БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин
(480-524, казнен) римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики.
Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал
художественно-философское сочинение "Утешение философией". Б. созданы учебные руководства по арифметике,
геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б.
перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским
"Категориям", что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в
рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней.
Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см.
Универсалии). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: "Наставление в арифметике",
"Наставление к музыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О
гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким образом Троица есть единый Бог, а не три
божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве
субстанционально", "Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи
благами субстанциональными", "Против Евтихия и Нестория". Философские воззрения Б. в целом
характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий
решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти
аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные как акциденции, что привело
к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары "субстанция акциденция". Известная в
схоластике метафизическая пара "форма материя" также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В
соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено
как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие
совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, "величие" это не отдельное божественное свойство, а
весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил
конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности". При этом
"Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни
Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.