ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989)

- Оглавление -




ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

Введение   Лекция I   Лекция III   Лекция IV   Лекция V

Продолжая изучение человека, мы рассмотрим теперь уровни сознания более подробно. Как я уже говорил, существует четыре уровня сознания: сон, состояние бодрствования, самосознавание и объективное сознание. Но человеку, как правило, доступны только два из них: сон и так называемое состояние бодрствования. Получается, что имея четырехэтажный дом, человек живет только на двух нижних этажах.

Первым или нижним состоянием сознания является сон – пассивное и в значительной степени субъективное состояние. Человек погружен в грезы, все его психические функции работают без определенной цели. В этих грезах отсутствует логика, последовательность, причинность и результат.

Часто субъективные картины являются отражением прошлого опыта, равно как и настоящих восприятий вроде звуков, доносящихся до спящего человека, телесных ощущений – слабой боли, ощущения мускульного напряжения и т.д. Все это мелькает, оставляя слабый след в памяти, а чаще не оставляя никакого следа вообще.

Сознание поднимается на вторую ступень, когда человек пробуждается. Это второе состояние, доступное обычному человеку: в этом состоянии мы работаем, разговариваем, воспринимаем свое сознательное существование и т.д. Нередко мы называем его состоянием бодрствования или ясным сознанием, тогда как на самом деле должны были бы назвать его сном наяву или относительным сознанием. Этот последний термин будет употребляться далее.

Необходимо сразу же заметить, что первое состояние сознания, то есть сон, с пробуждением не прекращается. Сон остается, поток грез и образов не прекращается, однако у человека появляется более критичное отношение к своим впечатлениям, мышление становится строже, а действия – более дисциплинированными; возникает способность улавливать противоречия, что было совершенно невозможным во сне. Яркость сновидения слабеет и человек перестает замечать его, подобно тому как он не замечает звезды и луну, невидимые в сиянии солнца. Однако все его сновидения присутствуют в нем, они воздействуют на его мысли, чувства и поступки, причем иногда в большей мере, чем действительные восприятия данного момента.

В связи с этим необходимо заметить также, что речь идет не о "подсознательном мышлении", о котором толкует современная психология. "Подсознательное мышление" – не более чем плод неверного словоупотребления. Никакого "подсознательного" мышления нет по той простой причине, что нет и "сознательного" мышления. В дальнейшем вы узнаете, с чем связана подобная ошибка, и почему подобная терминология принимается, становится общепринятой.

Но давайте вернемся к тем состояниям сознания, которые действительно существуют. Первое – это сон. Второе – "сон наяву" или "относительное сознание".

Первое, как я уже говорил , – чисто субъективное состояние. Второе менее субъективно, в нем человек уже различает "Я" и "не-Я". На основании различения чувства своего тела и вещей, отличных от своего тела, он может в определенной степени ориентироваться среди этих вещей, знать их положение и качества. Но нельзя сказать, что человек в этом состоянии просыпается, ибо он все еще находится под сильным влиянием сновидений и живет фактически большей частью во сне, нежели в действительности. Все абсурдности и противоречия человеческой жизни и человеческих отношений объясняются тем, что люди живут и действуют во сне, не понимая, что они спят.

Полезно будет напомнить, что в этом утверждении заключен внутренний смысл многих древних доктрин. Самой известной из них для нас является христианство, в котором идея необходимости пробуждения ото сна положена в основу объяснения человеческой жизни, хотя идея эта редко звучит буквально.

Вопрос состоит в том, как человеку проснуться?

Христианство требует пробуждения, но не говорит, как достичь этого. Согласно психологическому учению о сознании, человек встает на путь пробуждения лишь тогда, когда сознает, что он спит. Нельзя пробудиться, не осознав, что ты спишь.

Сон и сон наяву – это два обычные состояния, известные всем людям. Кроме того, есть еще два состояния, которые становятся доступны человеку лишь после трудной и продолжительной борьбы.

Эти два высшие состояния сознания называются "самосознаванием" и "объективным сознанием". Мы привыкли считать, что обладаем самосознаванием, что мы сознаем себя или, во всяком случае, можем сознавать себя, если захотим. В действительности, однако, мы приписываем себе самосознавание совершенно безосновательно.

"Объективное сознание" – это состояние, которое нам неизвестно.

"Самосознавание" – это состояние, в котором возникает объективное знание себя, а объективное сознание – состояние, в котором мы соприкасаемся с реальностью или объективным миром, не искаженным нашими предпочтениями, фантазиями и другими проявлениями субъективных состояний сознания.

Другое определение четырех состояний сознания может быть сделано с точки зрения предоставляемой ими возможности познания истины.

В первом состоянии сознания, то есть во сне, истина нам недоступна. Воспоминания и ощущения смешиваются здесь с грезами, так что в состоянии сна мы не можем отличить грезы от реальности.

Во втором состоянии сознания, то есть состоянии сна наяву, нам доступна лишь относительная истина, отчего это состояние называется также состоянием относительно сознания.

В третьем состоянии сознания, то есть состоянии самосознавания, мы обретаем истинное знание о самих себе.

В четвертом состоянии сознания, то есть состоянии объективного сознания, мы обретаем истинное знание обо всем: мы можем познать "вещь в себе", "мир, каким он есть".

Это последнее состояние так далеко от нас, что мы не можем его даже представить. Необходимо учитывать, что проблески объективного сознания могут возникать только в полностью развитом самосознавании.

В состоянии сна могут возникать проблески относительного сознания.

В состоянии относительного сознания могут возникать проблески самосознавания. Но если мы хотим иметь более устойчивое самосознавание, а не только лишь его проблески, то должны принять к сведению, что самосознавание не может придти само собой: его нужно вырабатывать путем целенаправленных волевых действий. Частота и продолжительность моментов самосознавания зависят от того, насколько человек собой владеет. Ибо сознание и воля это почти одно и то же; во всяком случае, они представляют собой две стороны одного явления.

Поэтому первым препятствием на пути развития самосознавания является убежденность человека в том, что он уже обладает самосознаванием или, по крайней мере, способен при желании сознавать себя. Переубедить человека в этом очень трудно – прежде всего по той причине, что природа всякий раз разыгрывает с ним один забавный трюк.

Если вы спросите человека, обладает ли он сознанием, или скажете ему, что он сознанием не обладает, он ответит, что обладает им, и что обратное утверждение абсурдно, потому как он в настоящий момент совершенно ясно сознает происходящее.

И он будет прав – и одновременно не прав. Его заблуждение естественно. Он прав, потому что ваш вопрос или утверждение заставили его на мгновение осознать происходящее. В следующий момент он лишится сознания, однако запомнит то, что вы ему сказали, и что он вам ответил, – и несомненно будет считать, что обладает сознанием.

В действительности же, чтобы обрести самосознавание, человек должен проделать долгую и трудную работу. Может ли человек пойти на это, полагая, что он уже обладает тем предметом, который ему обещают в награду за долгий и тяжелый труд? Разумеется, он не пойдет на это до тех пор, пока не убедится в том, что он не обладает ни самосознаванием, ни тем, что с ним связано; внутренним единством или индивидуальностью, неизменным "Я" и волей.

Все это подводит нас к вопросу о школе, потому что методы развития самосознавания, внутреннего единства, неизменного "Я" и воли могут быть даны только в специальной школе. Это нужно ясно усвоить.

Человек, живущий относительным сознанием, не может найти эти методы сам: эти методы не могут быть описаны в книге или преподаны в обычной школе по той простой причине, что для различных людей они различны. Иными словами, тот, кто хочет изменить состояние своего сознания, нуждается в школе. Но сперва он должен осознать эту необходимость. До тех пор, пока он думает, что может чего-то достичь сам, школа ему не поможет, даже если он ее найдет. Школа существует только для тех, кто в ней нуждается и знает, что он в ней нуждается.

Идея школы – изучение различных видов школ, изучение школьных принципов и методов – занимает очень важное место в психологии развития человека, ибо вне школы ни о каком развитии не может быть и речи. Человек не может даже вступить на путь, не зная, как сделать первый шаг: тем более не может он продолжить путь или достигнуть чего-либо. Это значит, что за освобождением от первой иллюзии – иллюзии того, что человек уже имеет то, что он может иметь, должно последовать освобождение от второй иллюзии – иллюзии того, что он может достичь чего-либо сам.

Эти лекции – не школа, и даже не начало школы. Школа предполагает очень напряженную работу. Но для тех, кто хочет, я расскажу в этих лекциях кое-что о том, как работает школа, и как ее можно найти. Однако прежде я дам еще одно определение психологии.

Как я уже говорил, психология представляет собой, во-первых, изучение возможного развития человека и, во-вторых, изучение себя самого, самоизучение.

Однако эти два определения, данные в предыдущей лекции, недостаточны, так как человек не знает ни перспектив, ни нынешнего уровня своего развития, приписывая себе качества, присущие высшим фазам эволюции. Будучи неспособен различать в себе воображаемое и действительное, он не может заниматься самоизучением.

Что такое ложь, неправда?

Как подсказывает этимология этого слова, неправда означает искажение либо сокрытие правды, истины – или того, что считается истиной. Такая форма лжи играет очень заметную роль в человеческой жизни; однако существует еще более глубокая форма лжи, когда люди не знают, что они лгут.

Я говорил в последней лекции, что истина нам в нашем нынешнем состоянии недоступна: она раскрывается нам лишь в состоянии "объективного сознания". Как же мы можем говорить неправду? Но в действительности тут нет никакого противоречия.

Мы не можем знать истины, но мы можем утверждать, что знаем ее. И это неправда, ложь.

Ложь наполняет всю нашу жизнь.

Люди претендуют на знание всевозможных вещей: Бога, будущей жизни, строения вселенной, происхождения человека, направления эволюции, – чего угодно; в действительности же они не знают даже самих себя. И каждый раз, когда они говорят о том, чего не знают, как о чем-то известном, они лгут.

Поэтому изучение лжи приобретает для психологии первостепенную важность. Более того, необходимо будет даже ввести еще одно определение психологии как учения о лжи.

Психологии с необходимостью приходится обращаться к изучению лживых представлений человека о самом себе. Ложь очень затрудняет изучение действительного человека. Человек, каким он себя знает, – это не настоящий, не действительный человек; это имитация, и очень плохая имитация.

Психология, которая изучает человека таким, каким он себя считает, изучает вымышленного, искусственного человека. Ясно, что когда человек не знает, что в нем воображаемое, а что действительное, результаты его самоизучения оставляют желать лучшего.

Поэтому психология должна начать с различения воображаемого и действительного в человеке. Нельзя приступать к изучению человека как целого, потому что он разделен на две части; одна из них в отдельных случаях может быть почти полностью действительной, тогда как другая в отдельных случаях может быть почти полностью воображаемой. У большинства людей эти части трудно различимы, так что нельзя определить, где кончается одна и начинается другая, хотя обе имеют свои отличительные признаки.

В психологической системе, которую мы изучаем, эти две части называются соответственно сущностью и личностью.

Сущность – это врожденное в человеке.

Личность – это то, что он приобретает в тех или иных обстоятельствах.

Так, один человек имеет музыкальный слух, другой не имеет, один имеет способность к языкам, другой не имеет. Это – сущность. Сущность не может быть утрачена, не может быть изменена или повреждена с такой же легкостью, как личность.

Личность может полностью измениться с изменением обстоятельств, она может быть утрачена и легко повреждена.

Личность есть все то, что тем или иным образом, говоря обычным языком, "сознательно" или "бессознательно" усвоено. В большинстве случаев усвоение происходит "бессознательно", то есть путем подражания, которое играет очень важную роль в формировании личности.

Даже в инстинктивных функциях, которые, по-видимому должны быть свободны от личности, нередко имеется много так называемых "приобретенных качеств", т.е. всякого рода предпочтений и антипатий, возникших благодаря подражанию и воображению.

Все эти искусственные "нравится" и "не нравится" играют значительную и порой даже катастрофическую роль в жизни человека. Действительно, казалось бы, человек должен любить то, что для него хорошо, и не любить того, что для него плохо. Но это происходит лишь в том случае, когда сущность преобладает над личностью, как и должно быть у здорового и нормального человека.

Когда личность начинает доминировать над сущностью, человек начинает любить то, что для него плохо, и не любить то, что для него хорошо. Это свидетельствует о нарушении отношений между личностью и сущностью.

В норме сущность должна доминировать над личностью; при этом личность может быть весьма полезной. Но когда личность доминирует над сущностью, это приводит ко многим несообразностям. Личность необходима человеку так же, как сущность, и он не мог бы жить без личности с одной сущностью. Однако личность и сущность должны расти равномерно, не подавляя друг друга.

Случай подавления личности сущностью нередко можно наблюдать у необразованных людей. Так называемые простые люди могут быть очень добрыми и умными, но они неспособны развиваться в том смысле, в каком это доступно людям с развитой личностью.

Подавление сущности личностью очень характерно для культурных людей; при этом сущность остается в недозревшем, недоразвитом состоянии, так что у вполне сложившегося на вид мужчины или женщины может быть сущность 10-12-летнего ребенка. Ряд условий современной жизни весьма благоприятствует такой сущностной незрелости. Увлечение, например, спортом, в особенности азартными его видами, способно очень рано приостановить развитие сущности, так что она может уже никогда не наверстать упущенного. Из этого примера видно, что сущность, будучи врожденной, связана отнюдь не только с физической конституцией человека. Чтобы внести большую ясность в вопрос о сущности, мне придется снова вернуться к рассмотрению функций.

Как я указывал в последней лекции, изучение человека начинается с изучения четырех его функций: интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и инстинктивной. С точки зрения обычной психологии и здравого смысла, интеллектуальная функция (мышление и т.п.) управляется и осуществляется определенным центром, который мы зазываем умом, интеллектом или мозгом. И это действительно так. Однако мы должны понять, что другие функции также управляются своим "умом" или центром. Таким образом, с точки зрения некоторых психологических систем имеется четыре вида "ума" или центра управления нашими повседневными действиями: интеллектуальный центр, эмоциональный центр, двигательный центр и инстинктивный центр.

Каждый центр представляет собой автономную единицу: он имеет свою собственную сферу действия, свое управление и развивается независимо от других центров. Структура центров, то есть их сильные и слабые стороны, относится к сущности. Их содержание, то есть все, что эти центры приобретают, относится к личности.

Как я уже говорил, личность так же необходима для развития человека, как и сущность. Однако она должна занимать положенное ей место. Это едва ли возможно, поскольку личность имеет о себе весьма превратное представление. Она не хочет становится на свое место, потому что ее подлинное место вторично и должно быть подчинено сущности; она не хочет знать о себе правду, так как это предполагало бы отказ от ошибочно занятой ею доминирующей позиции.

Нынешнее дисгармоничное состояние человека обусловлено неверным соподчинением сущности и личности. И единственный путь, который выводит из этого дисгармоничного состояния, есть самосознавание.

Познай себя – таков был первый принцип и первое требование старых психологических школ. До сих пор мы повторяем эти слова, но не вслушиваемся в их значение. Мы думаем, что "знать себя" значит знать свои особенности, желания, вкусы, способности и намерения. В действительности же это значит знать себя как машину, то есть знать устройство, свои составные части, функции различных частей, условия управления их работой и т.д. В том, что касается машин вообще, мы понимаем, что не можем знать машину без ее изучения. В равной мере это должно быть отнесено и к нам самим: мы должны изучать свою машину как машину.

Изучение осуществляется путем самонаблюдения. Иного пути нет и никто иной не сделает за нас эту работу. Мы должны проделать ее сами, но для этого нам нужно учиться наблюдать. Это значит, что необходимо наблюдать различные функции и существующие между ними различия, памятуя вместе с тем о различных состояниях сознания, о нашем сне и о множественности наших "Я".

Такое наблюдение очень быстро дает результаты. Прежде всего человек заметит, что не может беспристрастно наблюдать все, что он в себе находит. Некоторые вещи ему нравятся. Другие вещи ему досаждают, раздражают его и даже ужасают. Иначе и быть не может. Нельзя изучать себя как далекую звезду или любопытное ископаемое. Вполне естественно, что человеку нравится в себе все то, что способствует его развитию, и не нравится то, что ему мешает, создает препятствия или даже делает развитие невозможным. Это значит, что очень скоро после начала самонаблюдения у человека появится различение своих полезных и вредных черт – полезных или вредных с точки зрения возможностей самопознания, пробуждения, развития. Он увидит те грани себя, которые могут помочь ему обрести сознание, равно как и те грани, которые мешают ему в этом и должны быть ликвидированы. Во время самонаблюдения нужно помнить, что это лишь первый шаг в направлении возможного развития.

Теперь давайте рассмотрим, какие вредные черты находит в себе человек. В общем говоря, это все машинальные проявления. Прежде всего следует назвать ложь. Она присутствует в человеке чаще всего. В машинальной жизни ложь неизбежна. Никто не может ее избежать, и чем больше человек думает, что свободен от лжи, тем больше утверждается в ней. Жизнь, какой она есть, не может существовать без лжи. Но в психологическом плане ложь имеет иное значение.

Говорить неправду значит говорить о том, чего не знаешь и не можешь знать, – говорить так, будто ты об этом можешь знать и знаешь. Следует заметить, что я говорю о вреде лжи не в моральном смысле. В настоящем своем положении мы еще не в состоянии судить о том, что хорошо и что плохо. Пока что я говорю только с практической точки зрения, – говорю о том, что полезно и что вредно для самоизучения и саморазвития. Встав на этот путь, человек очень быстро обнаруживает признаки, которыми отличаются его вредные проявления.

Он обнаруживает, что чем более управляемы его проявления, тем менее они опасны, и что чем меньше мы можем их контролировать, тем более опасный характер они могут принять. Когда человек осознает это, он начинает избегать говорить неправду, но не по моральным соображениям, а потому, что ложь, будучи ему неподконтрольна, сама держит его (точнее, остальные его функции) под контролем.

Другая опасная черта, которую человек находит в себе, это воображение. Приступив к самонаблюдению, он очень скоро приходит к выводу, что главное препятствие к наблюдению составляет воображение.

Он хочет что-то наблюдать, но вместо этого у него разыгрывается воображение и он забывает о наблюдении. Очень скоро он приходит к выводу, что люди придают слову "воображение" искусственное, незаслуженное значение, полагая воображение творческой способностью. Он приходит к выводу, что воображение есть разрушительная способность, что он не контролирует ее, и что она постоянно уводит его в сторону от сознательно избранного пути.

Воображение почти так же вредно, как неправда; фактически, оно и есть неправда о самом себе. Человек начинает воображать что-то для того, чтобы угодить себе, и очень скоро начинает верить в то, что вообразил.

Раньше или позже каждый обнаружит много опасных эффектов в выражении негативных эмоций. Термин "отрицательные эмоции" обозначает все эмоции уныния или неистовства: жалость к себе, гнев, подозрение, страх, раздражение, скука, недоверие, ревность и т.п. Обычно полагают, что выражение отрицательных эмоций совершенно естественно и даже необходимо. Нередко люди называют это "искренностью". Но такого рода искренность – не более чем слабость, признак плохого характера и неспособности удерживаться от обиды. Человек понимает это, когда он старается противостоять этому. Тем самым он получает и другой урок: он понимает, что недостаточно наблюдать механические проявления, – необходимо отказаться от них, так как не отказавшись от них невозможно их наблюдать. Они случаются так быстро, так привычно и незаметно, что заметить их невозможно, если не приложить достаточных усилий для того, чтобы создать им препятствия.

Вслед за отрицательными эмоциями замечаешь в себе еще одну любопытную механическую черту – болтливость. Вообще говорить не вредно. Но дело в том, что люди говорят все время, где бы они ни находились – на работе, в транспорте и даже во сне. Они никогда не перестают о чем-то говорить, а если говорить не о чем, они говорят о себе.

За этим также невозможно наблюдать, не отказавшись от этого настолько, насколько это возможно. Без отказа от болтовни ничего нельзя наблюдать, а все результаты наблюдения немедленно испаряются в болтовне.

Трудности, с которыми сталкивается человек при наблюдении этих четырех явлений – лжи, воображения, выражения отрицательных эмоций и бесполезной болтовни – покажут человеку его полную машинальность и невозможность борьбы с этой машинальностью без внешней помощи, то есть без нового знания и без действенной поддержки. Даже если человек воспримет определенный материал, он со временем забудет пользоваться им, и снова погрузится в сон; поэтому человека необходимо регулярно будить.

Эти "погружения в сон" имеют некоторые характерные признаки, неизвестные обычной психологии, – или по крайней мере незарегистрированные ею. Эти черты требуют специального изучения.

Вот две из них. Первая называется отождествлением. Отождествление – забавное состояние, в котором человек проводит большую часть своей жизни. Он отождествляет себя со всем: с тем, что он говорит, что чувствует, во что верит, чего хочет, чего не хочет, с тем, что привлекает его или отталкивает. Он пропитан всем этим, и не может отделить себя от идеи, чувства или объекта, которыми пропитан. Это значит, что человек не в состоянии независимо смотреть на объект своего отождествления.

В состоянии отождествления человек имеет меньший контроль над своими механическими реакциями, чем когда-либо еще. Такие явления как ложь, воображение, выражение отрицательных эмоций и болтовня нуждаются в отождествлении. Они не могут существовать без отождествления. Если человек будет в состоянии освободиться от отождествления, он сможет освободиться от многих бесполезных и вредных вещей.

Второе состояние, погружающее в сон и близкое к отождествлению, – это мнительность. Фактически, мнительность – этот отождествление с другими людьми. Это состояние, в котором человек постоянно озабочен тем, что о нем думают другие, отдают ли они ему должное, достаточно ли восхищаются им и т.д. Мнительность играет очень важную роль в жизни каждого человека, но для некоторых людей она становится навязчивой идеей. Вся их жизнь наполнена мнительностью, то есть озабоченностью, сомнением, подозрением, и для чего-либо другого попросту не остается места.

"Отождествление" и "мнительность" нужно очень серьезно изучить. Уничтожить их способно лишь полное осознание и ясное понимание. Человек может не замечать их в себе, хотя ему несложно заметить их в других. Однако каждый должен помнить, что в этом он ничем от них не отличается. В этом все люди равны.

Итак, сказанное должно было помочь вам понять, с чего должно начинаться развитие человека и какую роль в этом играет самоизучение.

С самого начала мы сталкиваемся с одной языковой трудностью. Допустим, мы говорим о человеке с точки зрения уровня его развития. Но слово "человек" в обычном языке не допускает никаких градаций. Человек, совершенно бессознательный и не подозревающий об этом, человек, который борется за то, чтобы стать сознательным, человек, который обладает полным сознанием, – все они в нашем языке никак не различаются. Во всех случаях мы говорим просто "человек". Чтобы избежать этой путаницы и помочь студенту классифицировать его идеи, настоящая психологическая система делит людей на семь категорий.

Первые три категории обозначают практически один и тот же уровень развития:

Человек №1, в котором двигательный и инстинктивный центры преобладают над интеллектуальным и эмоциональным, то есть ФИЗИЧЕСКИЙ человек.

Человек №2, в котором эмоциональный центр преобладает над интеллектуальным, двигательным и инстинктивным – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ человек.

Человек №3, в котором интеллектуальный центр преобладает над эмоциональным, двигательным и инстинктивным – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ человек.

В обычной жизни мы встречаемся только с этими категориями людей. Каждый из нас и все, кого мы знаем, является человеком №1, №2 или №3. Существуют и люди более высоких категорий, но принадлежат они этим категориям не от рождения. Все они рождаются человеком №1, №2 или №3, и могут достичь высших категорий лишь пройдя через школу.

Человек №4 является продуктом школьной культуры. Он отличается от человека №1, №2 и №3 тем, что знает себя, понимает свое положение и обладает так называемым магнитным центром. Последнее означает, что обретение внутреннего единства, сознания, постоянного "Я" и воли, то есть идея развития стала для него более важной, чем другие его интересы. Описывая человека №4 следует добавить, что его функции и центры более сбалансированы, и что для достижения такого равновесия необходима работа над собой.

Человек №5 – это человек, который достиг внутреннего единства и самосознавания. Он отличается от обычного человека тем, что у него работает один из высших центров, и что он обладают многими функциями, которыми обычный человек, то есть человек №1, №2 и №3 не обладает.

Человек №6 – это человек, который обладает "объективным сознанием". У него начинает работать второй высший центр. Он обладает многими способностями и силами, выходящими за пределы понимания обычного человека.

Человек №7 – это человек который достиг всего, что может достичь человек. Он обладает постоянным "Я" и свободой воли. Он может контролировать все свои состояния сознания и уже не может потерять того, что приобрел.

Выделенные семь категорий людей могут быть положены в основу классификации, применимой для изучения любых форм человеческой деятельности. Формы деятельности видоизменяются в зависимости от того, какие люди их осуществляют.

Взяв, например, религию, мы увидим, что существует религия человека №1, к которой относятся все формы фетишизма вне зависимости от того, как они называются; существует эмоциональная, сентиментальная религия человека №2, переходящая иногда в фанатизм, грубейшие формы нетерпимости, преследование еретиков и т.п.; существует теоретическая, схоластическая религия человека №3, полная споров о словах, формах и ритуалах, которые становятся более важными, чем все остальное; существует религия человека №4, который работает над саморазвитием; религия человека №5, который, обретя внутреннее единство, может знать и видеть многое такое, чего люди №1, №2 и №3 не могут ни видеть, ни слышать. Существует также религия человека №6 и религия человека №7, о которых мы ничего знать не можем.

Та же классификация применима к искусству, науке и философии. Существует искусство человека №1, искусство человека №2, искусство человека №3; наука человека №1, наука человека №2, наука человека №3 и т.д. Примеры тому вам следует поискать самостоятельно.

Таким образом, настоящая психологическая система дает нам возможность освоить новый язык, способный связать категории, кажущиеся различными, и разделить идеи, которые по-видимому относятся к одной категории. Выделение семи категорий понятия "человек" служит примером этого нового языка. Психология есть изучение нового языка – таково четвертое определение психологии.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 775
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Х СУЩНОСТНОЕ ЕДИНСТВО И ТОЖДЕСТВО ВЫСШЕГОЯ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XI РАЗЛИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ АТМАНА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IX ПЯТЬ ВАЙЮ, ИЛИ ЖИЗНЕННЫХ ФУНКЦИЙ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VIII МАНАС, ИЛИ ВНУТРЕННИЙ РАЗУМ ДЕСЯТЬ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VII БУДДХИ, ИЛИ ВЫСШИЙ РАЗУМ Первой
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI СТУПЕНИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ Теперь мы
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V ПУРУША, НЕ ПОДВЕРЖЕННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ МОДИФИКАЦИЯМ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ПУРУША И ПРАКРИТИ Мы сейчас
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ЖИЗНЕННЫЙ ЦЕНТР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СВЕРХ-Я SOI
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЕДАНТЕ В
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие В наших предшествующих работах мы уже
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIII ВИДЕХА-МУКТИ И ДЖИВАН-МУКТИ Освобождение, в
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XXIV ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЙОГИНА: ВЫСШЕЕ ТОЖДЕСТВО
  • Р. Генон. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СОГЛАСНО ВЕДАНТЕ | Примечания Глава I: Исключение может быть сделанолишь для



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь