ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989)

- Оглавление -




ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Введение   Лекция II   Лекция III   Лекция IV   Лекция V

Я буду говорить об изучении психологии, но должен предупредить, что психология, о которой я говорю, весьма отличается от того, что может быть известно вам под этим именем.

Прежде всего я должен сказать, что психология, пожалуй, никогда еще не находилась на таком низком уровне, как сегодня. Она утратила всякую связь со своими истоками и своим смыслом, так что в настоящее время трудно даже определить сам термин "психология", то есть сказать, что такое психология и что она изучает. И это при том, что никогда еще не существовало такого множества психологических теорий и книг по психологии.

Психологию иногда называют новой наукой. Это совершенно неверно. Психология – едва ли не древнейшая, но, к сожалению, по существу забытая наука.

Чтобы дать определение психологии, нужно осознать тот факт, что психология, за исключением новейших времен, никогда не выступала под своим именем. По тем или иным причинам психологию всегда подозревали в каких-то ложных или подрывных тенденциях религиозного, политического или морального порядка, и поэтому ей приходилось принимать различные обличья.

Тысячи лет психология существовала под именем философии. Йога, которая по существу является психологией, в Индии считалась одной из шести систем философии. Учение суфиев, также по сути своей психологические, рассматривались как религиозно-метафизические. В Европе еще совсем недавно, в конце XIX века многие работы по психологии относили к философии. И несмотря на то, что почти все разделы философии, – такие как логика, теория познания, этика, эстетика – касаются работы человеческого ума и чувств, считалось, что психология стоит ниже философии и занимается менее важными сторонами человеческой природы.

Выступая под именем философии, психология одновременно, и даже с еще более давних времен существовала под крылом различных религий. Это не значит, что религия и психология представляли собой одно и то же, или что связь между ними сознавалась. Не вызывает сомнения, однако, что почти все известные религии, – разумеется, я имею в виду не современные подделки под религию, – вырабатывали то или иное психологическое учение, нередко связанное с определенной психологической практикой, так что изучение религии зачастую включало в себя изучение психологии.

В ортодоксальной религиозной литературе разных времен и народов существует много прекрасных работ по психологии. В эпоху раннего христианства, например, возникло собрание книг различных автором под общим названием "Добротолюбие", до сих пор используемое для наставления монахов православной церкви.

Наряду с тем, что психология была связана с философией и религией, она существовала также в форме искусства. Поэзия, театр, скульптура, танец и даже архитектура служили средствами для передачи психологического знания. Готические соборы, например, были по существу "психологическими произведениями".

В древности, еще до того как философия, религия и искусство обособились друг от друга и обрели известную нам ныне форму, психология существовала в форме мистерий, например, египетских и древнегреческих.

Позже, после исчезновения мистерий, психология существовала в форме символических учений, иногда связанных с современной им религией, а иногда не связанных – астрологии, алхимии, магии и, в новейшее время, масонства, оккультизма и теософии.

Здесь необходимо отметить, однако, что все психологические системы и учения прошлого и настоящего, независимо от того, существуют ли они открыто или скрыто и замаскировано, могут быть разделены на две основные категории.

Первая: системы, которые изучают человека таким, каким он есть, или таким, каким они его себе представляют. К этой категории относится в том числе современная "научная" психология или то, что нам известно под этим именем.

Вторая: системы, которые изучают человека не в плане того, каким он есть или каким он им представляется, а в плане того, каким он может стать, то есть с точки зрения его возможной эволюции.

Эти последние и являются собственно психологическими или, во всяком случае, древнейшими психологическими системами, и только они могут раскрыть нам забытые истоки и смысл психологии.

Если мы понимаем важность изучения человека с точки зрения возможностей его развития, то поймем также, что на вопрос "что такое психология?" следовало бы отвечать прежде всего так: психология есть изучение принципов, законов и фактов, связанных с возможным развитием человека.

В этих лекциях, я буду говорить только о такой психологии.

Прежде всего мы рассмотрим следующие два вопроса: что такое эволюция человека и существуют ли какие-то особые необходимые для нее условия.

Наша исходная идея будет состоять в том, что человек, каким мы его знаем, – это незавершенное существо; что природа развивает его лишь до определенного момента, а затем оставляет, предоставляя ему либо развиваться далее своими собственными силами и средствами, либо жить и умирать таким, каким он родился, – либо вырождаться, теряя всякую способность к развитию.

В таком случае эволюция человека будет означать развитие определенных внутренних качеств и черт, которые обычно остаются неразвитыми, ибо сами собой развиваться не могут.

Опыт и наблюдение показывают, что такое развитие может иметь место лишь в определенных условиях, при наличии определенного рода усилий со стороны самого человека и необходимой помощи со стороны тех, кто начал подобную работу ранее и уже достиг определенного уровня развития или, по крайней мере, знаком с определенными методами такой работы.

Мы должны уяснить прежде всего, что без личных усилий эволюция невозможна; невозможна она и без внешней помощи.

Затем нам нужно понять, что в ходе развития человек должен стать другим существом, нам нужно выяснить также, в каком смысле и в каком отношении человек должен стать другим существом, то есть что это значит – "другое существо".

И наконец нам нужно понять, что все люди не могут развиться и стать другими существами. Эволюция основана на личных усилиях и в масштабах человечества наблюдается лишь как редкое исключение. Это может показаться странным, но нам нужно понять, что эволюция – не просто редкое явление, но явление, которое наблюдается все реже и реже.

Разумеется, вышеприведенные утверждения порождают много вопросов:

  • Что значит фраза о том, что в ходе эволюции человек должен стать другим существом?

  • Что значит "другое существо?"

  • Какие внутренние качества можно развить в человеке и как это сделать?

  • Почему все люди не могут развиваться и становиться другими существами? Отчего такая несправедливость?

Я попытаюсь ответить на все эти вопросы и начну с последнего.

Итак, почему все люди не могут развиваться и становиться другими существами?

Ответ очень прост. Потому что они не хотят этого. Потому что они ничего не слыхали об этом и без долгой подготовки не поймут, что это значит, даже если им скажут.

Основная идея такова: чтобы стать другим существом, человек должен очень хотеть этого в течение долгого времени. Эпизодическое или неясное желание, основанное на неудовлетворенности внешними условиями, не дает достаточного толчка к развитию.

Развитие человека зависит от понимания им того, что он может получить и что он должен для этого отдать.

Если человек не желает развиваться или если он желает этого не очень сильно и не прилагает необходимых усилий, он никогда не разовьется. Ничего несправедливого в этом нет. Почему человек должен стремиться к тому, чего он не хочет? Вот если бы человека, довольного тем, что он собою являет, силою заставляли отказаться от этого и стать другим существом, это действительно было бы несправедливо.

Теперь мы должны спросить себя, что значит стать другим существом, преобразиться. Если мы рассмотрим все, что сможем найти в литературе по данному вопросу, то узнаем, что в результате преображения человек обретают много таких качеств и сил, которыми он в настоящее время не обладает. Это утверждение, общее для всех систем, рассматривающих идею психологического или внутреннего роста человека.

Но этого недостаточно. Даже самые детальные описания новых сил не позволят нам понять, как эти силы появляются и откуда они приходят.

В общеизвестных учениях, даже тех из них, которые основаны на идее возможности человеческого развития, связь между обретаемыми силами и их источником утеряна.

Все депо в том, что прежде, чем обрести какие-либо новые способности и силы, которыми человек в нынешнем состоянии не обладает, он должен обрести способности и силы, которыми он также не обладает, но приписывает себе, полагая, что они ему известны, что он способен контролировать их и пользоваться ими.

Это и есть утерянная связь, и это самый важный пункт.

На пути развития, описанном мною ранее, – пути, основанном на усилии и помощи, – человек должен обрести качества, которые он ошибочно считает присущими себе в настоящий момент.

Чтобы лучше понять это и чтобы выяснить, какие способности и силы может обрести человек, – не только новые, необычные, но и те, которыми он якобы уже обладает, – мы должны выяснить, что человек знает о себе вообще.

Здесь мы подходим к очень важному факту.

Человек себя не знает. Он не знает своих ограничений и возможностей, он не знает даже, что он себя не знает.

Человек изобрел много машин и знает, что сложную машину иногда нужно изучать годами, прежде чем научиться управлять ею. Но хотя он сам является машиной гораздо более сложной, чем те, которые он изобрел, на самого себя он это знание не распространяет.

Человек многообразно заблуждается на свой счет. И первое из его заблуждений состоит в том, что он не считает себя машиной.

В действительности же он является именно машиной, которая приводится в движение внешними влияниями и воздействиями. Все его движения, действия, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли производятся внешними влияниями. Он представляет собой не более чем автомат с определенным запасом резервной энергии.

Необходимо понять, что человек ничего не может сделать сам.

Не понимая этого, он приписывает себе такую способность. Это первая из воображаемых человеческих способностей.

Это необходимо очень ясно понять. Человек неспособен действовать. Ибо в действительности все его действия случаются. Случаются, подобно тому как "идет дождь" или "тает снег". Человеку кажется, что он думает, читает, пишет, любит, ненавидит, развязывает войны, борется и т.п. В действительности же все это с ним случается.

Человек не может самостоятельно двигаться, думать, или говорить. Он – марионетка, приводимая в движение невидимыми нитями. Если он поймет это, он сможет узнать о себе больше, и тогда, возможно, в нем что-то начнет меняться. Но если он окажется неспособен осознать свою полную машинальность, если он не захочет принять ее как факт, он не узнает больше ничего и ничего в нем не изменится.

Человек – это машина, но очень своеобразная машина. Это машина, которая в надлежащих обстоятельствах и при надлежащем отношении может осознать себя машиной, и, полностью поняв это, может найти пути к тому, чтобы перестать быть машиной.

Первое, что человек должен знать, – это то, что он не нечто единое, а нечто множественное. Он не имеет постоянного или неизменного Я или эго. Он всегда разный. В один момент он – один, в другой – другой, в третий – третий и т.д.

Иллюзия единства или единого Я создается, во-первых, ощущением физического тела, во-вторых, именем и, в-третьих, определенным числом машинальных привычек. Ощущая одно и то же физическое тело, слыша одно и то же имя, и замечая в себе одни и те же привычки и наклонности, человек полагает, что он всегда один и тот же.

В действительности же в человеке нет ни внутреннего единства, ни управляющего центра (Я или эго). Выглядит он как правило таким образом:

Каждая мысль, каждое чувство, каждое ощущение, каждое желание, каждое "нравится" и "не нравится" есть Я. Эти Я не связаны между собой и никоим образом не скоординированы. Каждое из них зависит от изменения внешних условий и от смены впечатлений.

Некоторые из них механически следуют за другими, другие же всегда появляются в качестве компонентов каких-то состояний. Но в них нет общей системы и порядка.

Существуют определенные группы Я, которые связаны естественно. Мы будем говорить об этих группах позже. Сейчас мы должны постараться понять, что существуют группы Я, связанные лишь случайными ассоциациями, случайными воспоминаниями или воображаемым сходством.

Каждое из этих Я представляет собой какую-то малую часть нашего мозга, ума или интеллекта, но каждое из них воображает, будто представляет собой целое. Когда человек говорит "я", это звучит, как если бы он имел в виду всего себя; но даже в том случае, когда он действительно имеет это в виду, это не более чем преходящая мысль, преходящее настроение или преходящее желание. Через час он может полностью забыть его, и с той же убежденностью выражать противоположное мнение, противоположный взгляд, противоположные интересы. Беда только в том, что человек не помнит этого. В большинстве случаев он верит каждому последнему Я до тех пор, пока следующее Я, иногда совершенно не связанное с предыдущим, не заявит свое мнение или желание громче, чем первое.

Теперь давайте возвратимся к двум другим вопросам.

Что такое развитие? И как понимать то, что человек может стать другим? Или, иными словами, какого рода изменения возможны и как их осуществить?

Как уже было сказано, изменение человека начинается с развития тех сил и способностей, которые он приписывает себе, но которыми он в действительности не обладает. Это значит, что прежде чем приобрести какие-то новые силы и способности, человек должен действительно развить в себе те качества, которыми он, как ему кажется, уже обладает.

Человек не может начать развиваться, если он заблуждается на свой счет. Человек должен знать, что он имеет и чего не имеет. Это значит, что он должен осознать факт отсутствия у себя тех качеств, которые он себе приписывает: способности действовать, индивидуальности или внутреннего единства, постоянного эго, а также сознания и вопи.

Человеку необходимо осознать это, ибо до тех пор, пока он считает, что обладает этими качествами, он не предпримет надлежащих усилий для их приобретения, – подобно тому, как человек не купит дорогих вещей, заплатив за них большую цену, если он думает, что такие вещи у него уже есть.

Что такое сознание?

Как правило, в обычном словоупотреблении под сознанием подразумевается "интеллект" в смысле умственной деятельности.

В действительности же такое сознание есть лишь частное проявление "сознательности", которая не зависит от умственной деятельности и связана прежде всего с само-сознаванием, – сознаванием себя, а также сознаванием того, кто ты, где ты, что знаешь, чего не знаешь и т.д.

Только сам человек может знать, "сознателен" ли он, обладает ли он сознанием в данный момент или нет: наличие или отсутствие сознания не может быть доказано путем наблюдения за человеческим поведением. Этот факт был установлен очень давно, но поскольку его связывали прежде всего с пониманием сознания как психического процесса или умственной активности, важность этого факта не была оценена должным образом. До того, как в человеке появляется сознание, он его не имеет; после появления сознания он сразу же забывает об этом, а если и помнит, то это является не сознанием, но лишь воспоминанием о некоем важном событии.

Теперь я хочу обратить ваше внимание на другой факт, оставленный без внимания всеми психологическими школами. А именно, что сознание никогда не сохраняется на одном уровне. Высшие моменты сознания образуют память, других его проявлений человек просто не запоминает. Это больше, чем что-либо другое, создает в человеке иллюзию непрерывности сознания или непрерывности сознавания.

Некоторые современные психологические школы, – если они могут быть названы таковыми, – полностью отрицают сознание, отрицают даже необходимость такого термина. Другие школы, говоря об уровнях сознания, имеют в виду мысли, чувства, двигательные импульсы и ощущения. В основе этого взгляда лежит фундаментальная ошибка, а именно, смешение сознания с психическими функциями. Об этом мы поговорим позже. В преобладающем же большинстве случаев современная мысль принимает старую формулу, согласно которой сознание не имеет градаций. Методологическая фиксация этой идеи препятствует ряду возможных наблюдений изменения сознания.

Дело в том, что сознание как таковое имеет ряд ясно различимых параметров, причем параметры эти представляют собой переменные величины.

Во-первых, продолжительность: сколько времени человек был сознательным.

Во-вторых, частота появления: как часто человек становится сознательным.

В-третьих, широта и глубина: что человек сознает.

Уже первые два положения позволяют нам понять идею возможности развития сознания. Эта идея основана на том факте, хорошо известном старым психологическим школам, но совершенно упущенном из виду европейской философией и психологией последних двух-трех столетий, что сознание, управляемое посредством особых усилий и особой дисциплины, может стать непрерывным.

Я попробую показать, как можно изучать сознание. Возьмите часы и посмотрите на секундную стрелку, пытаясь сознавать себя и сосредоточившись на мысли "я, такой-то и такой-то, нахожусь сейчас здесь". Старайтесь не думать ни о чем другом, просто следите за движением секундной стрелки и сознавайте себя, ваше имя, ваше существование и место, где вы находитесь. Отбросьте все другие мысли. Если вы проявите достаточно настойчивости, вы сможете делать это в течение двух минут. Это – предел вашего сознания. И если вы попробуете повторить этот эксперимент, то увидите, что он дается вам труднее, чем в первый раз.

Этот эксперимент показывает, что человек в своем естественном состоянии может сознавать один предмет (в данном случае – самого себя) лишь в течение двух минут или меньше.

Самый важный вывод, который можно сделать в результате этого эксперимента, заключается в том, что человек не сознает себя. Иллюзия самосознавания создается памятью и процессами мышления.

Например, человек идет в театр. Если он привык к этому, он не сознает своего пребывания в театре, хотя может наслаждаться представлением или порицать его; он может запомнить его, запомнить людей, которых встречал и т.д.

Когда он приходит домой, он вспоминает, что был в театре, полагая, конечно, что был при этом сознательным. Поэтому он не сомневается в своем сознании и не понимает, что в то время как он разумно действует, думает, наблюдает и т.д., у него может полностью отсутствовать сознание.

Вообще говоря, существует четыре состояния сознания: сон, бодрствующее состояние, самосознавание и объективное сознание. Однако реально человек живет только в двух из этих состояний: часть жизни он проводит во сне, проводя остальную часть в так называемом "бодрствующем состоянии", хотя в действительности его бодрствующее состояние мало чем отличается от сна.

В обычной жизни человек ничего не знает об "объективном сознании", и никакие эксперименты в этом направлении невозможны. Третье состояние, или "самосознавание" человек себе только приписывает, полагая, что он им обладает, хотя в действительности он сознает себя только в очень редкие мгновения, даже в эти моменты не всегда отдавая себе отчет в том, что вошел в особое состояние сознания. Эти вспышки осознания возникают, как правило, в исключительных ситуациях, в эмоционально насыщенных состояниях, в моменты опасности, в новых и неожиданных обстоятельствах, а иногда и в обычной обстановке, когда ничего особенного не происходит. Но в привычном или "нормальном" состоянии человек этими вспышками не управляет.

Если мы рассмотрим содержание нашей памяти, то обнаружим, что помним только моменты осознания, хотя в те моменты мы могли и не отмечать факта осознания.

Что означает память в "техническом смысле" и какими видами памяти мы обладаем, я объясню позже. Сейчас я просто хочу обратить ваше внимание на наблюдение вашей собственной памяти. Вы заметите, что помните различные события в различной степени. Некоторые события вы помните очень живо, отдельные очень плохо, а некоторые совсем не помните. Вы знаете только, что они "имели место".

Вы будете очень удивлены, обнаружив, как мало вы по существу помните. Это связано с тем, что вы помните только те моменты когда были сознательными.

Поэтому в отношении третьего состояния сознания мы можем сказать, что моменты самосознавания для нас случайны, что они оставляют яркие воспоминания об обстоятельствах, им сопутствующих, но что мы над ними не властны. Они приходят и уходят сами собой, будучи обусловлены внешними обстоятельствами, случайными ассоциациями или эмоционально насыщенными воспоминаниями.

Возникает вопрос: можно ли обрести контроль над этими мгновенными вспышками осознания, вызывать их чаще, сохранять дольше, или даже сделать их постоянными? Другими словами: можно ли стать сознательным?

Это чрезвычайно важный вопрос, и нам необходимо достичь в нем ясности прежде, чем приступить к рассмотрению других вопросов, также оставленных без внимания всеми школами современной психологии.

Посредством надлежащих методов и надлежащих усилий человек может обрести контроль над сознанием и сознание как таковое, равно как и все с ним связанное. А что с ним связано, мы в нынешнем своем состоянии не можем даже представить.

Только после того, как этот пункт должным образом понят, становится возможным серьезное изучение психологии.

Это изучение начинается с исследования недостатков своего сознания, ибо сознание можно начать развивать лишь тогда, когда по крайней мере некоторые из этих недостатков устранены.

В следующих лекциях я буду говорить об этих недостатках, главным из которых является есть уверенность в том, что мы себя знаем, – во всяком случае, до некоторой степени, – тогда как в действительности мы себя совершенно не знаем.

Нам нужно понять, что психология фактически означает самоизучение. Это второе определение психологии.

Нельзя изучать психологию так же, как, скажем, астрономию, то есть безотносительно к самому себе.

Вместе с тем к самоизучению следует подходить так, как если бы речь шла об изучении некой сложной машины. Человек должен знать, из каких частей состоит эта машина, он должен изучить ее главные функции, условия правильной работы, причины неправильной работы, и многое другое, о чем трудно было бы говорить, не используя специальный язык. Поэтому изучение машины предполагает предварительное знакомство с этим языком.

У человеческой машины имеется семь разных функций:

  1. мышление (или интеллект)
  2. чувство (или эмоции)
  3. инстинктивная функция (или внутренняя работа организма)
  4. двигательная функция (вся внешняя работа организма – движения в пространстве и т.д.)
  5. половая функция (функция двух принципов, мужского и женского, во всех проявлениях)

Кроме упомянутых существуют еще две функции, которые не отражены в обычном языке и проявляются только в высших состояниях сознания: первая – высшая эмоциональная функция, которая проявляется в состоянии самосознавания; вторая – высшая умственная функция, которая проявляется в состоянии объективного сознания. Если нам недоступны высшие состояния сознания, мы не можем изучать эти функции или проводить с ними эксперименты; мы знаем о них только благодаря тем, кто достиг и испытал их. В религиозно-философской литературе разных народов имеется много упоминаний о высших состояниях сознания и высших функциях. Дополнительная трудность в понимании этих намеков возникает в результате недостаточного различения высших состояний сознания. То, что в литературе определяется как самадхи, экстаз, просветление, космическое сознание и т.д., может относиться и к случаям самосознавания, и к случаям объективного сознания. Это может показаться странным, но литература предоставляет нам гораздо больше материалов о наивысшем состоянии объективного сознания, чем о промежуточном состоянии самосознавания, хотя первое может придти только за последним.

Самоизучение нужно начинать с изучения первых четырех функций: мышления, чувств, инстинктивной и двигательной. К изучению половой функции следует приступать лишь после того, как будут достаточно хорошо изучены эти четыре функции. В противоположность некоторым современным теориям, половая функция по существу является благоприобретенной, – она образуется лишь после того как сформируются первые четыре функции и обусловлена ими. Поэтому изучение половой функции пойдет на пользу лишь тогда, когда будут изучены проявления первых четырех функций. В то же время необходимо учитывать, что любое серьезное нарушение или отклонение половой функции делает невозможным не только саморазвитие, но и самоизучение.

Теперь мы рассмотрим четыре главные функции человеческой машины. Надо полагать, вам ясно, что я подразумеваю под интеллектуальной или мыслительной функцией. К ней относятся все умственные процессы: рассуждение, сравнение, осознание впечатлений, формирование представлений и понятий, утверждение, отрицание, формирование слов, речь, воображение и т.д.

Вторая функция – это чувства или эмоции: радость, горе, страх, изумление и т.д. Если вы полагаете, что вам ясно, чем эмоции отличаются от мыслей, то я все же посоветовал бы вам пересмотреть ваши представления. В нашем обыденном мышлении и обыденной речи мы нередко смешиваем мысль и чувство; но для того, чтобы начать самоизучение, необходимо ясно различать, что есть что.

Две следующие функции – инстинктивная и двигательная, гораздо менее известны: ни в одной из обычных систем психологии вы не найдете их правильного описания и разделения. Слова "инстинкт" и "инстинктивный" обычно употребляются в неверном смысле, а нередко и без всякого смысла. В частности, к инстинктивным обычно относят внешние функции, которые в действительности относятся к двигательным или к эмоциональным.

Инстинктивная функция включает в себя четыре различные класса функций:

  1. Вся внутренняя работа организма, пищеварение и усвоение пищи, дыхание, кровообращение, работа внутренних органов, образование новых клеток, удаление отработанных материалов, работа желез внутренней секреции и т.д.

  2. Так называемые пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и все другие чувства, такие, как чувство тяжести, температуры, сухости, влажности и т.д., то есть различные ощущения, которые сами по себе ни приятны, ни неприятны.

  3. Все рефлексы, даже самые сложные, такие как рефлексы смеха, зевоты, все виды физической памяти – память вкуса, запаха, боли и т.д., – которые фактически являются внутренними рефлексами.

  4. Все физические эмоции, то есть приятные или неприятные ощущения. Чувство боли, все виды неприятных чувств, таких как неприятный вкус или неприятный запах, а также все виды физического удовольствия – приятный вкус, приятный запах и т.п.

Двигательная функция включает в себя все внешние движения, такие как ходьба, речь, письмо, еда и память о них. К двигательной функции относятся также движения, которые в обычном словоупотреблении именуются "инстинктивными", вроде машинального использования тех или иных предметов.

Различие между инстинктивной и двигательной функциями состоит в том, что все инстинктивные функции – это врожденные функции и их не нужно осваивать для того, чтобы пользоваться ими, тогда как двигательные функции – это функции благоприобретенные: все их нужно освоить, подобно тому как ребенок осваивает прямохождение, речь или письмо.

Поняв, чем различаются проявления четырех главных функций, – интеллектуальной, эмоциональной, инстинктивной и двигательной, – необходимо наблюдать эти проявления в себе самом. Такое самонаблюдение создает основу для самоизучения и представляет собой начало психологии.

В ходе наблюдения за различными функциями полезно наблюдать их проявления в сопряжении с различными состояниями сознания.

Возьмем три состояния сознания – сон, состояние бодрствования и возможные вспышки самосознавания, а также четыре функции – мышление, чувство, инстинктивную и двигательную. Все четыре функции могут проявлять себя во сне, но их проявления при этом, как правило, бессвязны и неэффективны; ими невозможно пользоваться, они совершенно неуправляемы.

В состоянии бодрствования или относительной сознательности они в какой-то степени могут служить нам средством ориентации. Их результаты могут сравниваться, проверяться, исправляться, и хотя они являются источником многочисленных заблуждений, в обычном состоянии бодрствования нам не остается ничего иного, как пользоваться ими.

Приняв во внимание ту массу ложных наблюдений, теорий, выводов и заключений, которые мы делаем в этом состоянии, мы вынуждены будем признать, что не можем во всем доверять себе. Такая вера возникает благодаря тем редким моментам, когда функции человека проявляются в сопряжении со вспышками третьего состояния сознания – самосознавания.

Таким образом, каждая из четырех функций может проявляться в каждом из трех состояний сознания. Но результаты их проявлений при этом совершенно различны. Когда мы научимся наблюдать эти результаты и их различие, мы поймем, как соотносятся функции человека и состояния его сознания.

Но прежде чем мы уясним, чем различаются проявления функций в различных состояниях сознания, необходимо будет ясно понять, что сознание человека и его функции – это совершенно разные вещи, природа которых совершенно различна, которые зависят от разных причин и могут существовать независимо друг от друга.

Функции могут осуществляться без участия сознания, а сознание может существовать вне функций.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 800
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Да Лав-Ананда НАСТРОЕНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ беседа с учениками
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Дэн Радьяр ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ТО,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ЛЮБОВЬ, СВОБОДА И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Интервью
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Сатпрем ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО Один
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ Что такое просветление
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Кен Уилбер ПРЕДЕЛЬHОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ Кен Уилбер
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 1 КАРТЫ РЕАЛЬНОСТИ В конце своего
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 2 ЖЕНЩИНЫ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Свами Вивекананда,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ред. ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕИздательство Трансперсонального



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь