|
Адлер Билл » Перехитрим малышаВ качестве предупреждения на каждой детали оборудования должен быть наклеен призыв: «Не оставляйте детей без присмотра!»
Любители качелей
Дженифер с самого начала понравились качели. Они стали самым быстрым и надёжным способом укачать её, чтобы она уснула. В первые недели мы безрассудно прибегали к их помощи. Чтобы наша малютка мирно спала долгими часами ночью, нужно было лишь запустить механизм. Иногда шум мотора беспокоил её. И она, слегка вздрогнув, просыпалась на несколько секунд, но тут же опускала головку и засыпала снова. Однако девять месяцев спустя ситуация уже не казалась нам такой чудесной. Дженифер настолько привыкла к качелям, что не могла заснуть ни днём ни ночью без укачивания. Кроме того, к этому времени она уже весила больше восьми килограммов. Механизм не мог долго работать без «подзарядки», и нам приходилось подниматься каждые несколько минут, чтобы запустить качели. Иначе малышка начинала плакать. К году мы поняли, что должны во что бы то ни стало отлучить её от них. Это было очень трудно. Да, качели – это замечательно, но в меру, и ни в коем случае не начинайте качать в них очень маленьких детишек, иначе они «попадутся на крючок», как наша Дженифер.
Андреа В., Силвер Спринг, Мэриленд
Однажды мой муж Тони пошёл с Ти Джем на детскую площадку. Ти Джею было примерно год и три месяца. Они не возвращались оттуда довольно долго и я начала волноваться. Однако, получив в распоряжение немного времени, я с увлечением принялась за чтение нового детективного романа. Вдруг зазвонил телефон. Это был Тони, звонивший по сотовому с детской площадки. Он сказал, что я должна прийти и помочь ему, потому что Ти Джей сидит на детских качелях и ему это так нравится, что Тони не может увести его с площадки. «Так вытащи его! – сказала я, недоумевая, как это семидесятидвухкилограммовый мужчина не может справиться с десятикилограммовым ребёнком. – Неужели это так трудно?» «Я … я не могу, – настаивал он. – Ты должна прийти и увидеть всё сама». Я села во вторую машину и поехала. Уже смеркалось и все водители с детьми давно разошлись по домам. Только Ти Джей, визжа от радости, сидел на качелях. Рядом стоял муж с мрачным лицом и всё толкал качели. Однако при моём появлении он оживился. «Перестань качать и вытаскивай его оттуда! – произнесла я вместо приветствия. – Неужели мне для этого нужно было сюда ехать?»
Тогда Тони показал мне, что произойдёт, если он прекратит качать. Вцепившись железной хваткой в защитную перекладину перед ним, Ти Джей начал вопить. Чтобы снять малыша с этих качелей, надо приподнять защитную перекладину. Одной рукой вы должны придерживать её над головой ребёнка, а другой одновременно снимать его с сиденья. Но если малыш сопротивляется, невозможно одновременно держать эту планку и вынимать его. Тони был прав – это работа для двоих. Мы принялись отгибать крошечные, но невероятно сильные пальчики Ти Джея, которыми он обхватил перекладину, затем Тони быстро приподнял планку, но Ти Джей мгновенно намертво ухватился за боковые стенки качелей, так что теперь нам пришлось высвобождать по руке каждому. Наконец, после долгого сопротивления, Тони удалось вытащить его, кричащего и брыкающегося отнести в машину. После этого случая, когда бы мы ни ходили на детскую площадку, всегда вначале присматривались, нет ли там подобных качелей с перекладиной и избегали их как могли.
Марси П., Сарасота, Флорида.
Мой сын Мэтью – неутомимый исследователь. Он перелезает через решетку перед лестницей, как горный козел, а добраться до книжных полок для него так же просто, как подняться по лесенке горки на детской площадке. Чтобы открыть запертый на замок шкаф, муж тратит больше времени, чем Мэтью. Я не справляюсь с ним, но думаю, что альтернатива этому – большую часть времени ограничивать его пространством манежа, чего мне не хочется делать. Что я могу предпринять? Ваш сын любопытен, значит, предоставьте ему безопасное место, где бы он мог удовлетворить свое любопытство. Удалите замки со шкафов, легко доступных для Мэтью, но предварительно уберите из них все, что может быть опасным для него. Все моющие, фармацевтические средства и прочие предметы для ухода за здоровьем и внешностью сложите на верху в наименее доступных для малыша шкафах, закрыв их на другие замки. Учитывая ловкость рук вашего малыша, рекомендуем приобрести велосипедную цепь и висячий замок, который можно открыть, только набрав определенную комбинацию. Посмотрим, как справится с ним ваш маленький Гуддини! В нижних шкафах, доступных для мальчика, можно хранить безопасные предметы: миски, сковородки, бумагу, пластиковые изделия, упакованные продукты и т.п. Покажите, что находится в шкафах, тогда эти пространства перестанут быть для него таинственными, потеряют ореол запретности. Осмотрев все самостоятельно, он, возможно, больше не станет возвращаться к ним. Однако, если Мэтью человек настойчивый, он может решить, что иногда необходимо вносить изменения, так что время от времени он будет вытаскивать из этих шкафов вещи. Если для вас не составит особого труда складывать их обратно после таких «набегов», попутно преподайте малышу урок, что не каждый ящик шкафа можно открывать. Скажите что-нибудь вроде: «Нет, Мэтью! С этим нельзя играть!» Если он не послушается, снова повторите. Строго велите ему немедленно закрыть дверцу шкафа. Если малыш проигнорирует и второе предупреждение, можно на время посадить его в манеж «отдохнуть». Возможно, придется преподавать этот урок несколько раз, прежде чем сынишка усвоит его. Зато после этого дом станет гораздо более безопасным местом. В дополнение к этому выделите ему одно или два специальных места в полное его распоряжение, где все будет располагать к поиску сокровищ. Специально для него поставьте шкаф с забавными сюрпризами. Пластмассовая или деревянная игрушечная кухня с буфетом прекрасно подойдет для этого; кроме того, можно использовать любой игрушечный шкафчик или нижний выдвижной ящик кухонного шкафа. Сложите в этом ящике забавные сюрпризы: старые шарфы и галстуки, бусы, пустые коробочки для яиц, картонные коробки, а в них вложите несколько маленьких коробочек, деревянные ложки, аптечные резинки, картонный стержень от использованного рулона туалетной бумаги, огромные пластмассовые скрепки для бумаги и прочие, не опасные для ребенка домашние мелочи. Время от времени меняйте содержимое этого ящика, чтобы при каждом исследовании малыш мог обнаружить что-то новенькое. Если хотите, можно оборудовать в доме специальную комнату, безопасную для малыша, где с ним не случится неприятностей. Таким образом, не ограничивая его жизненное пространство манежем, вы сможете чувствовать себя спокойно, зная, что в его распоряжении – целая комната. Для этого может быть использована любая изолированная комната с закрывающейся дверью, а не низкой решеткой. Чтобы вам было легче присматривать за ним из соседней комнаты, установите дверью с застекленным верхом или датскую дверь (верхняя и нижняя половины двери открываются и закрываются независимо друг от друга). В комнате зачехлите розетки, спрячьте электрические шнуры, вынесите все, что может быть опасным. Обставьте комнату специальной пластмассовой детской мебелью, пол застелите мягким, но сверхпрочным при выведении пятен покрытием. Набросайте в нее много игрушек; добавьте приспособление для двусторонней связи с ребенком или двусторонний детский монитор, а если есть деньги, то настоящий видеомонитор. Теперь у вас будет безопасное место, где вы спокойно сможете на время оставить малыша, если вам понадобится отойти. Смысл применения системы двусторонней радиосвязи (в отличие от односторонних мониторов для грудных младенцев) состоит в том, что у вас будет возможность разговаривать с малышом из другой комнаты, сообщать, когда вы придете. Он будет знать, что вы слышите и ответите на его зов. Еще один электронный прибор, который поможет на этой стадии – портативный детектор движения. В магазинах, где продаются приборы для домашней сигнализации, их предлагают в целях охраны ограниченного пространства – например, отдельно стоящего гаража, при этом не подключая к общей системе сигнализации дома. Мы широко пользовались детекторами движения, когда нашим детям было от одного до пяти лет. Это позволяло нам на расстоянии знать, в какие комнаты они входят. Например, чтобы ни запирать гостиную, в которой находилось много хрупких предметов, мы включили детектор, находившийся в коридоре. Когда кто-то проходил мимо, раздавался сигнал. И прежде чем малышка попадала в «запретную зону», мы подбегали и направляли ее в другую сторону. Подобную систему можно сделать и в других «опасных зонах». Установите перед лестницей предохранительную решетку, а звуковой детектор движения расположите на одной из ступенек. Если ваша малышка заберется на эту решетку, зазвучит сигнал тревоги, вы успеете подбежать и снять ее оттуда. Довольно скоро в детском сознании сигнал детектора начнет ассоциироваться с вашим появлением, а значит, и с определенными ограничениями в передвижении. Детекторы движения работают на батарейках и стоят от тридцати до шестидесяти долларов за штуку, так что использовать их следует только в местах, более всего нуждающихся в охране. Если упомянутые средства вам не по карману, советуем обратиться в профессиональную компанию, занимающуюся обеспечением безопасности детей в доме. Что касается применения упомянутых средств, есть один момент, внушающий нам беспокойство: может возникнуть искушение полагаться исключительно на все эти барьеры и замки. Вам редко придется произносить слова: «Нельзя, не трогай это!» Ваш ребенок может не узнать, какие вещи в доме опасны. Как следствие, он может не понимать, что можно трогать, а что нельзя, когда окажется в другом, менее приспособленном для детей доме. Все рассмотренные способы защиты ребенка нужны как дополнительные меры, после объяснений, показов, демонстрации опасных мест. Это не первая линия защиты.
ГЛАВА 10 Как уложить ребенка спать
А теперь приступим к самому трудному вопросу – проблеме номер один для родителей грудных младенцев и малышей: как добиться того, чтобы ребенок хорошо спал? Мы оставили этот вопрос почти на самый конец книги, потому что не хотели начинать ее с пораженческих высказываний в ответе на этот вопрос: Никак. На свете нет такого средства, способного заставить человека спать. Чем больше вы будете заставлять ребенка спать, тем больше стрессов он будет получать, а чем больше стрессов, тем меньше вероятность наступления сна. Этими словами можно было бы закончить главу, сэкономив массу времени и хлопот. Но тогда у вас может зародиться сомнение в ценности книги, включающей главу «Некоторые советы, касающиеся сна ребенка». У нас действительно есть некоторые полезные идеи на этот счет. Но мы не обещаем, что следование им действительно позволит вам успешно перенести вашего «бессонного» малыша в страну снов. Самое лучшее наше предложение будет не прямым, а опосредованным. Мы можем помочь вам спланировать время так, что вы сами сможете немного поспать, если малыш будет бодрствовать по ночам больше, чем хотелось бы. Думаем, что сможем указать на простые ошибки, совершаемые многими родителями и которых можно избежать. В приведенных ниже вопросах и ответах найдите разделы, начинающиеся словами: «Чего не следует делать». Прежде чем перейти к первому вопросу, начнем с рекомендаций о том, как спланировать ваше время. Если малыш требует внимания значительную часть ночного времени, выберите в течение дня любое свободное время, чтобы поспать самим. Пока ваш малыш спит, отбросьте все неотложные дела – например, просмотр корреспонденции, ответы на телефонные звонки или роман, который все советуют прочитать. Что касается пунктуальности, то обычно люди не ждут многого от родителей с маленькими детьми. Они отнесутся с пониманием к тому, что на их письма и звонки отвечают не сразу. Попытка писать или звонить в вашем нынешнем состоянии крайнего дефицита сна может создать путаницу. А тот замечательный роман, который вы собирались прочитать, может еще годик подождать.
Доктор Фербер против доктора Сирса
Во введении к этой главе мы признались в том, что нет способа заставить спать «бессонного» ребёнка и поэтому не берёмся давать родителям советы по данному вопросу. Однако не все специалисты по детскому воспитанию думают так. Есть люди, с радостью готовые давать родителям советы, касающиеся этой труднейшей из проблем. Проводя исследования в процессе написания данной книги, мы изучали другие работы по семейному воспитанию. Но как только мы доходили до вопросов сна, обнаруживалось следующее: двое авторитетных специалистов по проблемам сна у детей написали свои книги, в которых описываются особые методы, дающие результаты в случае страстной веры и скрупулёзного следования им. Беда в том, что оба эти специалиста по вопросам сна высказывают совершенно противоположные точки зрения как относительно характера проблемы, там и способов её решения. Один из экспертов – доктор Ричард Фербер – директор Центра нарушений сна у детей Бостонской детской больницы. Его книга называется «Решаем проблему сна вашего ребёнка» (« Solve Your Child ’ s Sleep Problems » ); она печатается с 1985 года и продаётся большими тиражами. Другой эксперт – доктор Уильям Сирс – член консультативного совета журнала «Семейное воспитание» («Parenting magazine »), автор десятков учебников по педиатрии и семейному воспитанию, включая «Nighttime Parenting » («Проблемы ночного сна ребёнка »). Как и книга Фербера, учебник Сирса, посвящённый проблемам сна у детей, стал бестселлером с момента его публикации. Прочтите Фербера, проследите его метод, и вы поймёте, что привычке хорошо спать следует обучать с младенчества. Необходимо, чтобы дети научились спать самостоятельно. Их не надо укачивать, нянчиться с ними или позволять спать в постели родителей. Кто-нибудь из родителей должен уложить ещё бодрствующего ребёнка в детскую кроватку, находящуюся в его комнате, поцеловать и, пожелав доброй ночи, учти. Если ребёнок будет плакать вслед, родитель должен подождать некоторое время, затем войти в комнату и снова пожелать малышу спокойной ночи. Нельзя брать ребёнка на руки, кормить или предпринимать какие-либо попытки успокоить его. Фербер предлагает схему, насколько долгими должны быть эти «визиты» родителей и что следует и чего не следует делать в это время. Подобные предписания он даёт и относительно пробуждения малыша среди ночи. Он доказывает, что если добросовестно следовать его методу, то он эффективен практически для всех детей в любых ситуациях, о чём свидетельствуют миллионы родителей, достигшие хороших результатов. Миллионы других родителей, являющихся приверженцами диаметрально противоположного метода доктора Сирса, осуждают подход доктора Фербера, называя его жестоким и бесчувственным и поражаются тому, как родители могут уйти, оставив в кроватке несчастного плачущего ребёнка. Просматривая чаты электронной почты, на которых шло обсуждение проблемы сна (или скорее крик души в сообщениях, написанных заглавными буквами), мы обнаружили, что самым распространённым словом, которым ругали доктора Фербера, было «нацист сна» («the sleep Nazi»). В книге «Проблемы ночного сна ребёнка», а также во многих других своих трудах доктор Сирс, гуру «анти-ферберитов», пишет, что ребёнок может находиться в постели родителей. Вполне естественно, когда кормящая грудью мать и её дитя спят вместе, малыш, оказавшись отдельно от мамы – источника тепла, заботы и пищи – конечно же будет нервничать и просыпаться по ночам. Сирс пишет, что оставленный в отдельной кроватке ребёнок чувствует себя брошенным. Крик малыша, оставленный без ответа, отнюдь не «учит» его засыпать самостоятельно; на самом деле из этого опыта малыш выносит чувство, что никому до него нет дела и что он не может полагаться на то, что его собственные родители действенно откликнутся на его нужды. Малыш с самого начала учится быть недоверчивым и обособленным от семьи. Категория: Библиотека » Педагогическая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|