ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989)

- Оглавление -




Мать (Мира Ришар)

НАУКА ЖИЗНИ:
ЗНАТЬ СЕБЯ И УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ

The Mother. The science of living (To know oneself and to control oneself).
In: Sri Aurobindo and the Mother on education. Pondicherry, 1960.


Бесцельная жизнь – это несчастная жизнь.

У каждого из вас должна быть цель. Но не забывайте, что от качества вашей цели будет зависеть качество вашей жизни.

Ваша цель должна быть высокой и широкой, благородной и бескорыстной; благодаря этому жизнь ваша обретет ценность для вас, равно как и для других людей.

Но каким бы ни был ваш идеал, вы не сможете в совершенстве осуществить его до тех пор, пока сами несовершенны.

Первый шаг на пути самосовершенствования состоит в том, чтобы начать сознавать себя, различные части своего существа и свойственные им формы активности. Вам следует учиться отличать различные части одну от другой так, чтобы вы могли ясно видеть источник любого из ваших внутренних движений – всех тех влечений, реакций и противоборствующих мотивов, которые понуждают вас к действию. Такое самоизучение требует упорства и искренности. Ибо человеку свойственно давать положительную оценку своим мыслям, чувствам, словам и поступкам. Мы можем надеяться выработать в себе способность безошибочно различать все движения своей натуры лишь в том случае, если будем внимательно наблюдать за ними, вынося их на суд высочайшего идеала с искренним намерением подчиниться его приговору. Ибо если мы действительно хотим продвинуться вперед и познать истину нашего существа, – а это, следует заметить, единственное, для чего мы в конечном счете были созданы, и что может быть названо предназначением нашего земного существования, – мы должны последовательно и настойчиво отвергать от себя и удалять из себя все, что отрицает эту истину, противостоит ей. Тем самым все части, все элементы нашего существа смогут мало-помалу организоваться вокруг нашего внутреннего центра в единое однородное целое. Чтобы такая воссоединительная работа могла хотя бы отчасти приблизить нас к совершенству, потребуется много времени. Следовательно, чтобы довести ее до конца, мы должны вооружиться настойчивостью и долготерпением, от которых в значительной степени будет зависеть успех наших усилий.

Осуществляя указанную работу по очищению и объединению, мы должны также уделять большое внимание совершенствованию внешней, орудийной части нашего существа. Когда высшая истина обнаружит себя в вас, она должна найти здесь тонкое и глубокое ментальное существо*, способное придать выражаемой идее форму мысли, которая бы сохраняла ее силу и ясность. Облекаясь в слова, эта мысль, опять же, должна найти достаточно развитую способность к выражению, так чтобы слова не искажали, но раскрывали ее. А та формула, в которой вы воплотили истину, должна ясно различаться во всех ваших чувствах, побуждениях и действиях, во всех движениях вашего существа. И наконец, сами эти движения должны быть совершенны.

* Тот класс объектов изучения и управления, который на языке Гурджиева и Успенского именуется "центрами", на языке Шри Ауробиндо и Матери именуется "существами"; тем самым подчеркивается автономность, независимость этих объектов от нашей воли. – В.Д.

Все это может быть достигнуто посредством дисциплины, состоящей из четырех элементов, в общих чертах описанных ниже. Четыре стороны настоящей дисциплины не исключают друг друга; напротив, желательно следовать им одновременно. Исходный пункт может быть назван дисциплиной души. "Душой" или "душевным существом" мы называем психологический центр нашего бытия, внутренний престол высшей истины нашего существа, способного познать и проявить её. Поэтому для нас чрезвычайно важно осознать это внутреннее присутствие, сосредоточиться на нем, сделать его фактом нашей жизни и отождествить себя с ним.

Культуры различных эпох выработали множество психологических, религиозных и даже механических методов развития такого восприятия и достижения конечного отождествления. Фактически, каждый сам должен выяснить, что ему подходит наилучшим образом; и если устремление человека искренно и постоянно, а воля настойчива и энергична, то он наверняка получит помощь, необходимую ему для достижения цели, – либо извне, благодаря изучению и наставлению, либо изнутри, благодаря концентрации, медитации и откровению. Необходимо лишь страстное желание выявить и постичь истину своего существа. Такое выявление и постижение должно стать для человека важнейшей из его забот, "драгоценной жемчужиной", бесценным сокровищем, которым надо завладеть во что бы то ни стало. Что бы вы ни делали, вне зависимости от рода ваших занятий и вида деятельности в вас постоянно должна жить жажда истины и единения с истиной, жажда эта должна незримо присутствовать за всеми вашими действиями, переживаниями и мыслями.

Чтобы довести движение внутреннего поиска до конца, не следует забывать о ментальном развитии. Ибо ум может служить как большим подспорьем, так и большой помехой. В своем естественном состоянии ум человеческий ограничен, поверхностен и неповоротлив: чтобы расширить его, углубить и сделать более гибким, нужны определенные усилия. Поэтому для нас крайне важно рассматривать все с как можно большего числа точек зрения. В связи с этим можно привести следующее упражнение, способствующее развитию мышления. Выдвигается некий ясно сформулированный тезис; ему противопоставляется столь же четко сформулированный антитезис. Далее путем тщательного осмысления проблемы границы ее раздвигаются и формулируется синтез, объединяющий обе противоположности в рамках одной более широкой идеи.

Существует множество упражнений такого рода; некоторые из них оказывают благотворное влияние на характер человека и производят тем самым двойной эффект, не только воспитывая ум, но и способствуя выработке контроля над чувствами. Например, вы можете не позволять своему уму осуждать людей и обстоятельства; ибо ум это не орудие познания, он неспособен производить знание, – напротив, знание должно приводить его в движение. Знание относится к области гораздо более высокой, чем ум человека, оно запредельно даже сфере чистых идей. Чтобы ум мог воспринимать знание свыше и проявлять его, он должен быть безмолвным и внимательным. Ибо он представляет собой орудие формообразования, организации и действия. И именно в осуществлении этих функций он обретает свою подлинную ценность и действительное назначение.

Весьма способствовать развитию сознания может следующая практика. Сталкиваясь с любого рода расхождением во мнениях, касается ли оно принятия решения или осуществления действия, человек не должен настаивать на своей собственной точке зрения. Напротив, он должен попытаться понять точку зрения партнера, поставить себя на его место и, вместо того, чтобы спорить или даже бороться с ним, найти такое разрешение проблемы, которое бы было приемлемым для обеих сторон.

Здесь следует упомянуть также о воспитании витала. Наше витальное существо является средоточием побуждений и желаний, восторга и ярости, бурлящей энергии и безысходной тоски, привязанности и отвращения. Оно может привести в движение, усилить и осуществить что угодно, а также что угодно испортить и разрушить. По-видимому, это самая трудновоспитуемая часть человеческого существа. Ее воспитание – долгий труд, требующий огромного терпения и совершенной искренности, ибо не будучи искренним, человек начнет самообманываться с первых же шагов, и все его усилия, направленные на саморазвитие, окажутся тщетными. Без сотрудничества со стороны витального существа постижение становится невозможным, а преображение – неосуществимым. Проблема состоит в том, чтобы придать такому сотрудничеству постоянный характер. Витал – хороший работник, но работает он большей частью себе в удовольствие. Когда ему отказывают, или хотя бы ограничивают его в удовольствиях, он раздражается, мрачнеет и объявляет забастовку. В результате силы покидают человека, оставляя после себя ощущение неудовлетворенности людьми и обстоятельствами, чувство уныния или протеста, подавленности или недовольства. В такие моменты необходимо воздерживаться от действий; ибо именно в такие моменты человек делает глупости, способные за несколько минут испортить или разрушить то, для обретения чего потребовались месяцы напряженных усилий. Эти кризисы протекают гораздо быстрее и менее остро у тех, кто достаточно близко соприкоснулся со своим душевным существом и сохраняет в себе благодаря этому огонь устремления, равно как и сознание идеальной цели последнего. Обладая таким сознанием они могут обращаться со своим витальным существом как с заупрямившимся ребенком, терпеливо и настойчиво указывая ему на свет и истину, убеждая его и пытаясь пробудить в нем его временно помраченную добрую волю. Благодаря такому терпеливому участию каждый кризис может стать ступенькой для следующего шага к цели. Продвижение может быть медленным, а падения частыми, но если человек не теряет бесстрашия воли, он обязательно победит, и наступит такой день, когда все препятствия растворятся и исчезнут в лучах сознания истины. И наконец, посредством рациональной системы физического воспитания мы должны сделать свое тело сильным и гибким – достойным орудием силы истины, которая стремится проявить себя через нас во внешнем мире.

Действительно, тело должно не властвовать, а повиноваться. По природе своей тело – это покорный и преданный слуга. К несчастью, слуга этот, как правило, неспособен критически относиться к своим хозяевам – уму и виталу. Он служит им слепо, в ущерб собственному здоровью. Ум с его догмами, с его косными и деспотичными принципами, витал с его страстями, излишествами и развлечениями нарушают естественное равновесие организма, доводят тело до истощения и болезни. Тело должно освободиться от их тирании, а это может быть достигнуто лишь в постоянном союзе с душевным существом человека. Тело обладает замечательной приспособляемостью и выносливостью. Как правило, люди даже не представляют, какие в нем заключены возможности. Если бы вместо нынешних невежественных и деспотичных хозяев телом правила центральная истина нашего существа, мы были бы поражены тем, на что оно стало способно. Тихое и спокойное, сильное и уравновешенное, оно будет каждый миг прилагать именно то усилие, которое от него требуется, ибо научится отдыхать в действии, сознательно и эффективно восполняя расходуемые силы за счет окружающих нас вселенских сил. В ходе такой здоровой и уравновешенной жизни на теле отразится гармония высших сфер, что придаст совершенство его пропорциям и идеальную красоту формам. И гармония эта будет прогрессировать, ибо истина нашего существа не статична, – она представляет собой непрерывное развитие, рост всеобъемлющего совершенства. Когда тело вольется в это движение прогрессивной гармонии, оно сможет путем непрерывного процесса трансформации избежать неминуемого в противном случае распада и уничтожения. Тем самым оно выйдет из-под власти закона смерти.

Достигнув этого уровня совершенства, мы достигнем цели наших стремлений и обнаружим, что искомая нами истина имеет четыре аспекта: Любовь, Знание, Силу и Красоту. Указанные четыре атрибута Истины будут непосредственно выражать себя в нашем существе. Душа станет проводником чистой любви, ум – проводником истинного знания, витал будет проявлять неодолимую силу, а тело станет выражением совершенной красоты и гармонии.

Перевод В.Данченко, 1989



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1380
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ III Взаимоотношение двух лиц нашего субъекта отличается
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ II Возвратимся к прерванному нами изложению. Участиеорганизующего
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА Насколько загадочно человеческое существо
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие переводчика к первому изданию НЕСКОЛЬКО СЛОВ
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение Отрывок из Reden gehalten in naturwissenchaftliehen
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ СХЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА С ОККУЛЬТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ IV Доколе отождествляли нашу душу с частью
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 14 СМЫСЛ НЕВРОТИЧЕСКОГО СТРАДАНИЯ проблема мазохизма Мы
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Введение Целью, которой я руководствовалась при написании этойкниги,
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 1 КУЛЬТУРНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ НЕВРОЗОВ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 2 ЧТО ПОБУЖДАЕТ НАС ГОВОРИТЬ О НЕВРОТИЧЕСКОЙ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 3 ТРЕВОЖНОСТЬ Прежде чем перейти к более
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 4 ТРЕВОЖНОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ Обсуждая различия между
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 5 ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА НЕВРОЗОВ Тревога может целиком
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 6 НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь