Подготовка к Детскому саду. Часть 5 из 7. Что делать?

Читайте первые части этого цикла, кликнув на анкету или другие публикации автора под этой статьей.

А в этой части цикла мы поговорим о том, чем вы можете помочь своему ребенку в первые недели знакомства с садиком.

Чтобы понять, как должны проходить первые дни ребенка в ДС, вспомним теорию обучения. Ведь адаптация – это и есть обучение ребенка новым правилам и нормам, принятым в ДС. Итак:

Шаг 1. Мастер делает, ученик смотрит.
Шаг 2. Мастер делает, ученик помогает.
Шаг 3. Мастер делает, ученик делает вместе с ним.
Шаг 4. Ученик делает, Мастер помогает.
Шаг 5. Ученик делает, Мастер смотрит.

Только пройдя все 5 этапов, ученик (ребенок), готов делать что-то самостоятельно.

Остается разгадать загадку, кто же Мастер. Ключевой характеристикой Мастера является отнюдь не знание предмета, а степень привязанности к нему ученика. Потому что без привязанности знания не передаются. Привязанность – это и есть та «трубочка», та связь, которая позволяет нам получать знания, умения и навыки у других людей.

Мораль: изначально Мастером является мама (или папа, или другой «свой взрослый»). Педагог садика только начинает выстраивать этот контакт, эту привязанность. И через некоторое время (у каждого ребенка и педагога – свое), педагог сможет выполнять функцию Мастера, а мама – спокойно доверить ребенка педагогу.

Технически грамотные мероприятия по адаптации ребенка к ДС выглядят так:

Шаг 1. Мама водит ребенка в ДС на 1-2 часа и находится с ним в группе.

Мама знакомит ребенка с педагогом. Мама все показывает, рассказывает, объясняет правила и тп. Мама сидит рядом с ребенком и делает все вместе с ним.

Тайминг: несколько дней (чем младше ребенок – тем дольше)

Шаг 2. Мама постепенно уменьшает свое участие в жизни ребенка в ДС, передавая инициативу педагогу.

Важно: НЕ другим детям! Педагогу! Безопасность ребенку может обеспечить только свой взрослый! Ваша цель – сделать педагога «своим взрослым», а не подружить ребенка с Катей и Петей!

В первые месяц-два сосредоточьте свое внимание только на педагоге. Если ребенок почувствует себя в безопасности и будет иметь надежные отношения с педагогом, то с Катей и Петей он подружится сам и без вашей помощи. С другой стороны, ни Катя, ни Петя не обеспечат ребенку поддержку, если «своего взрослого» в ДС он так и не найдет.

Ребенок строит отношения с педагогом, видя ваше отношение к педагогу. Педагог строит отношения с ребенком через вас.

Подробнее об этом я уже писала в статье о няне. Вы можете найти ее, кликнув на анкету или другие публикации автора под этой статьей.

Почитайте, там многие мысли применимы к педагогам в ДС и ВЫСТРАИВАЙТЕ ваши отношения с педагогами, если хотите, чтобы вашему ребенку было хорошо.

Передавая инициативу педагогу, мама постепенно перемещается сначала в дальний угол группы и уходит из контакта с ребенком в чтение книжки, потом, предварительно договорившись с ребенком и педагогом, уходит сидеть в раздевалку, потом (опять же по предварительной договоренности) – уходит в магазин (или куда вам нужно).

Важно по-прежнему соблюдать небольшое количество часов (2-3), возвращаться заранее или как минимум вовремя, частенько приносить ребенку листочки-цветочки-камушки-вкусняшки и рассказы о том, как вы о нем думали и скучали.

Как помочь ребенку пережить расставание, хорошо написано в статье О. Туркиной «Тысяча и один способ перекрывать разделение» (погуглите, здесь запрещены ссылки).

Тайминг 2 шага – от нескольких недель до нескольких месяцев, если ребенок очень маленький и в принципе не готов к ДС. Да-да, звучит страшно, я понимаю, но лучше медленно, но верно, чем побежать вперед, получить психологическую травму и нервный срыв, а потом долгие годы разбираться с последствиями для всех участников.

Свидетельство того, что можно переходить на следующий уровень – это устойчивое, спокойное и уравновешенное самочувствие ребенка «здесь и сейчас»!

При возникновении трудностей лучше обратиться за индивидуальной консультацией. В том числе если вам нужно «быстрее», если ваш ДС не разрешает проводить мягкую адаптацию и тп.

Шаг 3. Постепенно увеличивать количество часов, которые ребенок проводит в ДС.

Часто родители совершают ошибку, пытаясь увеличить количество часов на 1 или 2 шаге. Из-за этого ребенок уходит в срыв и регрессирует в адаптации. Увеличивайте количество часов постепенно, согласовывая это не только с педагогом, но и объясняя ситуацию ребенку заранее!

Рассказывайте, какие новые действия в садике предстоят ребенку в связи с увеличением времени. Объясняйте, какие ритуалы и правила связаны с этими действиями. Проговаривайте, после какого события вы придете его забирать.

Тайминг: обычно 1-2 месяца. Однако опять же помним, что возраст до 2,5 лет и травматичная личная история могут сильно изменить эти цифры.

Внимание! Если вы сложите тайминги первых 3 шагов, то в самом чудесном случае у вас получится 2 месяца. В "реалистичном" - 3.
В нормальном - до полугода.

Поэтому, дорогие мамы, начинайте водить ребенка в ДС минимум за 2-3 месяца до выхода на работу! Не стремитесь до последнего сидеть с ним дома! Лучше заранее начать бережную адаптацию, чем потом буквально "выбрасывать птенца из гнезда".

Шаг 4. Ребенок уже ходит в ДС на полный день, но долго он не выдержит такой нагрузки.

Чтобы ребенок не начал "уходить в болезнь" ради спокойного домашнего отдыха, лучше давать ребенку раз в неделю просто так побыть дома/с бабушкой/с кем-то еще из «своих взрослых».

Вы можете делать это на регулярной основе или по запросу ребенка в заданных рамках (например, 1 раз в неделю в определенный день).

Некоторые родители думают, что подобные «вольности» навредят будущей дисциплине в школе, однако это не так. При правильном использовании такие «выходные по запросу» формируют у ребенка личную ответственность, умение прислушиваться к своему организму и заботится о нем.

Если вы не можете обеспечить своему ребенку отдых среди рабочей недели, обязательно разгрузите выходные и сделайте их для малыша максимально «домашними» и «ленивыми», без забегов по гостям и магазинам. Постарайтесь побыть с ребенком в этом его «ленивом» режиме: поиграть, поговорить, почитать, пообнимать и позаботиться.

Разумеется, важно не нагружать ребенка кружками и секциями. Особенно в первый год-полтора после начала посещения ДС.

Тайминг: до 7 лет :)

P.S. Про «ленивые» выходные при пятидневной рабочей неделе:

Я совсем не сторонница идеи о том, что женщина должна быть всемогущим киборгом и успевать делать все (работать, вести хозяйство, заниматься детьми и мужем, иметь подруг и хобби, а также прекрасно выглядеть и всегда быть в хорошем настроении).

Я знаю историю развития общества, которая говорит о том, что никогда раньше женщина не воспитывала детей в гордом одиночестве. Поэтому я считаю, что важно привлекать к этому процессу все доступные ресурсы, в том числе ПАП, родственников, друзей, государственные и негосударственные учреждения и даже (о ужас!) помощниц по хозяйству и нянь!

Про последних и очень важных для меня людей написан цикл из 2 статей, который можно почитать, кликнув на анкету или другие публикации автора под этой статьей.

P.P.S. Про садик:

Я знаю, что мы живем в неидеальном мире, в котором есть масса враждебных к семьям ДС, которые не пускают родителей даже на порог, не говоря уже о том, чтобы терпеть их присутствие в группе во время адаптации ребенка.

Однако я не зря писала статью о ВЫБОРЕ ДС (где ее почитать, вы уже знаете) и очень надеюсь, что родители начнут выбирать садик активно, а не пассивно, как это было раньше. И будут интересоваться сутью происходящего с ребенком в группе и отношениями педагогов с детьми, а не внешним видом садика, качеством его ремонта и красотой детской площадки.

А главное - я верю в искусство коммуникации своих читателей и в вашу способность договариваться с администрацией ДС на нужные вам условия. А также в вашу мудрость подстроиться самим и подготовить ребенка, если существующую в ДС практику адаптации изменить нельзя.

Как обычно, спасибо вам, что читаете, приходите на консультации и вообще всячески поддерживаете мою деятельность.

Большое спасибо Ирине за рецензирование этого цикла! Ты сделала его приземленнее, конкретнее и полезнее!

Я буду рада ответить вопросы, отзывы и предложения в комментариях.
Автор – практикующий психолог Тамара Усачева


Просмотров: 282
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • 5 шагов эмоциональной поддержки ребенка (в том числе и внутреннего)
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Шаг к собственной свободе или как перестать быть ребенком и по-настоящему повзрослеть?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Как помочь ребенку делать то, что не хочется
  • Об эго-просветленных и о том, что делать, если вы попали в эту ловушку
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • «Мама-квочка» - горе для ребенка!
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Остаться в живых: что делать, если заблудился в лесу, и что предусмотреть заранее
  • Семейный кризис после рождения ребенка или почему многие пары не переживают первый год родительства?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь