Адлер Билл » Перехитрим малыша



15 страница


5. Реально осуществимым. Если ваш ребенок не хочет уходить из парка, когда уже пора, не заявляйте, что уйдете домой без него. Тем не менее можно сказать ему: «Если ты не будешь готов уйти в ближайшие пять минут, то мы не сможем посмотреть сегодня фильм».  

6. Таким, чтобы ребенок не хотел его повторения в ближайшее время. Не стоит отсылать ребенка в его комнату со всеми игрушками, если это его любимое место. Унесите оттуда некоторые игрушки на время наказания или поставьте «штрафной» стул на кухне, подойдет любой другой менее интересный угол в доме.  

 

 

Недостатком применявшихся мер наказания было то, что вы не соблюдали приведенные выше критерии. Вашу девочку, по-видимому, не беспокоит угроза провести время наказания на «штрафном» стуле в любимой комнате (см. пункт 6). Она прекрасно может обойтись без игрушки или десерта (они не связаны с причиной ее раздражения – см. пункт 3). Да и отмена развлечения, назначенного на определенное время в будущем, слишком далеко, чтобы об этом беспокоиться (см. пункт 1).  

В результате она не считает все эти виды наказаний достаточно серьезными, но понимает, что это очень важно для вас. Она как бы хочет показать вам: «Смотри, я так же, как и ты, могу играть в эту игру. Если это проверка силы воли, я готова к испытанию».  

И знаете что? Ваша малышка права. Игрушка или отобранный десерт не так уж важен по сравнению с эмоциональным удовлетворением от победы над родителями в их же игре. И поверьте, попытка ужесточить наказание ничего вам не даст. Если вы все же попытаетесь сделать это, к примеру увеличите время сидения на «штрафном» стуле или унесете больше игрушек и угощений, вы нарушите другой очень важный принцип: соразмерность (см. пункт 4).  

Тогда что же вы можете сделать? Во-первых осознать, что с момента начала эмоционального взрыва девочка уже не реагирует на ваши слова. Она кричит, изгибается, совершенно не контролируя себя, и не может остановиться, даже если и хочет. Бесполезно кричать, чтобы она прекратила это. А зачем ей этого хотеть? Она «спускает пар» и в то же время полностью владеет вашим вниманием. В понимании ребенка отрицательное внимание лучше, чем его отсутствие. А кроме того, возможно, она просто не знает другого способа выразить себя (пока).  

В этом случае лучше всего лишить ее внимания, на которое она рассчитывает. Если вы находитесь дома, убедитесь, что она на мягком ковре и не может навредить себе, валяясь по полу, и полностью игнорируйте ее. Вы можете довольно громко, чтобы она услышала (только не кричите) произнести: «Мне не нравится такое поведение, поэтому я ухожу в другую комнату», и, уходя, добавьте: «Приходи, когда сможешь говорить нормальным голосом». Или же просто скажите: «Я не могу ничего понять, когда ты так кричишь. Успокойся, и я все выслушаю». А можно еще проще: «Перестань капризничать. Так ты ничего не добьешься». Выйдите из комнаты, ждите, пока крик не прекратится.  

В такой ситуации мы не советуем вам применять никакого другого наказания, кроме лишения девочки вашего внимания. Но как только вспышка раздражения у ребенка пройдет, сядьте с ней рядом и поговорите о том, что произошло. Объясните, почему вы считаете ее поведение проблемой. Дайте ей эмоциональную поддержку, чтобы в будущем она могла выражать себя иным способом. Скажите девочке, что вы понимаете, ей не доставляет радости вести себя как крошечный малыш, который не может выразить словами то, что он хочет сказать. Добавьте, что, если бы она сказала вам словами, а не криком, о причине своего беспокойства, вы бы обязательно позаботились об этом.  

Нельзя давать пустые обещания. Если она так кричит потому, что вы решили не давать ей перед обедом печенья, она может выразить свое отношение к этому словами (только не хныкать и не клянчить!). Возможно, вы пойдете на компромисс. И, может быть, она прямо сейчас получит одно печенье, а не три, как хотела бы. Может быть, вы смогли бы написать расписку на печенья, которые будут выданы ей после обеда.  

Конечно, если она требует того, что представляет для нее опасность (не желает привязываться ремнем к сиденью в машине) или же чего-то невыполнимого (надеть красные ботинки, когда у неё есть только синие), тогда вы должны заставить ее смириться с положением. В какой-то момент (это зависит от терпения родителей) вы должны прекратить дискуссию и твердо произнести: «Будет именно так».  

Исключением являются вспышки раздражения в общественных местах. Совершенно очевидно, вы не можете оставить своего рыдающего ребенка в магазине, в библиотеке или на. прогулке. Скажите ей, что вы сейчас же отведете ее домой, и сделайте это.  

Если это невозможно, потому что вам необходимо закончить какое-то дело, выйдите, сядьте в машину или уйдите в дамскую комнату, пока ребенок не успокоится. После этого обязательно скажите ей, что теперь она очень нескоро пойдет с мамой на прогулку.  

 

 

Малышей нельзя «запирать дома»  

 

Алисия, являясь сторонницей строгих мер воспитания, говорила, что не станет мириться с бессмысленными поступками своей дочери Люси, которой два с половиной года. И всё же, несмотря на многочисленные суровые наказания, девочка продолжала игнорировать пожелания матери. Однажды мы стали свидетелями инцидента, в котором, на наш взгляд, проявились типичные ошибки, допускаемые Алисией. Вот что произошло.  

Алисия приехала к нам домой за дочкой, которую привозила поиграть с нашей дочерью Клэр.  

– Пора домой, – сказала Алисия, но Люси и не шелохнулась.  

– Мы ещё мало поиграли! – захныкала она.  

– Не тяни время, идём! – более сурово произнесла мать.  

Никакого ответа.  

– Люси, если ты сейчас же не наденешь пальто и не сядешь в машину, я запру тебя дома, а это значит, что завтра ты не сможешь играть с Рэчел, – сказала Алисия.  

Снова никакого движения.  

Тогда Алисия добавила:  

– Если не будешь слушаться, то и послезавтра тоже никуда не пойдёшь.  

Услышав это, Люси, надув губы, ответила:  

– А мне всё равно!  

Тогда Алисия добавила ещё один день «ареста» – потом ещё и её один. Всего Люси «заработала» две недели домашнего ареста, но так и не ответила на угрозы материю  

Очень плохо, что Алисия не учла ограниченные возможности малышей в понимании времени. В свои два с половиной года Люси не имела абсолютно никакого представления о том, что на самом деле означают две недели такого наказания, так как едва была в состоянии думать на несколько минут вперёд. Она даже не знала, сколько дней в неделе.  

Алисия должна была предвидеть реакцию дочери на объявленное наказание; ей надо было взглянуть на ситуацию глазами своего ребёнка. Когда угроза «заточения» на один день не сдвинула девочку с места, стало ясно, это наказание не сработает. В этот момент было бесполезно переходить к новым угрозам, потому что линия поведения ребёнка уже была обозначена. Это было состязание упрямства и воли, и Люси сделала хороший выстрел, чтобы победить.  

Что бы могло сработать в этом случае? Нужно было создать Люси иллюзию крупного выигрыша и обязательно настоять на возвращении домой. Для такой ситуации «игра с таймером» – самое лучшее. Вот в чём он состоит: вы приносите кухонный таймер и говорите: «Давай поиграем. Ты можешь поиграть подольше , пока не просигналит таймер. Я ставлю его на пятёрку» – и поставьте таймер на пять минут. «Когда прозвучит сигнал, игра закончится. Тогда мы поедем домой».  

Правила кажутся ясными и справедливыми. Люси удаётся остаться (конечно, недолго). Никто не действует против воли другого – ни мать, ни дочь. Никакого конфликта не происходит.  

 

 

Недавно произошел такой случай. Несколько родителей детей, с которыми мой сын постоянно встречается на детской площадке, расположенной по соседству, подошли ко мне и сказали, что не желают, чтобы наши дети играли в песочнице вместе. Они объяснили это тем, что мой сын отбирает у всех игрушки. Но ведь ему чуть больше года!  

На самом деле, они, вероятно, не имели в виду, что не хотят его присутствия… скорее, рассчитывали на ваши действия. Никто не ждет от малыша, которому меньше двух лет, умения делиться. Однако от вас они ожидали совершенно определенного: вмешайтесь сами, мы вмешиваться не хотим. Вы должны предпринять какие-то действия до того, как ваш сын станет толкаться, отбирать игрушки и брыкаться в песке. Другие дети уже запуганы, а в сознании вашего малыша утвердилась мысль о возможности делать все, что он хочет.  

Нет нужды строго наказывать его за агрессивное поведение, потому что наказание постфактум для такого маленького ребенка совершенно бесполезно. В то же время предупреждение может иметь эффект.  

Это означает, что вы должны находиться рядом с ним, чтобы видеть, что там происходит, и вмешаться в тот момент, когда малыш вознамерится отобрать чью-то игрушку или толкнуть кого-то. Вы не должны сидеть на скамейке далеко от песочницы, а быть на расстоянии протянутой руки, чтобы в момент проявления агрессивных намерений предпринять необходимые меры.  

Это относится как к родителям, так и к няням. «Сидеть с ребенком» применительно к годовалому малышу – термин неверный, потому что сидеть в буквальном смысле приходится очень мало; правильнее было бы сказать «бегать за ребенком». Малыш на детской площадке – это почти всегда какие-то происшествия. Это не означает, что надо запретить детям играть. Но вы (или ваша няня) обязаны все время находиться в шаге от него, чтобы он не подбежал спереди или сзади к детям на качелях, желая тоже «полетать», и не давать возможности забирать все, что попадется ему на глаза.  

Сейчас очень многие родители считают, что детей не нужно учить дружно играть с другими детьми. Это все получится само собой в процессе игры. Их позиция простая – не надо вмешиваться. Это очень далеко от истины. Без раннего и частого вмешательства родителей одни дети превращаются в хулиганов, а другие – в постоянных жертв. Начинает действовать закон джунглей.  

Помимо того что вы должны проявлять бдительность и готовность вмешаться в любой момент, вам необходимо: обеспечить собственного сына хорошими игрушками. Тогда у него реже будет появляться желание взять то, что ему не принадлежит. Кроме того, когда у него будут хорошие игрушки и какой-то другой ребенок попытается отнять их (а это произойдет неизбежно), он узнает, что при этом чувствуют дети.  

Если выполнить все эти условия, уверяем вас: те самые родители, которые жаловались на вашего ребенка, поймут, что вы все осознали. Однако и вам теперь не стоит указывать этим родителям, что пинающий кого-то ботинок – на ноге их ребенка.  

А вот совершенно противоположный сценарий:  

 

Моя маленькая дочь всегда оказывается жертвой ссор на детской площадке. Более взрослые и более сильные дети – я веду речь о трех-четырехлетних малышах – отбирают у нее игрушки. Она начинает плакать и бежит ко мне. Я не знаю, как следует поступить: научить ее постоять за себя? Поговорить с этими детьми и попросить их не приставать к моей дочке? Подойти к родителям этих детей, которые сидят неподалеку, совершенно не обращая внимания на то, чем занимаются их дети? А может быть, мне не следует ничего предпринимать и ждать, когда моя малышка научится справляться с проблемой сама?  

Мы говорим категорическое «нет» относительно последней идеи и считаем, что родители должны заниматься ребенком, раз им выпала такая участь. Младший возраст – идеальное время для родителей, чтобы учить детей, как им следует себя вести. Пока ваши дети очень маленькие, для них не имеет значения, к примеру, ваш маленький рост – в глазах ребенка вы можете казаться трехметровым гигантом. У нас не Бог весть какой голос, но наши дети считают нас лучшими на свете певцами. (Это здорово иметь аудиторию, которая так высоко ценит тебя!)  

Если вам придется заступаться за своего ребенка, первой вашей задачей будет защитить его от физического вреда. Быстро и решительно вмешайтесь, если какой-то ребенок толкается, бросается песком или каким-то другим образом угрожает безопасности вашего ребенка. Никогда не оттаскивайте его.  

Обычно бывает достаточно подойти, встать между ними и твердо и громко сказать: «НЕ ТОЛКАЙСЯ!»  

Конечно, нет стопроцентной гарантии того, что этот ребенок тут же выполнит это требование. Он может не контролировать себя, и вам, видимо, придется забрать свою девочку и увести в более безопасное место. Не советуем хватать обидчика, тем более если он агрессивен.  

Мы, конечно, понимаем, что у вас будет соблазн дать кое-какие советы родителям или няне обидчика, однако такие советы очень редко воспринимаются. Мы слышали это от многих родителей, пытавшихся давать их. Вот некоторые примеры бесполезности этого занятия:  

Мамаша А делает выговор мамаше Б за то, что ее ребенок агрессивен. Мамаша Б отвечает: «Понимаете, дело в том, что нашему малышу поставили диагноз: легкая форма аутизма. Мы изо всех сил стараемся учить его контролировать себя, но это идет очень, очень трудно…» Мамаша А бормочет извинения и тихо удаляется, думая про себя: «Слава Богу, что у моего ребенка нет этой проблемы!»  

Или же, к примеру, мамаша Б отвечает: «Вы хотите сказать, что мой ребенок толкает вашего? Я прекрасно видела, как все произошло. Это ваша первая начала! Она все время дразнила его, пока не довела, и он легонько толкнул ее. Так что вначале свою научите вести себя как следует!» Вы пытаетесь что-то возражать в защиту своего ребенка. Но вы же знаете, родители иногда ссорятся еще хуже, чем дети.  

Или же мамаша Б подбегает к своему ребенку и восклицает: «Не смей, не смей больше толкать девочку!» Она шлепает своего ребенка, приговаривая: «Будешь меня слушать! Я научу тебя вести как следует!»  

Или, наконец, вместо мамаши Б оказывается ни слова не говорящая по-английски, тупо уставившаяся на вас няня. Когда родители этого ребенка узнают, что вы пытались сделать выговор их няне, они устраивают вам разнос и требуют не вмешиваться не в свое дело.  

Поскольку вы не попадали ни в одну из рассмотренных ситуаций и не знаете, какой странной может быть реакция некоторых родителей, думаем, будет лучше сосредоточиться на поведении вашего собственного ребенка. Объясните дочке, что не все дети умеют делиться игрушками и правильно вести себя, но, если кто-то из них толкнет или укусит ее, вы будете рядом, чтобы защитить (не забудьте напомнить и няне об этой ее обязанности). Иногда самым безопасным будет избегать общения с грубыми и плохо воспитанными детьми. Это значит, что из песочницы нужно увести своего ребенка. Только постарайтесь сделать это так, чтобы ваша малышка не подумала, что вы наказываете ее. Поведите ее в какое-нибудь другое еще более приятное и веселое место.  

Когда родители детей, играющих на площадке, приходят к выводу, что какой-то ребенок докучает всем остальным, они объединяются в стремлении обеспечить безопасность своим детям. В таком случае их взаимодействие с мамой маленького обидчика должно быть очень деликатным и основываться на том, что она, возможно, не подозревает масштабов проблемы или же знает, что проблема существует, и пытается бороться с ней, но пока без результата. Дайте ей понять, что вы вовсе не собираетесь нападать на нее целой группой; вы пришли помочь, улучшить поведение ее малыша, а также предложить методы воспитания и, может быть, наказания, которые большинство из родителей считают эффективными.  

Совет: постарайтесь убедить мать проблемного ребенка, что самое лучшее в данной конфликтной ситуации –вывести малыша из игры, может быть, минут на пять посадить рядом с собой, а затем увести домой.  

 

Мой ребенок нашел себе развлечение таскать за хвост кошку. Что делать?  

Нельзя позволять ребенку делать это даже однажды. Жестокость по отношению к животным не следует воспринимать как милую детскую проделку, на которую не стоит обращать внимания, потому что это «просто такой период». Отреагируйте на это немедленно, выразив потрясение и ужас: «Киске ведь больно!», а потом спросите: «А как ты себя почувствуешь, если кто-то будет больно дергать тебя за ухо?» Даже двухлетний ребенок сможет понять, что так поступать –дурно.  

Чего не следует делать: не следует хватать ребенка за руку или за волосы, чтобы продемонстрировать это. Такое действие научит его поступать так жестоко с другими. Если вашему малышу меньше двух лет и он еще не понимает все слова, используйте в качестве живой модели собственное тело. Потяните себя за волосы и скажите: «Ой-ой-ой! Смотри, как больно! Киске тоже больно!»




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 661
Категория: Библиотека » Педагогическая психология


Другие новости по теме:

  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 1 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 14 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 13 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 12 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 11 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 10 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 9 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 8 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 7 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 6 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 25 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 2 страница
  • Адлер Билл » Перехитрим малыша » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь