Реакция кожи - "Мама, ты меня не любишь"

Одним из причинных факторов возникновения дерматоза является нарушение взаимоотношений матери и ребенка в раннем возрасте, поэтому в 91% случаев его начало приходится на первые два года жизни. Кожа ребенка является главным средством его контакта с матерью и  выражает его эмоциональное состояние. Дети, которые находятся в постоянном тесном физическом контакте с матерью, быстрее набирают вес, формируют психомоторные навыки, реже болеют и более спокойны. Такой контакт обеспечивает у ребенка чувство уверенности и защищенности. Грудные дети, которым отказано в физическом контакте с людьми, перестают развиваться, деградируют и, в конце концов, погибают. Таким образом, физическая связь в раннем онтогенезе эквивалентна эмоциональной. При  дефиците физического контакта с матерью ребенок начинает реагировать кожей. Появляются сыпи и диатезы. Впоследствии данное реагирование может закрепляться и переходить в хронический дерматоз.
Г.И.Смирнова указывает, что более 60% среди детей, страдающих аллергическими дерматозами, были на искусственном вскармливании, а около 30% были поздно приложены к груди.
По данным Е.Панконеси с соавт., около 100% детей, страдающих атипическим дерматитом, отвергались матерью. Ряд исследователей, работающих в рамках психоаналитической парадигмы, считают источником искаженного формирования границ внутреннего мира ребенка с окружающей средой  отсутствие эмоционального и физического контакта с матерью в раннем онтогенезе, что впоследствии приводит к психотическим, психосоматическим и невротическим расстройствам.
В исследовании Д.Смереста  показано, что пролонгирование лактации на пять месяцев способствует уменьшению риска нейродермита, несмотря на наследственную предрасположенность. Ю.М.Сааринен в результате 17-летнего  исследования показал, что грудное вскармливание без использования заменителей грудного молока в течение 6-ти и более месяцев  приводит к снижению  случаев возникновения атопического  дерматита.
Н.Пезешкиан среди факторов, провоцирующих кожные заболевания, важными  называл доминатность матери, отстраненность и холодность матери.
В рамках исследований Spitz, были обнаружены два значимых для возникновения болезни фактора. Дети имели матерей с инфантильной структурой личности, проявлявших к ним враждебность, замаскированную под боязливость, матерей, которые неохотно дотрагивались до них, неохотно ухаживали за ними и систематически воздерживались от кожного контакта с ними. Ребенок со своей стороны демонстрирует врожденную предрасположенность к повышенным кожным реакциям, которые ведут к усилению кожного представительства воспринимаемых психологических конфликтов, что в психоаналитической терминологии обозначается как «либидинозная загрузка поверхности кожи». Особенное значение имеет двусмысленное поведение матери: то, что от нее исходит, не соответствует ни ее внутренней установке, ни ее действиям в отношении ребенка. Автор иллюстрирует патогенную эмоциональную среду, воздействию которой подвергается ребенок, следующим примером: мать избегает соприкосновения с ребенком, ссылаясь на то, что не хочет причинить вреда столь нежному, хрупкому созданию; таким образом под маской заботы скрывается отвергание и враждебность.
Е.Слани  также большое значение уделял взаимоотношениям ребенка с атопическим дерматитом с отвергающей матерью. Н.В.Пережигина с соавт. исследовали раннее воспитание детей с атопическим дерматитом и пришли к выводу, что в их семьях родители эмоционально холодны. Для привлечения внимания родителей ребенок вынужден использовать телесный язык проявления эмоций.

Литература:
1. Павлова О.В. Основы психодерматологии / О.В.Павлова.- М.: Издательство ЛКИ, 2007.- 240с.
2. Пезешкиан Н. П. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. / Пезешкиан Н. П. – М.: Медицина,1996. – 464 с.
3. Пережигина Н. В. О природе алекситимии у детей, страдающих  бронхиальной астмой и атопическим дерматитом / Н. В. Пережигина, О. А. Тютяева // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер.:  Гуманитарные науки. –2008. –No 4. –С. 39–43

 



Просмотров: 619
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • ПСИХОСОМАТИКА В РАМКАХ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Нерешительность, или ребенок среди взрпослых "детей"
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Восемь типов взаимоотношений c матерью
  • Как использовать огонь злости, что бы стать более ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
  • ПОКИНУТОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Ребенок бьет маму — что делать и как реагировать?
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Масару Ибука о раннем развитии детей
  • Как быть настоящей еврейской матерью
  • Родители как светофор для ребенка: "Уважай закон дороги!"
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь