Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Грибное лукошко для ёжика Тимошки» (Средняя группа)
Подготовила: Линецкая Айгюль Рауфатовна
Цель: закрепление знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.
Задачи:
- Развивать представления о съедобных и несъедобных ягодах и грибах;
- Формировать умение лепить грибы, используя природный материал (каштан вместо шляпки)
- Закреплять умения работать с пластилином, раскатывать комочек между ладонями прямыми движениями.
- Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно — логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание
- Обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к природе, учить беречь её.
- Воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование: картинки с изображением грибов, плакат «Грибы», аудиозапись «Звуки леса», аудиозапись медленной музыки, муляж гриба, игрушка ёжик, пластилин белого цвета, каштаны, клеёнки для лепки, салфетки для вытирания рук, образец грибочек.
Методы и приемы:
Практические: изготовление продукта детского творчества (лепка), пальчиковая гимнастика «Грибочки»; подвижная игра «Грибок».
Наглядные: рассматривание картинок по теме.
Словесные: вопросы к детям, беседа, загадки, чтение стихов.
Способы организации образовательной деятельности: беседа, создание игровой ситуации, проблемный вопрос, использование художественного слова (стихотворения), подвижные игры, вопросы, поощрение, художественная деятельность.
Предварительная работа: чтение стихотворения В. Сибирцева «За грибами», чтение сказки В. Сутеева «Под грибом», рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы», загадки о грибах, заучивание стихотворений по теме занятия; разгадывание загадок. Беседы с детьми на тему «В лес по грибы»,
«Съедобные и несъедобные грибы. Пластилинография «Грибок», аппликация «Грибочки», работа с гофрированной бумагой «Мухомор».
Активация словаря: съедобные, несъедобные, подосиновик, подберёзовик.
Ход НОД
Воспитатель:
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга). Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Погладить рука об руку, похлопать в ладоши). Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Погладить ножки)
Доброе утро, дети! Мы проснулись! (Поднять руки вверх!)
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей, давайте поздороваемся с ними. Посмотрим на них. Здравствуйте, наши дорогие гости!
Воспитатель: (прислушивается): Ой, ребята, давайте прислушаемся!
Кто-то к нам сюда бежит, Кто-то к нам сюда спешит Топнем, хлопнем мы дружней, Пусть отыщет нас скорей!
Весело похлопаем! (дети хлопают в ладоши) Ножками потопаем! (дети топают ножками)
Ёж:
Это я, колючий ежик Нет ни головы, ни ножек. Я листочками шуршу, Потому что к вам спешу.
Воспитатель: Здравствуй, ёжик! А как тебя зовут!
Ёж: Меня зовут Тимошка.
Воспитатель: Ой, а что это такое с тобой произошло. Почему ты плачешь Тимошка?
Ёж: Я хотел пойти в лес, собрать грибов, но вот беда, я не знаю где искать грибы и как их собирать. Я ещё маленький. Поэтому я не успею собрать запасы на зиму.
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Тимошке, научим и расскажем о грибах, а потом поможем собрать запасы на зиму.
Дети: Поможем.
Воспитатель: Из каких частей состоит гриб? (показ муляжа).
Дети: Ножка и шляпка.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Да, действительно грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях.
Воспитатель: Давайте и мы с вами отправимся в лес. (звучит аудиозапись «Звуки леса»).
«Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. (маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята, А во мху – лисички, Дружные сестрички. Подосиновик, груздок,
Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, (грозят указательным пальцем правой руки)
Украшай осенний бор
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе. (плакат с грибами)
Дети рассаживаются на коврике (на полянке).
Воспитатель: Дети, а все ли грибы можно собирать в лесу?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, грибы бывают съедобные и несъедобные. Давайте их вспомним. (Дети читают стихи и показывают картинку со своим грибом).
Лиля: У пригорка на дорожке Гриб стоит на толстой ножке. От дождя немного влажный, Белый гриб – большой и важный.
Света: До чего же хороши В красных шляпках крепыши! Я их рано поутру Под осиной соберу.
Степан: Нет грибов, дружней, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу!
Маргарита: Под берёзой впереди – Подберёзовик, гляди, На высокой стройной ножке… Ножка в крапинках немножко!
Соня: В шляпках модных, симпатичных, Яркий праздничный наряд… Сыроежками нас кличут, Но сырыми не едят.
Воспитатель: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Давайте, ещё раз хором скажем, как называются все эти грибы.
Дети: Съедобные грибы.
Физкультминутка «Ёжик».
Жил в лесу колючий ежик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки")
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах). Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг А ребятки в лес пришли, Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши). Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки") Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах) Научили бегать… (Бегают на месте)
Воспитатель: В лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные. Ребята, а какие грибы называют несъедобными?
Дети: Это грибы, которые в пищу нельзя употреблять.
Воспитатель: Давайте повторим: несъедобные грибы.
Отгадайте загадку
1. Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый...
Дети: Мухомор
(показ картинки)
Воспитатель: Вторая загадка:
Среди лесов, полей, болот Ядовитый гриб растет, В бледной шляпке с тонкой ножкой, Класть нельзя его в лукошко. Гриб опасный, гриб обманка,
Это бледная …
Дети: Поганка.
(показ картинки)
Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы»
Воспитатель: Молодцы! Грибы знаете! Собирать умеете! Съедобные от несъедобных отличаете? Вот это мы сейчас и проверим! Я буду называть грибы.
Если они съедобные – громко хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами. Будьте внимательны.
- Белый гриб! (Дети хлопают.)
- Моховик! (Дети хлопают.)
- Поганка! (Дети топают.)
- Боровик!
- Мухомор!
- Хлопушка! А-а-а! Нет такого грибочка! Я пошутила!
- Шампиньон!
- Подберёзовик!
- Сыроежка!
- Подосиновик!
- Рыжик!
- Чижик! Чижик-пыжик, где ты был? Да не гриб это, не гриб! Опять попались!
- Опёнок!
- Слонёнок! Это кто же слонёнка хочет съесть?
Воспитатель: Хорошо поиграли. Вспомнили грибы. Тимошка (обращаюсь к ёжику) ты запомнил, какие грибы съедобные, а какие нет?
Ёжик: Да. Спасибо, ребятки!
Воспитатель: А теперь мы с ребятами, как, и, обещали, поможем тебе собрать запасы на зиму. Мы с ребятками сделаем белые грибочки из каштанов и пластилина. Давайте, ещё раз вспомним, из каких частей состоит гриб. Это шляпки и ножки. Шляпка у нас с вами готовая – каштан. А ножку сделаем из пластилина. Берем белый пластилин, кладем на ладошку и начинаем раскатывать пластилин. Делаем ножку для грибочка. А теперь немножко сплющиваем. Вот получилась ножка. Теперь берём шляпку (для шляпки мы используем каштан).
Соединяем шляпку и ножку путем прижимания друг к другу. Но прежде чем приступить к выполнению задания, нам надо подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять. (В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы) Этот пальчик в лес пошёл, (массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца) Этот пальчик гриб нашёл,
Это пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, А этот пальчик всё съел От того и потолстел!
Воспитатель: А теперь присаживайтесь за столики, будем лепить грибочки.
(звучит мелодия).
Самостоятельная деятельность детей, по необходимости оказывается помощь.
Воспитатель: Тимошка, посмотри, какие у нас красивые грибочки получились. Ты рад Тимошка?
Ёжик: Спасибо вам ребята за помощь. Очень много запасов сделали мне на зиму.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Вам понравилось, ребята? И на прощание я предлагаю сыграть с нашими гостями в нашу любимую игру «Грибок».
Игра «Грибок»
Все игроки встают в круг, берутся за руки. «Грибок» — ребёнок сидит в центре круга. Дети двигаются по кругу, произнося слова:
Гриб-гриб-гриб-грибок, крепенькая ножка! Мы тебя кормили, мы тебя поили, На ноги поставили (вместе поднимают грибок), Танцевать заставили (грибок танцует, все хлопают в ладоши). Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!»
«Грибок» выбирает нового грибка, а сам становится в круг.
Воспитатель. А сейчас ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями. Спасибо за внимание!
|