ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989)

- Оглавление -




А.Владимирский

КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ПСИХИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ


...Конструктивная психология имеет три уровня, составляющие ее субординационную структуру. Субординация в данном случае означает, что низлежащий уровень включается в вышеположенный. Верхний уровень конструктивной психологии занимает психология интегрального развития, средний – психология оптимального функционирования, нижний – психология эффективного восстановления человека. Этим теоретико-технологическим уровням конструктивной психологии соответствуют современные эмпирические типы психологического знания. Так, психологии интегрального развития эмпирически соответствует эзотерическая психология, психологии оптимального функционирования соответствует житейская психология, а психологии эффективного восстановления – психиатрия в широком смысле слова.

Но, кроме того, каждому уровню конструктивной психологии можно подобрать наиболее соответствующую ему конкретную психическую культуру. Психическая культура или культура психической деятельности является квинтэссенцией культуры, поскольку именно в ней опредмечивается степень постижения человеком самого развитого из известных ему существ – человека.

Сравнительный психокультурологический анализ приводит нас к выводу, что уровню психологии интегрального развития наиболее соответствует содержание арийской психической культуры. Уровню психологии оптимального функционирования наиболее соответствует содержание семитской психической культуры. Уровню психологии эффективного восстановления наиболее соответствует содержание китайской психической культуры.

С конкретными психическими культурами наиболее целесообразно знакомиться по их высшим достижениям. Так, наиболее глубокое содержание арийской психической культуры зафиксировано в Йоге, а суть арийской психической культуры сформулирована в Бхагавадгите. Для этой психической культуры характерен культ свободы, и ее идеалом является свободный (самодетерминирующийся, творческий) человек.

Наиболее глубокое содержание семитской психической культуры зафиксировано в Каббале, а суть семитской психической культуры сформулирована в Евангелиях. Для этой психической культуры характерен культ необходимости, и ее идеалом является правильный (следующий Закону, благоразумный) человек.

Наиболее глубокое содержание китайской психической культуры зафиксировано в И-цзине, а суть китайской психической культуры сформулирована в Дао-дэ-цзине. Для этой психической культуры характерен культ случайности, и ее идеалом является естественный (следующий Природе, спонтанный) человек.

Согласно современным отечественным научно-психологическим представлениям, имеется три уровня детерминации поведения человека, составляющих ее субординационную структуру: личность – индивид – организм. Исходя из этих представлений можно сказать, что арийская психическая культура уделяла особое внимание уровню личности, семитская психическая культура – уровню индивида, а китайская психическая культура – уровню организма. Действительно, основным принципом активности организма является эффективное восстановление динамического равновесия со средой. Основным принципом активности индивида является оптимальное функционирование в природно-социальном мире. Основным принципом активности личности является интегральное развитие в процессе свободной самодеятельности, благодаря которой только и осуществляется творчество новых форм культуры, – в том числе психической культуры.

Каждая конкретная психическая культура обладает набором трех структурных уровней конструктивной психологии, то есть решает проблемы интегрального развития, оптимального функционирования и эффективного восстановления человека: по этому фактору (набору структурных уровней) они тождественны. Однако в силу исторических условий вышеуказанным проблемам в конкретных психических культурах уделялось различное внимание, вследствие чего тот или иной структурный уровень оказывался более развитым, ведущим. И по этому фактору (ведущему структурному уровню) конкретные психические культуры существенно различны.

Так, в арийской психической культуре ведущим является уровень интегрального развития, а уровни оптимального функционирования и эффективного восстановления являются вспомогательными, обслуживающими интегральное развитие. В семитской психической культуре ведущим является уровень оптимального функционирования, а уровни интегрального развития и эффективного восстановления – вспомогательными, обслуживающими оптимальное функционирование. В китайской психической культуре ведущим является уровень эффективного восстановления, а уровни интегрального развития и оптимального функционирования – вспомогательными, обслуживающими эффективное восстановление. Собственно, по ведущему уровни мы я соотносим психические культуры с тем или иным уровнем конструктивной психологии.

В соответствии с ведущим уровнем, в каждой конкретной психической культуре имеется свое понимание интегрального развития, оптимального функционирования и эффективного восстановления. Так, в арийской психической культуре оптимальным функционированием и эффективным восстановлением считается такое функционирование и восстановление, которые обеспечивают интегральное развитие. В семитской психической культуре интегральным развитием и эффективным восстановлением считается такое развитие и восстановление, которые обеспечивают оптимальное функционирование. В китайской психической культуре интегральным развитием и оптимальным функционированием считается такое развитие и функционирование, которые обеспечивают эффективное восстановление.

Современная мировая психическая культура формируется в основном под воздействием именно трех указанных психокультур: арийской, семитской и китайской. Кроме того, на современную психокультурную ситуацию оказывают влияние мусульманская, египетская и индейская психические культуры.

Однако мусульманская психическая культура является в значительной степени производной: ее экзотерическая, религиозно-ортодоксальная часть представляет собой модификацию семитской психической культуры, а эзотерическая часть, суфизм – модификацию арийской психической культуры. И поскольку экзотерическое и эзотерическое мусульманство не интегрированы и даже конфликтны, этот тип влияния не представляет ничего принципиально нового по сравнению с арийским и семитским.

Египетская психическая культура является исходной по отношению к семитской, семитская психическая культура является модификацией египетской. Таким образом, египетская психическая культура, хотя и не в полной мере, представлена семитским психокультурным влиянием. И потому освоение египетской психической культуры не привносит ничего принципиально нового в современную психокультурную ситуацию.

Что касается индейской психической культуры, то она аналогична египетской. А поскольку последняя уже представлена семитским психокультурным влиянием, то и освоение индейской психической культуры не привносит принципиально нового содержания в современную психокультурную ситуацию.

Учитывая эти соображения, арийскую, семитскую и китайскую психокультуры можно считать доминирующими элементами современной мировой психической культуры. К сожалению, реальная современная психическая культура представляет собой не интеграл этих культур, а их конгломерат, эклектическую смесь. Вместе с тем современная психическая культура, включая в себя опыт всех предшествующих, располагает потенциалом, превосходящим возможности каждой отдельно взятой культуры. Этот потенциал может быть актуализирован в случае открытия принципа структурирования исторического психокультурного материала. Именно этот принцип опредмечен в структуре конструктивной психологии.

Конструктивная психология, таким образом, позволяет адекватно ориентироваться в предшествующих психических культурах и целенаправленно использовать их для решения проблем существования человека: проблем интегрального развития, оптимального функционирования и эффективного восстановления, формулируемых сегодня в рамках коммунистического идеала человека как проблемы "духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства". С другой стороны, становление самой конструктивной психологии связано о научным освоением содержания предшествующих психических культур.

Киев, сентябрь 1986



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 974
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Г.А.Антипов, О.А.Донских ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА С
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ О.А.Донских РЕФЛЕКСИЯ НАД ЯЗЫКОМ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ В.В.Папанов К ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИАЛОГА Для исследования
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Н.И.Кузнецова НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • РЕФЛЕКСИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ В.М.Розин РЕФЛЕКСИЯ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Познай
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 7 ДРУГИЕ ФОРМЫ КОНЦЕНТРАТИВНОЙ ЗАЩИТЫ Наряду с
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 4 О ПРИРОДЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ Возникает вопрос:
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 5 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕНТРАТИВНОЙ ЗАЩИТЫ Итак, в
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 6 МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ ОБОЛОЧЕК Потрогайте взглядом,
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Аннотация Указывается возможность трансформации проблемы психическойзащиты в проблему
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 8 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕДИТАТИВНОЙ ЗАЩИТЫ Для людей
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 9 К ВОПРОСУ О КОНТРУДАРАХ Некоторые считают,
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 10 ЗАЩИТА ЦЕНТРОВ Люди с повышенной чувствительностью
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 11 РИТУАЛИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В обоих вариантах медитативном
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 12 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ СУБЪЕКТА
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 13 ЭГРЕГОРЫ 150 ФИКЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ Читатели,
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 14 ЭГРЕГОРИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА Если защита с изменением
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 3 МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ Чем более человек
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 2 АБСОЛЮТНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ Итак,
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 1 ПАТОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ ВЕРОВАНИЙ Психическая защита представляет
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 22 ЗАЩИТА В ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫХ СИТУАЦИЯХ По мере
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 15 НАДЭГРЕГОРИАЛЬНОСТЬ Следующим за идеологическим уровнем причастности
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 16 ВИТАЛЬНЫЕ НАПАДЕНИЯ И ВИТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА До
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 17 МЕНТАЛЬНЫЕ НАПАДЕНИЯ И МЕНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА Витальным
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 18 АСТРАЛЬНЫЕ НАПАДЕНИЯ И АСТРАЛЬНАЯ ЗАЩИТА Выражение
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 19 ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЙ ВО СНЕ В
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 20 АНТИЗАЩИТА Антизащита прямо противоположна абсолютной защитепринципиальному
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | Глава 21 ЗАЩИТА В ПРЕДГАЛЛЮЦИНАТОРНЫХ СИТУАЦИЯХ Как уже
  • №20. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ | 847020 ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОЗАЩИТЫ К.: Самиздат, 1983АннотацияПатогенные
  • А. Швейцер. КУЛЬТУРА И ЭТИКА | ОГЛАВЛЕHИЕ III. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Как человечество приходило к



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь