Г. О. М. КУРС ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Лекция I

ПЕРВЫЙ АРКАН

Важнейшими факторами в жизни интеллигентного человека являются – степень сознательности жизни и степень реализационной власти, дарованные этому человеку.

Стремление к так называемому "посвящению" и является погонею за тем или другим элементом, а чаще всего – за обоими.

Посвящение базируется на т.наз. "арканах" или – тайнах.

Здесь уместно будет выяснить разницу в значениях трех терминов: secretum, arcanum, mysterium.

Secretum – это то, что несколько людей по капризу или каким-либо житейским соображениям согласились скрывать от других.

Arcanum – это тайна, необходимая для познания определенной группы фактов, законов или принципов; тайна, без которой нельзя обойтись в ту пору, когда является потребность этого познания; тайна, доступная уму, достаточно пытливому в области этих познаний. В широком смысле под этот термин подойдут все научные положения, определяющие круг какой-либо практической деятельности.

Mysterium – это стройная система арканов и секретов, синтезированная определенною школою, как база ее миросозерцания и мерило ее деятельности.

Нам сегодня важен второй термин – arcanum.

Аркан можно высказать, записать обыкновенным языком или, наконец, символизировать.

Древние посвятительные центры избирали третий род передачи арканов – они их записывали символически.

Мы различаем троякий род символизма:

  1. символизм цветов, присущий, главным образом, посвящению черной расы,
  2. символизм геометрических фигур и картин, составляющий достояние красной расы,
  3. символизм чисел, характеризующий белую расу.

До нас дошел грандиозный памятник символизма египетских школ, в котором связаны все три типа символических представлений.

Это – колода карт в 78 листов (22+56) с раскрашенными изображениями, интерпретирующими т.наз. 22 мажорных и 56 минорных арканов. С каждой картой так или иначе связано числовое представление. Эти изображения, как гласит предание, помещались на стенах подземной галереи, в которую неофит попадал лишь после целого ряда испытаний.

Колода эта более всего известна под именем цыганского "тарота". Итак – тарот мы будем считать схемою метафизического миросозерцания древних посвященных. Но, возразят мне, у каждого народа есть своя схема миросозерцания, а именно – язык этого народа. Если притом народ имеет письменность, то элементы языка бывают представлены т.наз. его алфавитом.

Таким образом, наш тарот явится как бы посвятительным алфавитом. Общая схема картин будет схемою языков этого алфавита; детали картин и цветовые оттенки в их окраске будут комментариями к этим знакам. Мы свяжем 22 мажорных аркана тарота с иероглифами того алфавита, который теперь условно именуется еврейским.

Знакам этого алфавита приписываются определенные числовые значения, в порядке которых мы их будем рассматривать, памятуя девиз Белой Расы "все числом, мерой, весом".

Приступаем к рассмотрению самих арканов.

Аркан = 1 (Унитарность). Название знака – Aleph; иероглиф, соответствующий знаку, – человек.

Обращая внимание на строение символа, мы видим в нем намек на тройственность, в форме двух частей, спаянных третьею.

На соответствующем листе тарота изображен мужчина, стоя, держащий в правой, поднятой кверху руке палочку; левой рукой мужчина указывает на землю, так что, в общем, его фигура напоминает самый символ aleph. Над головой его начертан знак ; голова увенчана золотым обручем; опоясан он золотым поясом; перед ним – стол кубической формы; в распоряжении человека, кроме жезла в руке, еще три предмета, лежащих на столе, – чаша, меч и денежка. Таким образом, картина, кроме намека на тройственность (корпус человека, нейтрализующий противоположно направленные руки), еще говорит о каких-то таинственных четырех предметах.

Отложив их рассмотрение, займемся истолкованием двойственного положения рук.

Во всех областях познания встречаются т.наз. "бинеры" или "бинарии", то есть совокупности двух полярно-противоположных областей. Метафизика говорит об "эссенции" и "субстанции" объектов изучения, противополагая их друг другу.

Наука говорит о принципах, противопоставляя их фактам.

К ее же области относится широкое пользование бинарными терминами: дух и материя.

Вдумываясь в практику жизни, мы встречаемся с бинерами:

жизнь – смерть;
сознательность – реализационная власть;
добро – зло.

Частные вопросы в различных областях знаний дают нам целый ряд бинеров, вроде:

свет – тень;
тепло – холод; и т.д.

В этих частных вопросах в большинстве случаев легко усматривается возможность т.наз. нейтрализации бинеров, то есть порождения третьего (т.наз. среднего) термина, дающего переход от одного из крайних к другому и тем устанавливающего тройственную шкалу, ступенями которой служат самые термины. В этой фазе они являются лишь степенями одной и той же манифестации. И, следовательно, здесь два при помощи третьего сливаются воедино. Между светом и тенью помещают полутень и получают шкалу степеней освещения или, если хотите, степеней затемнения; между теплом и холодом умещаются средние температуры; между высоким и низким регистрами вставляется средний регистр; между положительным и отрицательным электричествами – нейтральное состояние; антогонизм полов в лице мужа и жены нейтрализуется рождением ребенка, и все три элемента сливаются в единстве семьи и т.д. и т.п.

Обратим внимание на то обстоятельство, что нейтрализующий средний термин владеет как бы двойственностью в конструкции – он, по свойствам, сродни обоим крайним терминам.

Не все бинеры одинаково легко нейтрализуются.

В философии бинер "эссенция – субстанция" удовлетворительно нейтрализуется термином натура, но попробуйте нейтрализовать бинеры:

дух – материя;
жизнь – смерть;
добро – зло; или даже, хотя бы, наш бинер –
сознательность – реализационная власть.

Эта задача не покажется особенно легкой. Мы определим посвящение как умение нейтрализовать только что перечисленные бинеры. Их область относилась к т.наз. Великим Мистериям.

Малые Мистерии обнимали собою циклы знаний, входящих в то, что мы ныне называем общеобразовательными предметами. Нейтрализация бинера "дух – материя" служит предметом т.наз. теоретического посвящения. Остальные 3 великих бинера будут предметами практического посвящения.

Теперь мы знаем, к чему стремимся, и можем отметить общие идеи, связанные с представлением о тройственности ступеней унитарных шкал.

Помимо самой скалярности тернеров отметим иерархическое начало, царящее в этих построениях. Верхняя ступень, как высшая иерархическая, по однородности своего существа с остальными ступенями как бы просто отражается в них, сокращая свою интенсивность.

Выходит, что власть подчиненного отличается от власти начальника лишь сферою компетенции, но отнюдь не характером.

Из этого следует, что общий начальник нескольких подчиненных, занятых различными, по существу, делами, должен синтезировать в себе компетенцию этих различных специальностей.

Отметим еще идею непрерывности переходов от ступени к ступени.

Нами таковых намечено 3, но в большинстве из приведенных примеров переход от ступени к ступени плавный, непрерывный.

Из рассмотрения унитарных тернеров вытекает возможность двоякого их генезиса. Можно исходить из крайних терминов, как мы делали, и добывать средний.

Такой генезис определим как общий тип обычного тернера.

Символизируем его фигурой черт. 1.

Чертеж 1

"+" символически соответствует положительному полюсу, то есть тому началу бинера, которое мы считаем экспансивным (мужским).

"" будет означать аттрактивный (женский) полюс бинера.

Буквой n мы обозначили средний (нейтральный, андрогинный) термин.

Никто не запрещает нам во многих примерах исходить из среднего термина и разложением его определять полюсы.

Нейтральное электричество процессом трения поверхностей разлагается на + электричество и – электричество; полутень никто не запрещает нам рассматривать как теневое пространство, отчасти освещенное источником света; ребенок с одной стороны являет для нас аттрактивные свойства; он в своем росте и питании притягивает к себе ряд элементов; с другой стороны он обнаруживает активность, экспансивность, простирающуюся на наружные объекты: в нем соединены оба свойства, и их можно в нем мысленно разделить.

Тогда мы получим другой тип тернера, которому мы дадим название тернера Великого Аркана. Его схема будет чертеж 2.

Чертеж 2

Пока – довольно об идеях. Скажем несколько слов о методе их добывания.

Мы поневоле в сегодняшнем рассмотрении пользовались аналогиями и, пожалуй, дошли до т.наз. символизма.

Но что есть символизм? – Да это тот же метод аналогии в частном применении.

Мне нравится тернер: свет – полутень – тень.

Я под его элементами подписываю несколько других тернеров, да еще под крайними элементами первой строки несколько не нейтрализованных бинеров, ну, хоть бы так:

Свет – Полутень – Тень;
Высокий регистр – Средний регистр – Низший рег.;
Эссенция – Натура – Субстанция;
Дух – — – Материя;
Жизнь – — – Смерть.

Если я все строки сравниваю с первой, то я элементы всех строчек символизирую элементами первой строки; быть может, я в одной из строчек нейтрализовал крайние полюсы лишь потому, что меня натолкнула на это верхняя строка.

Тогда это будет примером реализационной силы символа в мире метафизико-логическом.

Если я в 4-й строке не сумел еще нейтрализовать дух и материю, то реализационная сила символа здесь еще не обнаружилась, а получилась лишь возможность условного сравнения: "если вы дух уподобите свету, а материю тени, то термин, который я разыскиваю, соответствует полутени". И это неплохо!

Но вернемся к беглому изучению нашей картинки, то есть к первому мажорному аркану.

На нем изображен человек – индивидуум. Значит, аркан единства есть вместе с тем аркан индивидуальности. Если вы соединили несколько объектов воедино, то эта группа живет индивидуальной жизнью.

Клеточка живет; группа клеток соединяется в орган, и орган живет своею индивидуальной жизнью; органы группируются в организмы, опять-таки живущие индивидуальной жизнью; все органические царства планеты (в том числе и минеральное) определяют индивидуум, называемый самой планетой, и она живет; группа планет определяет систему, и т.д. до бесконечности.

Нужды нет, что клеточка считает себя свободной и борющейся за самое себя с другими клеточками, игнорируя жизнь органа и организма и считая таковые лишь обстановкою своей маленькой жизни; нужды нет, что академический ученый, уподобляясь этой клеточке, так же непочтителен к Земле и Солнечной Системе, отказывая им в личной жизни и полагая, что они суть мертвая обстановка, в которой протекает его полезная деятельность; нужды нет в том, что Земля так же презрительно смотрит на его жизнь, как он на жизнь своих обновляющихся клеточек... Аркан I-й нам открывает, что эти индивидуализации существуют, что не только группа атомов во имя жизни индивидуализировалась в молекулу, но что даже искусственная группа людей, соединившихся в коллегию, тем самым индивидуализируется и живет коллегиальной жизнью, презрительно относясь к мелким интересам каждого сочлена.

Лучше всего эта универсальная идея формулирована Христом в тексте: "... ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (от Матфея, гл. XVIII ст. 20). Вне Логоса нет реализованной жизни, следовательно, "во имя Мое" значит – "во имя жизни".

Возвращаясь к картине, обратим внимание на то, что на ней изображен именно мужчина, и притом стоя, то есть в позе активного элемента, – это послужит нам указанием для заголовка первого аркана. Аркан этот эзотериками называется "Magus", а в просторечии именуется "Le bateleur" (ярмарочный фокусник). Для нас это – активный индивидуум.

Если в вас жива потребность в установлении т.наз. теософического тернера основных единиц, то есть если вы во Вселенной признаете 3 элемента: Архетип, Человека и Природу, то вы дадите аркану тройной заголовок:

  1. Активная часть Архетипа – Divina Essentia;
  2. Активный полюс Человечества – Мужчина – Vir;
  3. Активность Природы – в терминологии Спинозы – Natura naturans.

В этом кратком курсе займемся значением Человека нашего аркана и постараемся вкратце охарактеризовать состав этой индивидуальности в сфере ее активности.

В деятельности Человека нам прежде всего бросается в глаза великий бинер

Дух – Материя.

Человек духовно живет в мире (или плане) идей. С другой стороны он проявляет себя в физическом, материальном плане, т.е. в области, где восприятия определяются показаниями органов чувств относительно объектов, которым мы даем название реализованных или материализованных предметов.

Первым нашим усилием в области самопосвящения будет попытка нейтрализовать упомянутое бинарное представление. Но что может связать дух с материей, что может дать переход от плана идей к плану реализованных предметов?

На это ответим: план, в котором Энергия определяет Формы.

Вот схемы нашего шкалярного тернера:

Дух – Энергия – Материя;
Идеи – Формы – Реал. предметы.

Этот промежуточный план назовем Астральным, а крайние – Ментальным и Физическим.

Переход от Ментального плана к Астральному совершается процессом группировки, сопоставления, суммирования, точнее сказать – процессом прогрессивной конденсации идей при наличности упомянутого выше Великого Закона индивидуализации коллективностей.

К общей идее многоугольника присоедините идеи равенства его линейных и угловых элементов, объедините эти идеи и вы получите новую идею правильного многоугольника, более конденсированную. Сопоставьте эту идею с идеей числа 4. У вас возникает представление о квадрате, которое вы уже склонны отнести к плану Форм.

Подобным же образом совершится переход от плана Астрального к плану Физическому.

Закрепите на оси жестяной кружок. Его край не царапает алмаза. Сообщите этому кружку быстрое вращательное движение, иначе сказать – увеличьте запас его кинетической энергии, или накопите в нем ряд астральных свойств: он царапает алмаз.

Вы видите, что конденсацией астрала вы изменили чисто физическое свойство – твердость края кружка.

Переход осуществлен, хотя бы отчасти.

Вы сосредоточиваетесь в одной комнате на желании вызвать субъекта, помещенного в другой, на определенное телодвижение. Сосредоточивание это сводится к конденсации идей в образные представления, т.е. в формы. Настаивая воображением на этих формах, т.е. конденсируя астрал, вы добиваетесь реализации упомянутого жеста, т.е. явления, доступного органам чувств, а потому относящегося к физическому плану. Опять осуществление перехода.

Мне возразят, что в первом примере покоящийся кружок уже обладал известной дозой твердости, т.е. физическим свойством, и мы конденсацией астрала только увеличили эту твердость; что во втором примере магнетизер не только работал воображением, конденсируя астрал, но и распоряжался своим дыханием по определенным правилам, а может быть, позволил себе тот или другой жест мгновенного или даже продолжительного (ритмического или не ритмического) движения тела. На это я отвечу алхимическим афоризмом:

чтобы делать золото,
надо иметь золото.

Это закон большинства процессов, совершающихся в обстановке реализованных объектов. Рождать Вселенную во второй раз нам не приходится, и неизвестно, сколько бы времени на это потребовалось. Мы чаще всего в обыденной жизни берем опорную точку в готовых реализациях. Мы как бы уподобляемся человеку, бросающему в насыщенный раствор маленькие кристаллики с целью вызвать быстрейшую общую кристаллизацию раствора.

Большинство магических операций носит тот же характер умелого выбора опорных точек.

Что же касается механизма коагуляций, то в понимании его нам отказано. Мы умеем пользоваться готовой машиной, мы мощными и упорными усилиями интеллекта и воли можем восходить по лестнице выбора все более и более простых и надежных машин; но построение таковых – не наше дело.

На то, как мы дальше узнаем, есть особые сущности, известные под названиями Ангелов (в пределах ментального плана), Spiritus Directores (в астральном плане) и Элементалей (в физическом плане). Каждому – свое.

Итак, мы во всей Вселенной и в каждом ее составном элементе будем пытаться различать, хотя бы приближенно, области трех планов: ментального, астрального и физического, взаимно проникающих друг в друга, но могущих быть рассмотренными в отдельности.

В Человеке мы сообразно с этим будем различать три составных элемента:

Mens, или дух; Anima, то есть душа, или астральное тело, или астросом; и, наконец, Corpus, то есть – физическое тело.

Когда человек занят умственным трудом, мы скажем, что Mens и Anima в нем деятельнее, нежели Corpus.

Когда в нем преобладает жизнь страстей, или работа чистого воображения, активного или пассивного, мы отметим Anima, как самое деятельное начало, и т.д.

Мы будем считать, что Mens Человека, коагулируясь, определил его Душу; что Душа эта, коагулируясь и взяв опорной точкой в физическом плане материализованные (хотя довольно тонко) элементы, доставленные родителями, сумела создать себе физическое тело, как для утробной, так и для внешней жизни; что она поддерживает функции этого физического тела в той форме, в какой они планированы, исправляя даже, соответственно этой форме, повреждения своей физической оболочки.

Говорить о том, как Mens управляет функциями Души и как он стремится ее исправлять, здесь было бы преждевременно.

Вот на чем я желал остановиться в нынешней лекции.

Прибавлю лишь одно: никто не запрещает вам заменить наше грубое подразделение Вселенной и Человека на 3 плана более детальным, в котором эти планы распадутся на подпланы. Мы сами в скором времени будем вынуждены это сделать.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 486
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Вступление О ПОНЯТИИ И ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Из
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VIII ДУША И ТЕЛО I Уже не
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VII ДУША КАК ЕДИНСТВО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ I
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VI ДУША КАК НОСИТЕЛЬ ЗНАНИЯ I В
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | ЧАСТЬ ВТОРАЯ КОНКРЕТНАЯ ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ЕЕ ФОРМИРУЮЩАЯ
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава IV СОСТАВ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ I Мы впали
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава III ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ I Наметив
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава II ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ I
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СТИХИЯ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ Глава I МИР
  • А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ | ОСНОВНЫЕ ИНТЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Рассматривая проблему сущности человека,
  • А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ | НАБРОСКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Обратим внимание на
  • А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЛОГИКЕ СИНЕРГИЙНОЙ ПАРАДИГМЫ В ходе
  • А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ | Литература Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна Человек
  • А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ | ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Определяя духовную сферу в
  • А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ | АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Оставим пока христианскую картину
  • А. Лихачев. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В КАТЕГОРИЯХ ПСИХОЛОГИИ | Постановка задачи В двусоставном термине духовно-нравственный наибольшее затруднение
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ Введение Лекция I Лекция II Лекция
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ Введение Лекция I Лекция II Лекция
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | А.Владимирский КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ...Конструктивная психология
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ Введение Лекция I Лекция II Лекция
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ Введение Лекция I Лекция III Лекция
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ Введение Лекция II Лекция III Лекция
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Какуан ДЕСЯТЬ БЫКОВ In: J.Fadiman, R.Frager. Personality andPersonal
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Анатолий Чистяков ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ Психологи только
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Владимир Данченко К ВОПРОСУ О КОНСТРУКТИВНОМ ЗНАНИИ Полная
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Петр Успенский ПСИХОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Ouspensky P.D.
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | 847020 ПЕРВЫЙ ШАГ: ЧЕСТНОЕ САМОПРОЯВЛЕНИЕ Из Комментариев к
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Сюзен Гордон ИНКАУНТЕР-БИЗНЕС Gordon S. The encounter business.
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Роши Джийя Кеннет, Свами Радха, Роберт Фрейгер КАК
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Мать Мира Ришар НАУКА ЖИЗНИ: ЗНАТЬ СЕБЯ И



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь