С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




XXV

ЖИЗНЬ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ

Мы не знаем, кто имеет сверхъестественную жизнь, и не можем следить за ее развитием. Единственное свидетельство, единственное мгновение, которое мы можем охватить, и притом только верой, – это прививание нам сверхъестественной жизни в момент крещения. Она является чем-то совершенно иным, нежели даже самое сильное развитие религиозной добродетели. Она может быть очень сильно развита, но не иметь ничего общего со сверхъестественной жизнью. Так обстоит, например, дело в языческих религиях, которые охватывают только сферу жизни естественной. Св. Фома утверждает с большой силой, что сверхъестественная жизнь начинает развиваться в нас в тот момент, когда в нас начинают жить богословские добродетели: вера, надежда и любовь. Название "богословская добродетель" неудачно, скорее можно сказать "божественная", потому что "богословская" означало бы, что она относится к науке о Боге, в то время, как слово "божественная" говорит нам, что она относится к Богу, что ее предметом является Бог. Когда эти божественные добродетели начинают жить в нас, развиваться, тогда же в человеке начинает прорастать, а позднее расцветает жизнь сверхъестественная, человек становится "consors divinae naturae" – участником божественной природы. Он становится товарищем Бога, он не только отправляет культ Бога, но становится в отношение товарищества, единства с Богом, которое приводит его к уподоблению Богу – уподоблению, которое в этом мире может являться только в зачаточном виде, но полностью реализуется лишь в жизни будущей.

Между добродетелями естественными, действующими в плоскости природы, и их функционированием, их действием, их жизнью, когда эти естественные добродетели начинают развиваться в атмосфере богословских добродетелей, существует весьма глубокое различие. Естественные добродетели переходят тогда на высшую ступень.

В этом случае происходит сублимация, то есть преобразование естественных добродетелей, которые приобретают иную природу, становятся истинными добродетелями, добродетелями, связанными с жизнью трех божественных добродетелей, прежде всего, преображение в добродетели любви. Сверхъестественная жизнь не является дублированием жизни естественной. Добродетели приобретенные преобразуются в добродетели истинные. Естественная жизнь возвышается до уровня истинных добродетелей. Св. Фома утверждает, как мы знаем, что существует естественная моральность, на основании которой существуют действительные добродетели, но нет добродетелей совершенных. Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелям и божественными, прежде всего любовью. Любовь приводит к тому, что те добродетели, которые были действительными, но не совершенными, становятся совершенными. Она также созидает между ними связь. Все прочие добродетели соединяются между собой, становятся "virtutes connexae per caritatem" – добродетелями, взаимно связанными между собой любовью. "Caritas" есть связь. Если в числе добродетелей есть любовь, то остальные добродетели более не находятся в распыленном состоянии, но гармонизируются любовью, которая, в свою очередь, не может существовать без веры и надежды в нашей теперешней жизни. Апостол Павел утверждает, что только в будущем веке не будет веры и надежды, поскольку тогда они станут ненужными, ибо останется только любовь (1 Кор. 13, 8-13).

Любовь приводит к тому, что Бог и все Его проблемы, в том числе и наиболее теоретические, становятся близкими нам, и мы познаем их уже иначе, нежели они познаются теологом, не имеющим любви. Потому что познавать Бога может и сатана; он может быть теологом без любви. Однако он ни в коем случае не способен познавать так, как познает самый простой человек, обладающий любовью. Сама любовь не является познанием, но именно она приносит нам то, в результате чего между нами и предметом познания появляется "connaturalitas". Св. Фома определяет как познание "perconnaturalitatem", те типы познания, где человек познает как бы по природе, с легкостью, каждую из вещей, которые без этой "connaturalilas", то есть "сближения природ", были бы предметом чрезвычайно трудных и неточных рассуждений. "Compassio, sive connaturalitas ad res divinas fit per caritatem, quae quidem unit nos deo" (S.T. I-II, 45, 2c) – сочувствие или совпадение природ в отношении к вещам божественным причиняется любовью, которая соединяет нас с Богом. Эта "connaturalitas" относится не только к объединению нас с Богом в области единственной любви, но позволяет также и остальным интеллектуальным добродетелям лучше действовать. Здесь проявляется взаимозависимость областей познания и действия.

На естественную основу опираются не только истинные и божественные добродетели, но и дальнейшие этапы сверхъестественной жизни, которые св. Фома четко перечисляет: иерархия даров Святого Духа, который предуготавливает жизнь к восьми евангельским блаженствам. Семь даров Святого Духа являются как бы хорошо нам известными естественными добродетелями, но перенесенными на еще более высокий уровень. Так, добродетель мудрости преображается в дар мудрости; понимание теоретических первооснов – в дар понимания, знание – в дар знания; благоразумию соответствует дар совета; мужеству – дар мужества; справедливость в естественной иерархии вещей охватывает религиозную добродетель, которая в дальнейшем связывается с даром божественности. Справедливости и умеренности как Дарам Святого Духа соответствует страх Божий. Естественные добродетели, которые на низшем этапе становятся истинными добродетелями, предуготавливают почву для даров Святого Духа, а восемь блаженств – это вершина всей сверхъестественной жизни. Это последний и наивысший этап жизни в любви, подготавливающий человека к обладанию "lumen gloriae" – светом славы, который устремит человека к познанию и любви и наделит его способностью вечно созерцать Бога на вершине сверхъестественной жизни. И тогда познание и любовь образуют единое, нерасторжимое целое.

Таблица 3



Заключение

В заключение нашего обзора философии Фомы Аквинского мне хотелось бы подчеркнуть важное значение метафизики. Метафизическое созерцание незаменимо не только как наиболее благородное проявление мудрости, но и потому, что, основанное на философии сущности, оно, единственное из всех дисциплин, способно сказать нечто о Боге – независимо от Откровения, опираясь исключительно на естественные силы разума.

Каким бы ограниченным ни было такое познание, оно тем не менее вполне заслуживает внимания. Действительно, здесь мы прикасаемся к самому центру познавательных способностей человеческого интеллекта. Вопреки разного рода скептическим направлениям, не желающим выйти из порочного круга идеализма и созерцания Я, вопреки разного рода фидеистским течениям, широко распространенным среди тех верующих, что признают лишь такое познание Бога, какое дает им Откровение, необходимо настойчиво говорить о том, что с помощью метафизики реального св. Фомы мы способны достичь истинного естественного познания Бога. И тогда метафизика становится поистине scientia divina, богословием "раскрытого", доступного тем, кто еще не готов совершить делание веры и принять содержание самого Откровения.

Ставка просто огромна. В наши дни философская мысль св. Фомы может играть роль первостепенной важности. Здравому уму Бог раскрывается как некая необходимость, освещающая бездонные глубины окружающей нас реальности. Благодаря сущности, понимаемой как абсолютная основа всякой реальности, мы можем достичь "философского камня" всякого метафизического поиска – Сущего, существующего посредством Самого Себя. Человек, искатель и созерцатель этого Сущего, обретет в исполненном покоя видении св. Фомы высочайшее достоинство, в котором соединятся тело и душа, природа и благодать.

Метафизика, как естественное богословие, открывает доступ к тайне Божьей неисчислимому множеству людей, потерявшим всякую связь с Богом Откровения.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 669
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ VII СУЩНОСТЬ БОГА И ЕЕ ПОЗНАВАЕМОСТЬ Каждая
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XVI ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА О природе человека мы
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XV ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ У
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XIV ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, ОТКРЫВАЕМЫЕ УЧЕHИЕМСВ. ФОМЫ О
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XIII КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Рассматривая проблему человека в
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XII ОБ АНГЕЛАХ 150 ЧИСТЫХ ДУХАХ Следует
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XI МИР ТЕЛЕСНЫЙ. МИР ДУХОВНЫЙ Сейчас перед
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ X ПЕРВОПРИЧИНА. ПРИЧИНЫ ВТОРИЧНЫЕ Существует огромное различие
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ IX ОТНОШЕНИЕ БОГА К МИРУ Философия св.
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII КАЧЕСТВА БОГА Вместо классического термина акт
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XVII ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. ПОЗНАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ У св.
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ VI БОГ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ipsumesse subsistens
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ V ЧТО ТАКОЕ МЕТАФИЗИКА, ИЛИ ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ IV ЗНАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ. ЗНАНИЕ КАК БЛАГОДАТЬ Обычно
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ III ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА СВ. ФОМЫ На наших
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ II ПОЧЕМУ ИМЕННО СВЯТОЙ ФОМА Св. Фома
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ От редакции ...В представлении многих людей имя
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ I ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ Почему мы занимаемся
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XVIII ВНУТРЕННИЕ ЧУВСТВА Для того, чтобы мы
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | Примечания здесь и теперь лат.. – Прим. пер.
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XXIV ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ Общественная жизнь 150 vita
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XXIII ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО И ПРАВО Источником и
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XXII СПОСОБНОСТИ: ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ Мы уже
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XXI ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ: ПОВЕДЕНИЕ, СОЗИДАНИЕ Разграничение сфер
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XX ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ Человек отличается от животного
  • С. Свежавски. СВЯТОЙ ФОМА, ПРОЧИТАННЫЙ ЗАНОВО | ОГЛАВЛЕHИЕ XIX УМСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ Двумя типами познавательного действия
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь