Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии



16 страница


Существует один еще более простой метод, суть которого состоит в следующем: нужно начать движение в направлении, противоположном тому, в котором вы шли до сих пор, изменить ход своих мыслей. Такую технику можно назвать провокационной, при ее использовании происходит как бы переворачивание всей проблемы с ног на голову. Так, например, выражение «У меня не хватает денег на покупку стиральной машины» можно преобразить следующим образом: «Если разобраться, у меня достаточно денег на покупку этой машины».  

В результате такого преобразования могут возникнуть следующие вопросы:  

• Насколько убыстряется процесс стирки благодаря моей новой стиральной машине?  

• Удивительно большое количество операций заложено в эти современные модели, теперь и химчистка не нужна?  

• Не видать бы мне этой новой техники, если бы не квартальная премия?  

• Какую выгоду я получу от покупки этой новой машины?  

И так далее. Необходимо тщательно обдумать ответы на все возникшие вопросы, представляя, как выглядела бы реальная ситуация «наоборот» (так же, как это делает ребенок в процессе игры). Подобным образом можно «перевернуть» любую проблему, например финансовую проблему или проблему личных взаимоотношений.  

Составьте список основных факторов, входящих в состав вашей проблемы, расположив их в порядке уменьшения значимости каждого из них (так же, как вы ранее составляли список своих дел на день) А теперь как бы переверните весь этот список с ног на голову, придавая наибольшее значение тем факторам, которые прежде не имели для вас особого значения. Поначалу этот прием может показаться непривычным и даже странным, поскольку ваша ментальная карта реальности прекрасно «знает», что важно, а что – нет.  

Вполне возможно, что сложившиеся стереотипы все-таки возьмут верх и вы либо вернетесь к прежней точке зрения (от чего в данном случае мало проку), либо упретесь в тупик. Конечно, может быть и так, что вы не включили в свой список именно тот фактор, который мог бы способствовать нахождению оптимального решения. Поэтому постарайтесь составить как можно более подробный список, включив в него даже те факторы, которым вы до сих пор вовсе не придавали значения.  

 

Типы проблем  

 

Существуют и некоторые другие подходы к решению проблем. Эдвард де Боно, например, рассматривает следующие три типа проблем.  

1. Путь закрыт. Вы знаете, что вам нужно, но путь к желаемому закрыт. Причины могут быть самые разные, например нехватка средств или отсутствие рядом с вами подходящих людей. Как только проблема будет решена и путь расчищен, вы сможете продолжить движение в желаемом направлении.  

2. Вы сбились с дороги. Вы исчерпали свои возможности и сбились с пути. Например, вам может не хватать информации о состоянии рынка, технологических новинках, политике государства в интересующей вас сфере и т. д. В этом случае, даже если причины ваших затруднений не до конца вам ясны, вы можете приступить к сбору дополнительной информации и попробовать все же отыскать ключ к решению проблемы.  

3. Вы пропустили нужный поворот. Проблемы этого типа являются самыми трудными. Вы не знаете, в чем на самом деле заключается проблема. Вам все кажется прекрасным до самого последнего момента, когда вы вдруг обнаруживаете, что упустили свой шанс.  

В первом случае могут быть применены традиционные техники решения проблем, предполагающие, что ваша проблема в достаточной мере понятна и ее можно подвергнуть анализу.  

Во втором случае вам придется полагаться на определенные, не всегда проверенные мнения, так как вы не только не обладаете достаточной информацией, но даже не знаете, какой именно информации вам не хватает; кроме того, вы не знаете, как проверить надежность информации и когда надо закончить ее сбор и принять решение.  

В третьем случае вам потребуется главным образом интуиция, чтобы уловить малейшие намеки на способы решения проблемы. Аналитический подход к проблеме здесь совершенно непригоден, поскольку неизвестно, что надо анализировать.  

 

Адекватное или лучшее решение?  

 

Рефрейминг можно использовать при решении проблем любого типа. Возьмем проблему первого типа. Даже достаточно четко определенное действие может заблокироваться, если возникнет необходимость найти и применить какой-то новый подход. С точки зрения творческого мышления не существует только одного решения проблемы – самого лучшего, а можно говорить лишь об адекватном решении.  

Во втором случае, чем меньшей информацией вы обладаете, тем более широким должен быть взгляд на проблему, чтобы не тратить время понапрасну, разбираясь не с теми проблемами и собирая ненужные сведения.  

В третьем случае дело вообще не в каких-то конкретных техниках или моделях, а в том, чтобы всегда стараться мыслить творчески, что достигается, например, практикой рефрейминга. Эффективность поиска новых возможностей зависит, прежде всего, от четкости и значимости цели и от влияния подсознательных ассоциаций. Возможно, стоит отказаться от поиска прямого пути и поискать пути обходные. Они могут быстрее, чем прямые, привести вас к цели, у вас будет больше шансов на успех. Для того чтобы справиться с проблемами, суть которых вам еще не до конца понятна, необходимо научиться доверять своему правому полушарию, предоставить ему возможность поработать в автоматическом режиме.  

 

Глава 15  

Проблемы и возможности  

 

С позиций рефрейминга различие между «проблемой» и «возможностью» носит преимущественно семантический характер. Любая проблема подразумевает существование (иногда глубоко в подсознании) решения, а также возможностей для его отыскания. Итак, мы вновь обращаемся к процессу решения проблем.  

С прагматической точки зрения удобнее разделять решение проблем и их выявление. Причем решить проблему значительно проще, чем выявить ее, поскольку мы приступаем к целенаправленным действиям, когда проблема уже выявлена. Выявление проблем, которые ранее нами не осознавались (это проблемы третьего типа по нашей классификации), очень важно. Подобные проблемы, как правило, наиболее сложны, но их удачное разрешение принесет наибольшую отдачу. Психолог Де Боно дает следующее весьма точное и заставляющее задуматься определение: проблема – это то, чего вы хотите, но не можете добиться; возможность – это то, о чем вы пока не знаете (не знаете, что хотите этого и что можете это сделать). Выявить и решить свои проблемы и использовать имеющиеся возможности вам поможет рефрейминг.  

 

Воздержитесь от вынесения суждений  

 

Рассмотренные выше подходы к решению проблем могут потребовать, чтобы мы на некоторое время воздержались от вынесения суждения. Нередко люди в категорической форме отказываются тратить время на то, что они считают не стоящим внимания. Это одно из проявлений доминирования левого полушария. Кроме того, подобная категоричность говорит о недостаточном понимании особенностей процесса мышления и о недооценке роли подсознания. Хотя все мы хорошо понимаем, как важно внимательно выслушать новую идею, не отвергая ее сразу же и чрезмерно не критикуя, нам самим это дается с большим трудом. Все дело в чувстве собственной правоты, которое «встроено» в наши мыслительные схемы. И чем глубже мы убеждены в чем-либо, тем труднее нам воздержаться от вынесения суждения. Но преимущества творческого мышления слишком велики, чтобы пренебречь ими. Любое высказанное вслух суждение способно разрушить творческую идею. Вы можете думать, что приняли правильное решение, тогда как, вполне вероятно, существует лучшее решение. Иногда потребность всегда быть правым и приводит к тому, что мы начинаем бояться совершить ошибку. А ведь многие преуспевающие люди объясняют свой успех именно совершенными ошибками, из которых они смогли сделать правильные выводы. Иногда ошибочная идея может помочь решить какую-то другую проблему.  

Если вы воздерживаетесь от суждения, это не значит, что вы отказываетесь от него навсегда Вы просто откладываете его на некоторое время, чтобы прибегнуть к помощи творческого мышления. Как я уже отмечал, рассматривая стадии мышления, что созреванию идеи часто бывает необходим инкубационный период.  

Вынесение суждения – не механический, аналитический процесс, а одна из функций правого полушария. При вынесении суждения важны все аспекты проблемы. Например, вам необходимо вынести суждения о том:  

• насколько та информация, которой вы располагаете, имеет отношение к проблеме;  

• когда и в какой форме можно высказать свою идею окружающим;  

• как отнестись к идее, исходящей от другого человека;  

• какой результат можно получить, изменив характер действий;  

• когда следует начать действовать;  

• каковы могут быть отдаленные последствия ваших действий и так далее.  

Уметь воздерживаться от суждений очень важно, поскольку:  

• та или иная идея просуществует дольше и успеет породить другие идеи, которые смогут приблизить вас к успеху;  

• другие люди, следуя вашему примеру, также постараются воздерживаться от вынесения суждений;  

• в будущем обстоятельства могут сложиться так, что идея, от которой вы в свое время не отказались, окажется плодотворной;  

• умение и привычка воздерживаться от суждений откроют перед вами новые возможности, вы научитесь принимать лучшие, а не просто адекватные решения.  

Разнообразные модели и техники рефреиминга научат воздерживаться от суждении, несмотря на подсознательное стремление делить все на «хорошее» и «плохое», «разумное» и «неразумное».  

 

Применение рефрейминга при решении часто встречающихся проблем  

Анализ силового поля  

 

Анализ силового поля выявляет позитивные и негативные силы, действующие в любой ситуации. Так, например, при одних условиях встреча пройдет успешно, при других же условиях она окажется совершенно безрезультатной. Соотношение позитивных и негативных сил и определяет, насколько удачной будет встреча. Определив эти силы, мы получим более точное представление о сути проблемы и сможем найти компромиссное решение, а также выявить конкретные негативные факторы. Например, может быть неудачно выбрано время встречи. В данном случае мы используем две основные рамки позитивную и негативную.  

Даже не слишком глубоко проанализировав проблему, вы можете составить список позитивных и негативных сил. Вернемся к нашему примеру. Разделите страницу пополам вертикальной чертой и озаглавьте две получившиеся графы: «Что делает встречу результативной» и «Что делает встречу нерезультативной»  

Для того чтобы получить от данной техники максимальный эффект, вам надо быть предельно точными. Постарайтесь избегать общих слов, таких как «коммуникация» или «конфликт», и обращать больше внимания на конкретные детали. Например: «Встреча не удалась, потому что я опоздал на пять минут». Проверьте, правильно ли сформулирована ваша цель.  

Метод анализа силовых полей будет особенно эффективным, если силы будут взвешены. Ведь даже какая-то одна негативная сила (скажем, неудачный выбор места встречи) может перевесить несколько позитивных сил, и наоборот. Чем значительнее та или иная сила, тем большее внимание ей следует уделить. Постарайтесь либо исключить эту силу вовсе, либо найти ей достаточно мощное противодействие.  

При каких условиях встреча будет результативной? Всегда бывает полезным узнать мнение опытного, хорошо подготовленного специалиста. Чтобы составить список позитивных и негативных сил и оценить значимость каждой из них, вам надо подойти к задаче творчески и привлечь свое воображение.  

Кроме того, вы можете использовать все рассмотренные нами ранее техники рефрейминга. С помощью анализа силового поля можно понять характер взаимодействия сил, а также предположить, каков будет общий итоговый результат этого взаимодействия. Применяя рефрейминг, рассматривая ситуацию с разных точек зрения, вы сможете правильно оценить значимость того или иного фактора.  

 

Техники выявления проблем  

 

Рассмотрим более подробно некоторые техники выявления проблем. К таким техникам можно отнести, например, сбор данных, выявление «симптомов», исследовательскую методологию и метод мозговой атаки. Стандартные техники обычно основываются на использовании объективных данных, имеющих отношение к статистике, результатам, целям, объектам, тенденциям, уровню исполнения и т. п. Субъективные же данные связаны с чувствами, убеждениями, мнениями, подходами, личностями, индивидуальным поведением, интуицией, ощущениями, реакциями и т. д. Не следует игнорировать или преуменьшать роль субъективных данных. Именно из них в основном и состоит подводная часть айсберга, поэтому к ним следует относиться с повышенным вниманием. Творческий подход, как правило, бывает гораздо более удачным, чем любой аналитический метод. Не бойтесь искать новые пути, без сожалений сворачивайте с проторенной дороги.  

Рассмотрим некоторые подходы, которые могут быть с успехом использованы при выявлении проблем.  

Выявление «симптомов»  

Составьте список «симптомов» какой-нибудь конкретной ситуации. Например, при возникновении трений при общении сотрудников список мог бы быть следующим:  

• не выполнил работу в срок, подвел коллегу;  

• директор не поздоровался;  

• не дали премию;  

• сотрудники отдела не пригласили обедать.  

Все эти «симптомы» можно рассматривать как необходимые для выявления проблемы субъективные и объективные данные. Но в любом случае список симптомов пригодится вам при определении сути проблемы и при использовании освоенных ранее техник.  

В целом, некая ситуация может и не быть проблемой, имея примерно равное число позитивных и негативных «симптомов». Задача заключается в том, чтобы в некотором роде обмануть самого себя: необходимо найти проблему прежде, чем она найдет вас, пресечь ее в корне. Чем раньше вы выявите проблему, тем больше у вас будет шансов превратить ее в новую возможность. Чем дольше вы будете не замечать негативный «симптом», тем больше вероятность того, что он превратится в сложную проблему. И вам будет весьма трудно докопаться до ее истинных причин. За каждым таким симптомом попытайтесь обнаружить одну или несколько проблем, а затем немедленно приступите к их решению.  

Есть различные методы, позволяющие нам исследовать проблему не только реактивным, но и активным образом. Например, существуют различные вопросники, статистические справочники и т. п. Весьма вероятно, что при сборе данных, как и при выявлении «симптомов», вы обнаружите какие-то новые проблемы. Затем уже их можно будет решать при помощи различных техник рефрейминга. Кроме того, помните, что большую помощь в любой ситуации вам окажет ваше воображение. Так же как и при использовании любой другой техники выявления проблем, постарайтесь понять, какие новые возможности открывает правильно найденная точка зрения.  

Иногда люди недооценивают не поддающиеся точному количественному выражению субъективные факторы, и рефрейминг обнажает эту ограниченность восприятия.  

 

Анализ ключевых слов  

 

Разные люди придают словам разный смысл, что иногда затрудняет поиск решения проблем. В некоторых случаях именно в этом и заключается сама проблема. И хотя такая проблема носит чисто семантический характер, она не должна оставаться неразрешенной, так как это может привести к серьезным последствиям. Необходимо выявить те слова и выражения, которые являются причиной возникновения проблемы. Такими словами могут быть: «качество», «общение», «цель», «нарушение», «неприемлемо». Номинализациями (вспомните мета-модель) чаще всего оказываются именно слова подобного рода, а не такие сенсорно-конкретные выражения, как «алюминиевые вентили» или «пластиковые прокладки».  

Метод анализа ключевых слов заключается в подборе как можно большего числа сходных по смыслу выражений, из которых выбирается одно, максимально ясное для всех. В дальнейшем следует использовать только это выражение. Сформулированная при помощи такого удачно найденного выражения проблема легче может быть разрешена.  

Мета-модель является простым, но достаточно эффективным средством решения проблемы. Определение ключевых слов позволяет на самых ранних стадиях выявить чисто функциональные или узкоспециальные точки зрения. Так же как и номинализации, модальные операторы обобщения обычно нуждаются в уточнении. Выражения типа «Она никогда не успевает закончить работу вовремя» или «Фил всегда поступает так-то и так-то», как правило, нуждаются в дополнительном пояснении, в выявлении их скрытого смысла. Такие сравнительные наречия, как «лучше» или «хуже», или же скрытые сравнения тоже не пройдут «фильтр» мета-модели. Итак, при помощи мета-модели мы проясним смысл недостаточно точных выражений, а также выявим самые разные проблемы. Мета-модель – хорошее дополнение к методу анализа ключевых слов, так как поможет обнаружить ошибочные языковые схемы.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 866
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 17 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 5 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 6 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 7 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 4 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 3 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 2 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 1 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 8 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 9 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 11 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 12 страница
  • Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии » 13 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь