Конспект занятия по ПДД на тему: «Правила перехода улиц и дорог» (Средняя группа) Введение. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта, особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста на дорогах. Актуальность обучения детей правилам дорожного движения, в наше время не вызывает сомнений. Задача педагогов систематизировать знания детей о ПДД, сформировать конкретные навыки и модели поведения на дорогах. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности. В современном детском саду в каждой группе должен быть оборудован уголок по ПДД, где находятся макеты микрорайона, карты-схемы, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр по данной теме, художественное слово.
На участке детского сада имеется разметка дороги. Педагогами в каждой возрастной группе разработаны перспективные планы по обучению детей правилам дорожного движения. Учитывая, что основной формой обучения детей дошкольного возраста является игра, изучение правил поведения на дорогах построено в форме дидактических, познавательных игр и целенаправленного неоднократного повторения основных элементов поведения на дорогах и различных разноуровневых ситуационных заданиях. Конечно же, одной из главных форм обучения детей по ПДД является занятие. Немаловажную роль имеют праздники и развлечения по данной теме с участием сотрудников ПДД ,педагогов, родителей. Также организуются для детей, экскурсии, целевые прогулки по улицам города. Проводится работа с родителями по темам, организуются консультации, размещается наглядная информация в родительский уголок, приглашаются родители на праздники по ПДД. Правила дорожного движения пытались создать тогда, когда по дорогам ездили в конных экипажах. Еще в 1663 году был издан указ царей Петра и Иоанна, чтобы кучер управлял лошадью не вожжами, а сидя верхом. В 1730 году появился другой указ, чтобы извозчикам и всем конным ездить с опасением, осторожностью и смирно. А кто нарушал это правило, того наказывали кнутом и даже ссылали на каторгу. В 1812 году было введено правостороннее движение, ограничение скорости и требование к техническому состоянию экипажа. Но, к сожалению, для пешеходов правил еще не было, и они как хотели, так и ходили. Когда появились автомобили, работающие на бензине, появились новые правила. За границей они были очень смешными. Например, в Англии впереди автомашины должен был идти человек с красным флагом и предупреждать всех о том, что едет транспорт. А во Франции скорость автомобиля не должна была превышать скорости пешехода. Представляете, как ползли экипажи. В Германии владелец должен был заранее заявить в полицию, по какой дороге поедет его автомобиль. А ночью вообще нельзя было ездить. И, наконец, в 1968 году в городе Вене были разработаны международные правила и изобретены современные знаки. Кстати, знаки стали появляться уже давно! Например, еще в Древнем Риме через определенные расстояния устанавливались каменные столбы - указатели. А наши предки, славяне, ставили вешки из сучьев и делали затесы на стволах деревьев. В степи укладывались камни, а на перекрестках ставились кресты. В 1909 году в Париже пытались изобрести международные знаки. Их было целых четыре! И, наконец, в Вене, в том же 1968 году была принята международная конвенция о знаках. Их было уже 126! Главное, что надо знать детям, - это то, что на дорогах нужно быть очень внимателъным. Конспект занятия по ПДД в средней группе. Тема: «Переход улиц и дорог». Программное содержание: 1.Продолжать знакомить детей с правилами перехода через дорогу. 2.Формировать координацию движения и реакцию на цветовой сигнал. Развивать слуховую и зрительную память. 3.Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, желание оказывать помощь друг другу. Методические приемы: Наглядные, игровые, словесные, художественное слово. Решение проблемных ситуаций. Словарная работа: Дорожный знак, светофор, пешеходный переход, пешеход. Оборудование: Демонстрационный материал: макеты дорожных знаков -«пешеходный переход», «надземный переход», макет светофора, мольберт, большой дорожный знак «Пешеходный переход». Сюрпризный момент: воздушные шары красного, желтого, зеленого цвета. для Каждого ребенка- светофорики. Предварительная работа: Экскурсия к дороге для наблюдения за работой светофора, за поведением пешеходов на переходе. Рассматривание дорожных знаков на перекрестке и дороге. Знакомство детей с историей возникновения правил дорожного движения. Ход занятия. Роли Незнайки и шофера исполняют взрослые. Занятие проводится на улице, если на территории детского сада есть разметка дороги. Если нет создать макет дороги в зале. Дети сидят на скамейках. Дорожные знаки прикреплены на мольберте - закрыты. У Незнайки в руках шарики по количеству детей. Незнайка собирается переходить дорогу. - Так, надо переходить дорогу. Как ее переходить, я уже забыл... По-моему на красный свет... Или на синий? А! На оранжевый! Вспомнил! Где тут у нас оранжевый свет? На светофоре? Правильно! А где у нас светофор? Ой, как далеко! А перейду прямо здесь. Зачем далеко ходить... Незнайка идет через дорогу, а там едет машина. Шофер увидел Незнайку и остановился. Незнайка от испуга замирает посередине дороги. Незнайка:- Ты что! Не видишь, что я иду! Шофер:- А ты не видишь, что я еду! (К спорящим подходит воспитатель). Воспитатель:- Аи - яй - яй! Незнайка ты нарушил правила перехода через дорогу. Хорошо, что все обошлось без жертв. -Ребята, почему здесь нельзя переходить дорогу? По городу, по улице Не ходят просто так -Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак. Все время будь внимательным И помни наперед: Свои имеют правила шофер и пешеход! В:- Ты Незнайка должен выучить правила перехода через дорогу. Садись и будем заниматься. ( Незнайка садится на скамейку к детям). В:- Главное, что надо вам дети, знать - это то, что на дорогах нужно быть очень внимательным. А потому я должна проверить: внимательны наши дети или нет. ( Проводится дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый») Дети встают со своих мест. В:- Все вы знаете, что красный свет светофора располагается вверху. Поэтому я прошу вас поднять руки вверх. Желтый сигнал располагается по середине. Прошу всех вытянуть руки перед собой. А вот зеленый сигнал располагается внизу, и мы все опускаем руки вниз. В:- Теперь будете внимательны! Я буду называть вам цвета, а вы должны показать руками нужное положение. Не ошибайтесь, потому что тогда вам придется выйти из игры и сесть на место. В:- Молодцы ,ребята! Вы очень внимательные, и надеюсь, что при переходе через дорогу будете также внимательны. (Ставится макет светофора на дорогу). Реб.:- Знаем без сомнения Правила движения Маленьким и взрослым Выучить их просто. Реб.:- Тем, кто ходит, бегает, Лает, кукарекает, Вам, ребята, тоже Все их надо знать, И не только знать, Но и выполнять. Реб.:- Вот зажегся красный свет, Мы даем простой ответ: Чтобы избежать беды, Ты остановись и жди. Реб.:- В море и на суше. Знать как можно лучше Надо эти правила, Это вы должны понять. Реб.:- Там, где уважение К правилам движения, Там всегда спокойствие Реб.:- Вот горит зеленый свет. Снова мы даем ответ: Свет зеленый - не забудь - Продолжаем мы свой путь, ( Н.:- А если нет светофора, то где можно переходить дорогу? (Детям дается возможность решить эту проблему, ( Для этого открываются дорожные знаки на мольберте: «Пешеходный переход», «подземный переход», «надземный переход». Дети выбирают дорожный «пешеходный переход». Знак ставится у дороги В.:- А как правильно переходить дорогу? Правильно! Надо посмотреть налево, пройти до середины, посмотреть на право. В.:- А теперь я хочу проверить, кто лучше запомнил правила перехода дороги. Вы ребята или Незнайка? Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. 1. Какой сигнал светофора разрешает движение? (Зеленый) 2. Какой сигнал светофора запрещает движение? (Красный) 3. Что означает желтый сигнал светофора? (Внимание) 4. Можно ли двигаться на желтый сигнал светофора? (Нельзя) 5. Что означают белые полоски на проезжей части? (Пешеходная дорожка) В.:- Молодцы ребята. Теперь вы знаете, как вести себя на дорогах! Незнайка благодарит детей и воспитателя, дарит шарики и светофорики. Уходит. Приложение №1. Дидактические игры по правилам дорожного движения. Дорожные знаки. Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу. Игровые задания: Ориентироваться в дорожной ситуации. Правила игры. Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил. Материал: Медальоны - дорожные знаки; медальоны - легковые и грузовые машины различного назначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки. Игра: Дети делятся на пешеходов, дорожные знаки, автомобили и надевают на себя соответствующие медальоны- атрибуты. Дорожные знаки занимают свои места. Вначале в путь отправляются пешеходы. Нарушивших правила движения знаки задерживают. Автомобили оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных - знаки задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожного движения. Дорожные знаки. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленны): предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки приоритета, сервиса, дополнительной информации. Половинки карточек с изображениями дорожной ситуации ведущий раздаст детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем они называют вид дорожных знаков. Приложение Загадки. 1. Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на тонких курьих ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус) 2. Что такое, отгадай: Не автобус, не трамвай, Не нуждается в бензине, Хоть колеса на резине. (Троллейбус) 3. Под землей огни горят. Под землей дворцы стоят. Под землей чудо мчится. Сядь - и можешь прокатиться. (Метро) 4. Наш приятель тут как тут, Всех домчит за пять минут. Эй, садись, не зевай, Отправляется ... (Трамвай) Место проезжей части, где следует переходить улицу. (Переход) Знает твердо детвора - на дороге, у дороги запрещается ... (Игра) «Баранка» автомобиля. (Руль) В два ряда дома стоят Десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. (Улица) 9. Человек за рулем, (водитель) 10. Что за чудо - сидит дом, Окна светятся кругом. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) 11. Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь, Я машинам помогаю И тебе хочу помочь. (Светофор) L2. Два братца убегают, два догоняют. (Колеса) Приложение №3 Игры по правилам дорожного движения. Игра «Трамвай» (МЛ.-СР. ВОЗРАСТ) Дети встают вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободной рукой они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, с другой стороны -левой). Воспитатель находит в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка - желтый, зеленый, красный. Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета - дети бегут - «едут». Добежав до воспитателя, смотрят, если цвет сменился - меняется движение детей. Если желающих много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, он замедляет ход и останавливается, одни пассажиры входят, другие - заходят. Воспитатель поднимает зеленый флажок: «Поехали!» Можно заменить трамвай на автобус или троллейбус. Игра «Стоп» (ст. возР.) На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадке очерчивается кружком (диаметром 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай, Стоп!» При этих словах все играющие продвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «Стоп!» Все останавливаются, водящий быстро оглядывается, того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращается на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...» и т.д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!» Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп!» ТОТ, кому удалось это сделать, становится водящим. Игра «Цветные автомобили» (мл.- ср. возр.) Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они - автомобили каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадке). Он держит в руке три цветных флажка. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении), на ходу они гудят подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется. Воспитатель может поднимать 1,2 или все 3 флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словами: автомобили (называет цвет) остановились. Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным, например: «Выезжают синие автомобили», «синие автомобили возвращаются домой». Приложение Конкурс пословиц и поговорок 1. Плохому началу - плохой ... конец. 2. Опасайся бед, пока их ... нет. 3. На леченой кобыле далеко не ... уедешь. 4. Любишь кататься - люби и саночки ... возить. 5. Тише едешь - дальше ... будешь. 6. Поспешишь - людей ... насмешишь. 7. Доброму совету цены ... нету. 8. Большому кораблю - большое плавание. 9. Предупреждение - то же бере... жение. 10. Медленно, но вер... но. Приложение №5 Викторина. ВОПРОС 1. Какой сигнал светофора разрешает движение? ОТВЕТ: Зеленый. ВОПРОС 2. Какой сигнал светофора запрещает движение? ОТВЕТ: Красный. ВОПРОС 3. Что означает желтый сигнал светофора? ОТВЕТ: Внимание. ВОПРОС 4. Можно ли двигаться на желтый сигнал светофора? ОТВЕТ: Нельзя. ВОПРОС 5. Что означают белые полоски на проезжей части? ОТВЕТ: Пешеходная дорожка. ВОПРОС 6. Везде ли размечены пешеходные дорожки и что их заменяет? ОТВЕТ: Разметка есть не везде, ее заменяет знак «Пешеходный переход». ВОПРОС 7. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход? ОТВЕТ: По правой. ВОПРОС 8. По какой стороне пешеходного перехода должен двигаться пешеход? ОТВЕТ: Также по правой. ВОПРОС 9. В каком месте можно переходить проезжую часть в городе, если нет ни перехода, ни светофора? ОТВЕТ: На перекрестке (вдоль линии тротуара). ВОПРОС 10. В каком месте можно переходить проезжую часть в сельской местности, если нет ни перехода, ни светофора, ни перекрестка? ОТВЕТ: Там, где дорога хорошо просматривается. ВОПРОС 11. Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом? ОТВЕТ: Нельзя! ВОПРОС 12. Можно ли ходить по краю тротуара или бордюру? ОТВЕТ: Нельзя! ВОПРОС 13. Можно ли играть на проезжей части? ОТВЕТ: Нельзя! ВОПРОС 14: Можно ли играть на железнодорожных путях? ОТВЕТ: Нельзя! ВОПРОС 15 (демонстрируется знак «Пешеходный переход»). Что это за знак и как им пользоваться? ОТВЕТ: Знак «Пешеходный переход». Если есть такой знак, то переходить проезжую часть следует только в зоне его действия. ВОПРОС 16 (демонстрируется знак «Подземный пешеходный переход»). Что это за знак и как им пользоваться? ОТВЕТ: Знак «Подземный пешеходный переход». Переходить проезжую часть следует только по подземному пешеходному переходу. ВОПРОС 17 (демонстрируется знак «Проход закрыт»). Что это за знак и как им пользоваться? Список используемой литературы. 1. Учебное пособие. Обучение детей дошк. возраста правилам безопасного поведения на дорогах, (региональный стандарт) Под редакцией Артемьевой Л.А., Мисягина Ю.Д., Романовой О.Д. г.Казани 1995г. 2. Учебный план программа обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошк-ых образовательных учреждениях. Под редакцией Халиуллина И.А., Шуралева С.Г., Романовой О.Д. Казань 1995г. 3. « Как обеспечить безопасность дошкольников» под ред. К.Ю. Белая, В.Н. Зимокина, Москва «Просвещение». 2001г. 4. Р.П. Бабина «Советы дяди Степы». Учебное издание «Безопасность на улицах и дорогах» г. Назрань «ACT- ЛТД» 1997г. 5. Фатеева СВ. Детские музыкальные праздники . : Сборник.- М.: Лабиринт-Пресс, 2000.- 432 с. 6. « Азбука дорожной науки» Булатов М.Р., Галимов И.Г., Ершов А.Н. Казань, «Элодея» 1998г. 7. М.А. Русакова «Аппликация» раздел «Бумага» Москва «Просвещение» 1987г. 8. Справочник по трудовому обучению. Щейтлин Н.Г., Демидов А.Н. Москва «Просвещение» 1983г. 9. «365 моделей оригами». Сержантов Т.В., Москва «Арис- пресс. Ральф» 1998г. 10.« 100 оригами» Долженко Г.И. г. Ярославль «Академия развития» 1999г. Список используемой литературы. I. Учебное пособие. Обучение детей дошк. возраста правилам безопасного поведения на дорогах, (региональный стандарт) Под редакцией Артемьевой Л.А., Мисягина Ю.Д., Романовой О.Д. г.Казани 1995г. I. Учебный план программа обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошк-ых образовательных учреждениях. Под редакцией Халиуллина И.А., Шуралева С.Г., Романовой О.Д. Казань 1995г. S. « Как обеспечить безопасность дошкольников» под ред. К.Ю. Белая, В.Н. Зимокина, Москва «Просвещение». 2001г. . Р.П. Бабина «Советы дяди Степы». Учебное издание «Безопасность на улицах и дорогах» г.Назрань «ACT- ЛТД» 1997г. >. Фатеева СВ. Детские музыкальные праздники . : Сборник.- М.: Лабиринт-Пресс, 2000.- 432 с. >. « Азбука дорожной науки» Булатов М.Р., Галимов И.Г., Ершов А.Н. Казань, «Элодея» 1998г. 7. М.А. Русакова «Аппликация» раздел «Бумага» Москва «Просвещение» 1987г. *. Справочник по трудовому обучению. Щейтлин Н.Г., Демидов А.Н. Москва «Просвещение» 1983г. ). «365 моделей оригами». Сержантов Т.В., Москва «Арис- пресс. Ральф» 1998г. 1О.« 100 оригами» Долженко Г.И. г. Ярославль «Академия развития» 1999 г.
|