Профилактика неврозов у матерей и младенцев. Материнско-младенческая психотерапия.

Моё выступление на Конференции «Я в мире? Я в семье!» было посвящено материнство -младенческой терапии, как профилактике неврозов у матери и ребенка.  Несмотря на то, что я очень увлечена этой темой, я отдавала себе отчет в том, что это направление интересует далеко не всех, так как большинство психологов предпочитают работать исключительно со взрослыми людьми.   Но во время выступления зал был  полон, и я видела много заинтересованных глаз.  После выступления многие подошли ко мне и поблагодарили за интересное и актуальное выступление.
Но одно письмо, полученное уже позже, заставило меня не только вернуться к моей теме  но и подвигло написать эту заметку.  Одна из слушательниц (не буду называть имени) написала мне: «Спасибо. Мне очень понравилось Ваше выступление, пробрало до глубины души (до слёз)». Честно  говоря, я сначала подумала, что это какая-то саркастическая шутка, ведь конференция была рассчитана на профессиональных психологов,  и  мы обсуждали рабочие моменты – откуда взяться такому накалу чувств. Но потом я вспомнила, что  чуть левее от меня, действительно, сидела девушка с очень жалостливым выражением лица, и в какой-то момент мне показалось,  что она плачет, при этом не отводит от меня глаз.  Я вспомнила и другие женские лица – очень заинтересованные,  кивающие, живо откликающиеся на мои слова.  И еще вспомнила какие-то особые нотки в голосе тех, кто потом благодарил в коридоре.
Так почему же эта тема вызвала такой живой, практически личный отклик?  Скорее всего, потому, что каждая родившая женщина в той или иной степени пережила нечто подобное,  в чем «нельзя» было  признаваться тогда, но что больно откликается сейчас.
Мы в жизни переживаем разные кризисы, рождение ребенка – один из таких кризисов для родителей и для семьи.  Но наибольшая сложность данной ситуации заключается в её амбивалентности.  Рождение ребенка является радостным позитивным  событием,  И это так для большинства мам. При этом кроме ожиданий самой мамы присутствует еще и некая картина, активно поддерживаемая социумом в целом и окружением женщины в частности:  «это очень радостное событие, которые должно вызывать позитивные чувства», «это естественная ситуация , с которой все женщины справляются», «хорошая мать не обращает внимания на трудности» и т.д..  Друзья, знакомые и родственники активно поддерживают эти представления».   При этом женщина сталкивается с реальными трудностями, к которым ей нужно как минимум приспособиться, а как максимум справится в короткий срок. Безусловно, при зрелой и осознанной готовности к материнству женщина, действительно, достаточно быстро справляется и адоптируется  к новой ситуации.  Между тем, нужно отметить , что такая готовность  на сегодняшний день есть далеко не у всех. В первой части конференции как раз  говорилось о том, что в современном обществе достаточно сильно нарушены семейные традиции подготовки младшего поколения к будущему родительству. Молодые люди создают семьи с целью совместного времяпровождения, развлечений, в то время как рождение ребенка требует максимального принятия ответственности,  осознание собственного взросления,  четкого распределения семейных ролей и полномочий.  Отсутствие готовности к родительству и личностная незрелость  становятся той почвой, на которой  любая  трудность, а уж теми более череда трудностей и проблем  способны прорастать неврозами, а иногда и депрессиями.   Другими словами, конфликт между ожидаемым  красивым образом счастливой семьи с ребенком и реальной картины, наполненной физическими, и эмоциональными нагрузками, в первые месяцы после рождения ребенка становится очевидным с одной стороны. А с другой стороны – плохо осознаваемым, так как  всегда присутствует некое давление со стороны социума,  окружения и внутренних установок самой женщины  - рождение ребенка несет радость и не может сопровождаться негативными чувствами. То есть существует негласный запрет на негативные переживания, которые может испытывать  мать. 
Если мы вспомним также, что в эти месяцы женщина оказывается в своеобразной изоляции, ритм её жизни подчинен режиму и особенностям ребенка, ей приходится во многом себе отказывать, а ритм ее сна нарушен, то мы увидим все условия для развития невротического состояния.
У меня лично, как и многих перинатальных психологов эта ситуация вызывает особую тревогу в связи с тем, что в этот момент мать находится в неразрывной связи – диаде – со своим ребенком.  То есть, каких бы высоких моральных принципов не придерживалась женщина и как бы тщательно не прятала свои чувства, как бы не старалась  быть хорошей матерью,  ее  переживания так или иначе  будут сказываться и на отношениях с ребенком и на его эмоциональном фоне, провоцируя теперь уже его, ребенка невротические состояния,  тревожность.
В эти первые месяцы через отношения с матерью и отцом младенец получает базовое представление о мире, его безопасности, надежности, а также усваивает очень важное знание – о ценности в этом мире самого себя.   На этом фундаменте в дальнейшем  будут формироваться алгоритмы поведения и реагирования на ту или иную ситуацию. Это как та основа, которую в будущем уже нельзя будет изменить.  Можно будет лишь скорректировать, подстроить, вывести  в какой-то мере на уровень сознания, но в критических ситуациях человек все равно будет неосознанно возвращаться к этим очень ранним переживаниям,  и они способны будут влиять на его поведение в течении всей жизни.
Именно поэтому так важно скорректировать ситуацию еще там, в первые недели и месяцы жизни ребенка.   А для этого нужно как минимум признать право матери на негативные переживания в этот период,  потому что именно эти переживания должны стать поводом консультации у специалиста.  И цель специалиста здесь – не выявление недостатков матери и глубинная работа с ее личностью, а установление причины её эмоционального дискомфорта, поиск ее сильных сторон и ресурсов, благодаря которым может быть восстановлен адекватный контакт с ребенком  и удовлетворение как эмоциональных потребностей ребенка, так и устранение эмоционального дискомфорта матери.
Так  на что же следует обращать  внимание матерям, чтобы вовремя обратиться за помощью?
- вы стали более раздражительны
- вы стали более тревожны, у вас появились страхи
- ваше настроение стало часто меняться  от подавленности и плаксивости до нервозности и раздражения
- вы стали думать о себе хуже, ваша самооценка понизилась 
- вы испытываете чувство вины
- апатия и подавленность стали вашим обычным состоянием
- вы стали хуже себя чувствовать : частые головные боли, дискомфорт или боль в области сердца, тремор конечностей, нарушения сердцебиения и дыхания, мышечные спазмы, частые простудные заболевания, слабость.
Вам тем более следует получить хотя бы одну консультацию перинатального психолога, если:
- ваша беременность протекала тяжело и с осложнениями;
- вы перенесли тяжелые роды или вам сделали кесарево сечение
- вы пережили печальные события накануне или во время беременности
 - у вас были выкидыши или  потеря ребенка в предыдущих беременностях / родах
- вы долго не могли забеременеть  и переживали из-за этого
- когда-то ранее вы переживали депрессию или депрессия была у ваших близких (мать, отец)
- эта беременность не была запланированной,  стала для вас неожиданностью
Хочется также отметить , что ни удачный предыдущий опыт материнства, ни даже психологическое или педагогическое образование не могут застраховать  нас  от кризиса, который может возникнуть при рождении ребенка.  Ведь кризис этот возникает не в связи с рождением как таковым, а в связи с конкретными индивидуальными, исключительными, я бы даже сказала, факторами, существующими в этот конкретный период  рождения этого конкретного ребенка в этой конкретной семье у этой конкретной женщины.
Но есть и важный позитивный  момент, которым мне бы хотелось закончить свою заметку:  всего несколько консультаций перинатального психолога в большинстве случаев способны скорректировать ситуацию  и, действительно, сделать её позитивной и радостной.  Материнско-младенческая психотерапия – это краткосрочная терапия. Иногда сам факт признания права матери на отрицательные эмоции в этот период существенно снижает напряжение и позволяет избежать дальнейшего развития невроза.


Просмотров: 259
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Семейный кризис после рождения ребенка или почему многие пары не переживают первый год родительства?
  • ПОКИНУТОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • ПСИХОСОМАТИКА В РАМКАХ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Бабушки: как установить правильные отношения после рождения ребенка?
  • Как не разрушить семью после рождения первого ребенка?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Есть ли у ребенка выбор?
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Что такое дом в современном мире: как мы стали воспринимать самое безопасное место в мире
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ГЛАВНОЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛЕНИЯ
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Уберечь ребенка… от жизни.
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Роль отца в жизни ребенка
  • КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА С РОЖДЕНИЯ
  • Синдром удобного ребенка во взрослой жизни
  • Хобби ребенка: выбор между своим и родительским желанием.
  • Нужно ли учить ребенка давать сдачи?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь