., лидерство рассматривалось исключительно в контексте позиция правителя. Первые попытки изучения лидерства можно усмотреть в таких трактатах как: «Артхашастра», составленный советником - брахманом Каутильей, «Искусство войны»[11] (Сун-цзы, VI-V вв. до н.э.), «Хай Фэй-цзы» (Хай Фэй, III в. до н.э.) и «36 стратагем»[9], а также в произведениях Шэнь Бухая[14] (IV в. до н.э.). Из поздних мыслителей можно отметить Н. Макиавелли, составившего образ лидера-государя в книге «Государь»[10]. Однако все эти попытки описать лидерство имеют мало общего с современным научным подходом к проблеме.
С другой стороны, не смотря на современный научный метод, вопрос различения руководства и лидерства является актуальным на сегодняшний день по определенным причинам. Так, большинство исследований в области лидерства проводятся за рубежом, а ведущие теории, модели и методы формирования лидерства, чаще всего, поставляются из США. Проблема же заключается в самом понятии «лидерства» за рубежом и в его российской интерпретации, о чем далее и пойдет разговор.
 
Зарубежные попытки отделить лидеров от руководителей
В зарубежных теориях под лидером, чаще всего понимается лицо занимающее определенную должность. Причина этого кроется в том, что английское слово «leadership» является синонимом понятий «лидерство» и «руководство» в русском языке. В итоге, феномены лидерства и руководства в англоязычных странах не отделяются друг от друга. 
Конечно, ряд англоязычных авторов предпринимали попытки разделения рассматриваемых понятий, используя слово «headship» (главенство) в противоположность «leadership» (лидерство), но, к сожалению, во многих западных теориях понятия руководства и лидерства остаются равнозначными.
Впервые внимание на данную проблему обратил С. Джибб (С. Gibb), который попытался развести приводимые понятия (Таблица 1).
Таблица 1.
Отличия руководства от лидерства по С. Джиббу[2]
 
Руководство
Лидерство
Поддерживается организационной системой
Обусловлено стихийным одобрением группы за вклад в групповые достижения.
Руководитель ставит цели, исходя из профессиональных интересов вне зависимости от пожеланий группы.
Лидер отражает интересы и пожелания членов группы.
Нет необходимости опираться на чувства и единое мнение, группы.
Необходимо учитывать чувства и единое мнение группы.
Есть социальный разрыв между подчиненными и руководителем, который стремится сохранить его.
Лидер выступает как один из членов группы
Руководитель получает полномочия от вне-группового источника власти.
Лидера властью наделяет сама группа.
 
С. Джибб обратил внимание на содержательные моменты феноменов лидерства и руководства, описав их различными терминами. Хотя некоторые из них спорны, все же он обозначили определенную тенденцию в исследовании данного вопроса.
В 1977 году Абрахам Залезник (Abraham Zaleznik), также попытался сформулировать разницу между лидерами и менеджерами (таблица 2).
Таблица 2.
Таблица сравнительных характеристик управляющих и лидеров согласно А. Залезнику[4]
 
Менеджеры / управляющие
Лидеры
Получают свою должность
Берут на себя руководство
Принимают и поддерживают статус-кво
Бросают вызов статус-кво
Стремятся к предсказуемости и порядку
Стремятся к переменам
Реализуют цели
Формируют видение
Организуют дела по реализации события
Создают события
Действуют в рамках правил, регламентов, стратегий, процедур
Действуют за пределами правил, регламентов, стратегий, процедур
Мотивируют персонал
Вдохновляют людей
Избегают рисков
Идут на риск
Разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки их выполнения
Разрабатывают концепции и стратегии
Контролируют соответствие критериям
Вырабатывают критерии, задают рамки
Акцент на тактике, структуре
Акцент на фундаментальных ценностях, общих целях
Организуют персонал
Сплачивают единомышленников
Заинтересованы в производительности
Заинтересованы в эффективности
 
В зарубежной литературе можно отметить и еще одного автора, который сформулировал ряд отличий лидеров от менеджеров (таблица 3). Им стал современный американский психолог Уоррен Беннис (Warren Bennis.).
Таблица 3.
Различие между менеджером и лидером по Уоррену Беннису[1]
 
Менеджер
Лидер
Применяет
Придумывает новое
Заимствует
Вводит
Поддерживает
Разрабатывает
Ориентируется на структуры и системы
Ориентируется на людей
Полагается на контроль
Полагается на доверие
Краткосрочные перспективы
Долгосрочные перспективы
Вопросы: «Как?» и «Когда?»
Вопрос: «Почему?»
Цель: итог
Цель: горизонт
Имитирует
Порождает
Принимает статус-кво как должное
Бросает вызов статусу-кво
Классический солдат
Сам себе хозяин
Делает все правильно
Делает все правильным
 
Подходы к разделению лидерства и руководства в российской литературе
Несмотря на то, что большинство российских авторов заимствуют понятие лидерства из иностранных источников, у нас наблюдается большой прорыв в этой области. Специфика оригинальных российских исследований лидерства заключается в противопоставлении понятий «лидерство» и «руководство».
У российских авторов в феномене руководства выделяются две составляющие: руководство или администрирование и лидерство. Руководство понимается как фактор официальной структуры, обеспечивающий социальную организацию и управление групповой деятельностью[5]. Руководство - целенаправленное воздействие на людей, которое приводит к их осознанному и активному поведению, соответственно намерениям руководителя[5, 49];
Лидерство же понимается как процесс психологического влияния человека на других людей при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе подражания, восприятия, понимания друг друга, внушения[12, 61].
Исходя из этого, множество авторов пытались представить свои классификации различий между лидером и руководителем.
В 1971 г. Б.Д. Парыгин, выделил ряд различий лидерства и руководства:
  1. лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель официальных отношений;
  2. лидерство возникает в условиях микросреды, руководство же – элемент макросреды, выступая в системе общественных отношений;
  3. лидерство возникает стихийно, руководитель назначается или выбирается;
  4. лидерство зависит от настроения группы, руководство – более стабильно;
  5. руководство в отличии от лидерства имеет систему санкций;
  6. процесс принятия решения руководителем более сложный и не всегда имеет истоки в группе, решения лидера всегда относятся к группе;
  7. сфера деятельности лидера – малая группа; руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Позже российские исследователи активно предпринимали попытки развить и свой взгляд на противопоставление этих понятий. Например, Р.С. Филонович дает следующий перечень отличительных особенностей руководителя от лидера:
Лидер: инноватор, работает по своим целям, вдохновляет, основа действий - видение перспективы, использует эмоции, полагается на людей, доверяет, энтузиаст, дает импульс движению, реализует решения.
Руководитель: администратор, полагается на систему, поручает, основа действий - план, работает по целям других, использует доводы, контролирует, профессионал, поддерживает движение, принимает решения [12].
А.А. Романов и А.А. Ходырев выделили свои параметры лидера и руководителя. Они приводятся в таблице 4.
Таблица 4.
Параметры руководителя и лидера по отношению друг к другу[15]
 
Параметр
Реализация параметра
руководителя
лидера
«Рождение»
Назначение извне
Выдвижение изнутри коллектива
Предназначение
Выполнение санкционированных законом и должностными инструкциями функций
Выполнение функций ожидаемых коллективом.
Система санкций
Формализованная, нормализованная, согласованная, упорядоченная, последовательная
Неформальная, эмоциональная, авторитарная, субъективная, нерегламентированная
Разработка приказа и реализация решений
Согласованные, оформляемые документально, инструктивно предусмотренные, обязательные к выполнению
Несогласованные, документально не подтверждаемые, инструктивно не предусмотренные, необязательные к исполнению
 
А.А. Урбанович формулирует обширный список различий между руководством и лидерством (таблица 5).
Таблица 5.
Различия между руководством и лидерством по А.А. Урбановичу[13]
 
 
Руководство
Лидерство
Функционирование
Процесс правовой организации и управления совместной деятельностью коллектива.
Процесс внутренней социально-психологической самоорганизации коллектива; управления общением и деятельностью;
Социальная роль
Является посредником социального контроля и власти
Является субъектом групповых ожиданий и норм.
Регламентация деятельности
Регламентируется правовым обеспечением,
Обеспечивается морально-психологическими нормами;
Режим связей
Руководитель представляет группу во внешней среде;
Лидер ограничен внутригрупповыми отношениями;
Стабильность, устойчивость.
более стабильно;
.
 
Евтихов О.В., обобщив различные представления о разнице руководства и лидерства, приводит свою классификацию различий[3]:
  1. функциональные - руководство выступает атрибутом официальной структуры и характеризует формальные взаимоотношения. Лидерство характеризует психологические неформальные взаимоотношения, возникающие «по вертикали» (доминирование-подчинение);
  2. условия возникновения и прекращения - руководитель назначается официально, либо избирается. Официальные права и обязанности снимаются при освобождении от должности. Лидерство возникает естественным образом в процессе взаимодействия членов группы. Власть лидера сохраняются, пока есть люди, готовые следовать за ним;
  3. источники власти - руководитель наделяется официальными правами, связанными с организацией деятельности группы. Власть лидера основана на авторитете и подкрепляется установленными групповыми нормами.
 
Критика современных подходов к разделению руководства и лидерства
Автор не стал давать отдельную критику по взглядам каждого из рассмотренных авторов, так как многие из них повторяют положения друг друга. Как основную ошибку многих из рассмотренных подходов, можно выделить противопоставление лидера и руководителя, на основе успеха или неуспеха: часто под лидером подразумевается более успешный руководитель, нежели индивид имеющий качественно отличные характеристики. Безусловно есть и другие аспекты, требующие уточнения:
  1. Различия по статусу. Действительно можно говорить об определенной степени различий по статусу между лидерами и последователями и руководителями и подчиненными. Это подтверждается и теорией идиосинкразического кредита Е. Холландера (E. Hollander)[3]. Однако, социальный статус может выступать и как поддерживающий фактор лидерства, когда он повышает авторитет лидера и как нивелирующий лидерство фактор, когда последователи негативно рассматривают социальный статус лидера. Таким образом имеет смысл говорить не о самом факте разрыва в статусе, а о величине этого разрыва. Другим важным аспектом является, то как сам лидер пользуется этим разрывом: важнее не сам факт наличия различий в статусе, а то как конкретный лидер выстраивает межличностные отношения с подчиненными.
  2. Лидер выбирается спонтанно в то время как, руководитель назначается официально. Автор статьи отстаивает мнение, что назначение лидера не может происходить спонтанно. Лидер выбирается, проявляя определенное поведение и тот поведенческий стиль, который наиболее приемлем в данной ситуации. Лидер также может выбираться, как самая доминантная особь в группе, если опираться на теории социального доминирования. Таким образом, лидер избирается не спонтанно, но другим способом, нежели руководитель.
  3. Руководителю безразлично мнение членов группы, а цели он ставит независимо от них. Говорить о том, что руководитель совсем не учитывает интересы подчиненных является утрированным мнением, хотя бы по той причине, что от удовлетворенности подчиненных зависит их продуктивность. Руководитель будет игнорировать мнение подчиненных лишь до определенных пределов. Более того, он будет пытаться сделать так, чтобы подчиненные были удовлетворены своей работой. Последнее можно сказать и о лидере, но для него удовлетворение потребностей последователей будет более приоритетной задачей. Более того, лидер может побудить жертвовать своими интересами и целями последователей, ради другой группы людей, или более высокой цели. В случае руководителя, такого эффекта добиться крайне сложно.  Различие проявляется в методах удовлетворения потребностей последователей. Руководитель будет опираться на внешнюю мотивацию, лидер – на внутреннюю. Руководитель будет отдавать приоритет эффективности, лидер – удовлетворению потребностей последователей.
  4. Новизна и рутинность. Данный параметр относится к особенностям гендера. В ряде статей автора и в его магистерской диссертации было разработано два лидерских стиля основанных на гендерных различиях[4][5]: маскулинный и феминный. Одному из них присуща тяга к новизне, другому к стабильности и порядку. Следовательно, оба качества и тяга к новизне и стремление к порядку, могут относится к лидерству, но стили лидерства в данном случае будут разные.
  5. Видение и цели. В этом пункте отметим, что важнее не сам факт различия видения или целей, а то отражают ли они потребности последователей. Лидер формулирую ту или иную цель или видение будет отражать потребности людей, в то время как, руководитель будет побуждать людей принять то, что уже установлено организацией, вне зависимости от того видение это или цели.
  6. Избегание риска и стремление к нему. Данный пункт также был опровергнут в авторской модели стилей лидерства[4], поскольку они опять же отражают гендерные характеристики, нежели характеристики лидерства и руководства.
  7. Абстрактность и конкретность, стратегия и тактика. Разделение по временной перспективе указывает только на различия в системе планирования, а также на попытку в очередной раз выставить лидера, в качестве более продвинутого руководителя. Стоит, однако, отметить, что использование абстрактных концепций действительно более присуще лидерам, но связано это с особенностями языка. В абстрактных концепциях люди всегда могут найти отражение своих мыслей и идей, а также получить определенный эмоциональный заряд. Конкретная информация не всегда на такое способна, если только она не отвечает напрямую целям последователей.
  8. «Люди» и «персонал». Многими делается упор на более «гуманном» восприятии лидером последователей и на взгляде на людей как на обезличенный «персонал» со стороны руководителей. Этот пункт требует дальнейшей конкретизации того, что подразумевают авторы под словами «люди» и «персонал», и в чем, в таком случае, различие отношений лидера и руководителя к последователям и подчиненным.
  9. Эффективность и производительность. Этот пункт разделяет понятия, освещающие два разных аспекта одного и того же явления. В таком случае стоило бы разделить лидерство и руководство следующий образом: руководитель заботиться о повышении эффективности с помощью лучшей организации труда, а лидер с помощью способности мотивировать.
  10. Имитация и создание нового. Этот пункт совпадает, с пунктом про новизну и рутинность. Но он еще более оторван от реальности, так как относится в большей мере не к людям, а к конкретным организациям, как лидерам на рынке. Иначе, нельзя объяснить игнорирование того факта, что и внутри компаний занимающихся имитацией товаров, можно найти своих личностей-лидеров.
  11. В лидерстве отсутствует система санкций. Система санкций есть всегда, только в случае руководства – это официальные санкции, а в случае лидерства – неофициальные и групповые.
Перед рассмотрением авторского подхода к проблеме стоит назвать еще одно отличие позиции автора по сравнению с вышерассмотренными – это взгляд на лидерство и руководство, не как на противоположные понятия, а как на понятия и феномены взаимодополняющие. Такой подход позволяет усмотреть возможность повысить эффективность руководителя используя синергетический эффект. Когда мы не развиваем навыки лидерства в ущерб руководству и наоборот, но, когда мы делаем из руководителя настоящего лидера, а из лидера эффективного руководителя.
 
Авторский подход к проблеме различий между лидером и руководителем
Проанализировав вышерассмотренные подходы, удалось сформулировать авторский перечень различий между руководством и лидерством, которые могут понадобиться для дальнейшего изучения данной проблемы (таблица 6).
Таблица 6.
Таблица различий лидера и руководителя (авторский подход)
 
Характеристика
Руководитель
Лидер
Поддерживающая структура
Официальная структура/организация
Неформальная структура/группа
Источник власти
Официальная структура/организация
(руководитель – посредник власти)
Неформальная структура/группа
(лидер – субъект власти).
Виды власти
Законная власть
Харизматическая власть
Средства воздействия
Административные, экономические
Социально-психологические
Метод избрания
Официальное назначение
Избирается в процессе групповой динамики
Кем выступает управленец
Условием достижение цели
Средством достижения цели
Функция управленца
Организация/Повышение эффективности
Мотивация/Побуждение
Конфликт интересов
Присутствует
Отсутствует
Заменимость управленца
Заменяем
Уникален
Цели управленца и подчиненных
Различаются
Совпадают
Цели отражают
Потребности официальной структуры
Потребности членов группы
Членство в групп
Может как являться членом группы, так и не быть им.
Является членом группы
Нарушение групповых норм
Нарушает в пределах официальных полномочий
Нарушает в пределах идиосинкразического кредита.
Регулирует
Официальные отношения
Межличностные отношения в группе
Стабильность
Более стабильно, так как зависит от официальной структуры
Менее стабильно так как зависит от группы и ее членов
Санкции
Официальные (за нарушение официальных норм)
Групповые (за нарушение групповых норм)
Решения
Необязательно относятся к группе
Всегда относятся к групповой деятельности
Функционирование
Процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организации
Процесс внутренней социально-психологической самоорганизации коллектива и управления общением и деятельностью;
Регламентация деятельности:
Регламентируется правовым обеспечением,
Обеспечивается морально-психологическими нормами;
 
Таким образом были сформулированы отличия феноменов лидерства и руководства. Пояснять каждое из них в данном случае нецелесообразно в виду того, что большая часть отличий уже была обсуждена вышерассмотренными авторами, поэтому сконцентрируем внимание лишь на нескольких из них.
Автор смотрит на лидерство как на явление социальное-психологическое, что и обуславливает его основные особенности, в то время как руководство выступает как явление институциональное.
Таким образом лидер оказывает социально-психологическое воздействие на людей, в то время как руководитель использует административные и экономические методы. При этом лидер – является продуктом группы и групповой динамики, отсюда исходит его власть, цели, способы наказания и поощрения, а также метод избрания. Руководитель же – это продукт организационной структуру, т.е. руководитель является посредником официальной структуры, ее целей, методов поощрения и наказания. Так как лидер является продуктом группы, он и реализует цели группы. Группа избирает лидера, когда тот может помочь в достижении целей ее последователей. В официальную структуру люди, также приходят со своими целями, интересами и запросами, но здесь они уже приходят к руководителю, который является продуктом данной структуры, а не группы, соответственно он реализует цели официальной структуры. Отсюда возникает конфликт интересов: личность и официальная структура. Получается, что взаимодействие индивида и официальной структуры в большей степени напоминает переговоры, в результате которых стороны приходят к компромиссу, достигая каждая своих целей. В случае лидерства цели последователей и лидера совпадают.
Лидер является уникальной личностью. На нем завязаны личные отношения людей, их ожидания впечатления, эмоции, и их же ответственность, так как именно они выбрали этого лидера. Последователи понимают, что данный человек сильней каждого из них в отдельности (иначе бы они его не выбрали) и именно он поможет достичь им их цели. Руководитель же является лишь элементом среды. А отношение к руководителю может быть любое, так как назначается он кем-то извне, а не самой группой.
Оба: и лидер, и руководитель, направлены на то чтобы повысить эффективность групповой деятельности. Однако делается это с помощью различных функций управления. Функция лидера – это мотивация людей, а руководителя – организация. Безусловно руководитель, тоже может мотивировать, а лидер организовывать, но делается это разными средствами.
Суммируя сказанное дадим такое определение лидеру: лидер – это тот, кто изначально побуждает идти за ним.
Другое понимание лидерства можно представить, как: лидерство – это способ прививать цели людям и побуждать их к достижению этих целей.
Руководитель же выполняет функцию правильной организации созданного движения к цели.
Таким образом, из статьи становится очевидна взаимосвязь понятий лидерства и руководства, а также их взаимодополняемость. Ясно становится и то, какие перспективы открывает такой подход, т.е. получение синергетического эффекта от развития навыков, как лидера, так и руководителя в одном человеке.
 
Литература
  1. Bennis W. On Becoming a Leader. —   New York: Addison Wesley, 1989/1994, —   pp. 44-46/
  2. Gibb C. Leadership // G.Lindzey&E.Aronson (eds.) The Handbook of Social Psychology. 2-nded. Reading (Mass.). —   Massachusetts: Addison-Wesley, 1969. —   № 4.
  3. Hollander E.P. Inclusive Leadership: The Essential Leader-Follower Relationship. —   New York: Routledge. 2009. —   263 p.
  4. Авдеев П.С. Механизм формирования лидерских качеств руководителя внешнеторговой организации на примере ООО «Авангард»: маг. дис. ВАВТ, Москва, 2013.
  5. Авдеев П. Современный взгляд на формирование стилей лидерства в организации // Перспективы мировой экономики в условиях неопределенности: материалы научно-практических конференций ВАВТ (Москва, апрель 2013 г.) / Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. — М.: ВАВТ, 2013. (Сборник статей студентов и аспирантов; Вып. 51) 
  6. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития. —  Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. — С. 23.
  7. Залезник А., Менеджеры и лидеры – синонимы или  антонимы?  Основное отличие между менеджерами и лидерами – в их глубинных представлениях  о  хаосе  и  порядке.//Harvard  Business Review. —   М., 2008. —  № 1-2 (35). —  С.109-117.
  8. Кабаченко, Т.С. Психология управления: Учебное пособие. —  М.: Педагогическое общество России, 2000. —  384 с.
  9. Малявин В.В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. —  М.: Белые альвы, 2000. —  188 с.
  10. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. —  Харьков: Фолио, 2001. —  656 с.
  11. Сунь Цзы. Искусство стратегии. — СПБ: Мидгард, 2007. —  528 с.
  12. Толочек, В.А. Организационная психология: управление персоналом ЧОП и СБ / В. А Толочек. —  М.: НОУ ШО «Баярд», 2004. —  176 с.
  13. Урбанович А.А. Психология управления. — Мн.: Харвест, 2005. С. 36-37.
  14. Шэнь Бухай. Политические фрагменты / пер. В.В. Малявина // Искусство управления. —  М.: Астрель: АСТ, 2006.
  15. Шикун, А.Ф. Управленческая психология: учебное пособие / А.Ф Шикун, И.М. Филинова —  М.: Аспект Пресс, 2002. —  332 с.
 


Просмотров: 3133
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Построение организационной структуры предприятия в соответствии с применяемыми стилями лидерства
  • Современные технологии формирования лидерства во внешнеторговой организации
  • Руководитель - подчиненные: «трудности перевода»
  • Матрица человеческой группы. Как предсказать, что будет дальше?
  • Как развить качества лидера за несколько простых шагов
  • Женщина-Лидер
  • Правило 7 из 64. Энергия цели, или как заставить цели работать на вас?
  • Решение руководителя - судьба многих людей
  • Психологические механизмы трансформационного лидерства
  • Обзор теорий в рамках поведенческого подхода к исследованию лидерства
  • Психология везучих людей: как они это делают?
  • Что такое психотерапевтические группы и зачем они нужны
  • Модель целостного лидерства
  • Роли и функции лидера
  • Обзор теорий харизматического лидерства в менеджменте и политике
  • Всегда вне группы
  • Пять главных ошибок в воспитании лидера
  • Как использовать огонь злости, что бы стать более ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Организационное лидерство: обзор теории черт
  • А можно передышку?! Где конец усталости на пути к цели и как выжить в бешеной гонке жизни.
  • Как найти своего психолога? Руководство для чайников
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как навредить ребёнку при разводе. Руководство.
  • Краткое руководство о том, как начать любить себя!
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Как стать «своим» в новом коллективе. Руководство для начальника
  • "Таблетка для счастья". Полезные тренинги, семинары и группы, и не очень - как отличить?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь